kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены примеры упражнений для сохранения и укрепления здоровья младших школьников на уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Афанасова В.И.

Аннотация. Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе. Приведены примеры упражнений для сохранения и укрепления здоровья младших школьников на уроках.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, общеоздоровительные упражнения.

Одной из актуальных тем XXI века является здоровье человека. По наблюдениям выявлено, что 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так получается? Взрослые считают, что для ученика самое главное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если организм ослаблен болезнями? К сожалению, здоровье как жизненная ценность, не всегда ставится в школе на первое место. Даже если дети достаточно двигаются на переменах, это не приносит большой пользы, так как все движения однообразны. Три урока физкультуры в неделю недостаточно для того, чтобы сформировать привычку сохранять собственное здоровье.

Особенность школьного обучения заключается в обязательном достижении определенных результатов по предметам, что приводит к психическим расстройствам, нервным срывам, стрессам. У детей пропадает желание учиться, активно и интересно жить.

Много времени современные дети проводят за компьютерами, сотовыми телефонами. Малоактивный образ жизни приводит не только к проблемам со здоровьем, но и к трудностям в учении.

Как сделать так, чтобы обучение в школе приносило удовлетворение? Ответ заключается в применении в учебном процессе здоровьесберегающих технологий. Это даст шанс решать проблему сохранения здоровья учащихся осознанно, с учетом индивидуальных особенностей детей.

В учебный процесс необходимо включать здоровьесберегающие технологии:

- медико-гигиенические;

- физкультурно-оздоровительные;

- экологические;

- технологии безопасности жизнедеятельности;

- здоровьесберегающие [1].

Задача учителя начальной школы заключается в систематическом проведении на уроках физкультминуток: специальных упражнений для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для правильного дыхания, для укрепления мышц глаз, комплекс упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета и реальную пользу приносят только тогда, когда предлагаемые упражнения способствуют оздоровлению детей.

Приведем несколько примеров.

1) В целях снятия общего напряжения для расслабления различных групп мышц в начальной школе часто используются энергизаторы под стихотворные тексты. Дети произносят слова, при этом выполняя различные движения.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте за мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись,

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре –

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку –

Все мы делаем зарядку.

2) Особое внимание следует уделять упражнениям для развития кистей рук, так они у младших школьников только формируются. Например.«Моем ручки». Дети имитируют мытье рук.

«Здравствуйте». Поочередно касаются подушечками пальцев одной руки подушечек пальцев другой руки, при этом повторяя слово «здравствуйте».

«Солим капусту». Дети показывают движения: капусту рубим, трем, солим, жмем. [2].

2) Для профилактики и коррекции нарушения зрения в классе есть офтальмотренажер, специальная схема зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана под руководством профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Она позволяет снять напряжение с мышц глаз после длительного письма или чтения.

Для снятия усталости глаз можно использовать карточки с заданиями, которые учитель развешивает по классу. На карточках изображены предметы, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры. По просьбе учителя дети отыскивают на стенах отгадки на загадки, правильные ответы на арифметические действия, нужные слова, геометрические фигуры.

3) Для улучшения слуха можно проводить следующую гимнастику: различными движениями дети массируют мочки ушей.

5) Для профилактики опорно-двигательной системы полезно использовать следующие упражнения: ходьба на носках и пятках с различным положением рук, повороты головы в стороны, приседание с поднятыми руками.

6) Для расслабления рук, ног, корпуса можно использовать упражнение «Кораблик». Дети переносят тяжесть туловища с одной ноги на другую, иммитируя качку на море.

7) Для расслабления мышц живота используем упражнение «Шарик». Надуваем живот так, будто это воздушный шарик.

Для активизации работы организма важно переодически менять позы ребенка во время занятий. Для этого в кабинете есть конторки. Проводить смену поз удобно во время ответов учеников, при выполнении устных упражнений, при объяснении нового материала.

В.Ф. Базарный считает, что одной важной предпосылкой нормального развития ребенка является пространство. «Пространство – это высшая свобода моторики»- говорит он [3]. В.Ф. Базарный предлагает использовать экологическое панно, на котором изображен пейзаж. Оно должно соответствовать каждому времени года. Планируя урок, учитель подбирает задания для групповой или индивидуальной работы, используя экологическое панно.

Для укрепления здоровья в начальных классах нужно организовывать двигательные переменки, где дети не просто бегают по коридору, а активно играют в подвижные игры. Это сплачивает детский коллектив, дает возможность каждому ученику проявить свои физические возможности.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Только человек, который живет в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.


Литература

1. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. М.: ВАКО, 2007.- 304 стр.
2. Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с.

3. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома /В.Ф. Базарный. – М., 2005. – 176с. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасова Валентина Ивановна

Дата: 17.12.2019

Номер свидетельства: 532459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья на тему: «Метод проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-na-tiemu-mietod-proiektov-v-protsiessie-formirovaniia-osnov-zdorovogho-obraza-zhizni-v-soznanii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149049"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419935835"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-zdorov-ie-mladshikh-shkol-nikov-probliema-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "117316"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412766706"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tropinka-k-zdorov-iu-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "129679"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415734264"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Здоровьесберегающие технологии в ГПД "
    ["seo_title"] => string(48) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-gpd"
    ["file_id"] => string(6) "230164"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442007572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства