Современные младшие школьникииспытывают значительные нагрузки. С каждым годом в начальной школе усложняются учебные программы. Многие дети, кроме внеурочной деятельности, кружков и продлёнки в школе, посещают кружки в Доме культуры, спортивные секции, художественные или музыкальные школы, центры дополнительного образования. Каждый младший школьник проводит много времни и за компьютером, и за столом. Детям не хватает времени на прогулки. Все это сказывается на здоровье школьника. Что же необходимо делать школьнику, второкласснику, чтобы укреплять свое здоровье?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Здоровье, как образ жизни младшего школьника"»
Здоровье, как образ жизни
младшего школьника
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ……………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Что влияет на здоровье школьников?...............................5
Как сохранить хорошее зрение?........................................5
Как сохранить правильную осанку и стопу?....................7
РАЗДЕЛ 2. Что такое правильное питание?.........................................9
Как улучшить иммунитет?.................................................10
Заключение……………………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Современные младшие школьники испытывают значительные нагрузки. С каждым годом в начальной школе усложняются учебные программы. Многие дети, кроме внеурочной деятельности, кружков и продлёнки в школе, посещают кружки в Доме культуры, спортивные секции, художественные или музыкальные школы, центры дополнительного образования. Каждый младший школьник проводит определенное время и за компьютером, и за столом. Детям не хватает времени на прогулки. Все это сказывается на здоровье школьника.
Что же необходимо делать школьнику, второкласснику, чтобы укреплять свое здоровье? Я решил провести исследование на тему: «Здоровье, как образ жизни младшего школьника».
Цель нашего исследования: установить, каким должен быть образ жизни школьника, чтобы каждый ученик 2 класса стал здоровым.
Задачи исследования:
Выявить факторы, влияющие на здоровье школьников.
Установить заболевания, наиболее распространенные у учеников нашей школы, особенно нашего класса.
Разработать правила, необходимые второкласснику для улучшения его здоровья.
Гипотеза исследования: предположим, что на здоровье учеников моего класса, мальчиков и девочек, влияют следующие факторы: - неправильное освещение; тяжёлые портфели; неправильное питание; низкий иммунитет.
Чтобы выявить причины, ухудшающие здоровье школьников, необходимо определить: какие заболевания наиболее распространены у учеников нашей школы, а именно 2 класса.
Согласно данным медицинского кабинета нашей школы в 2014 г. установлено 459 случаев простудных заболеваний (ОРВИ), 47 из них не обошлись без осложнения пневмонией, бронхитом или ангиной.
Всего на данный момент в школе обучается 659 учеников. Почти у каждого второго школьника установлено нарушение осанки (307 человек), а у каждого четвертого – нарушение зрения (175 человек). Кроме того, у 112 человек выявлено увеличение щитовидной железы, у 86 школьников зафиксировано плоскостопие, а 91 ученик имеет заболевание органов пищеварения. Это и стало проблемой нашего исследования.
РАЗДЕЛ 1
Что влияет на здоровье школьников?
Начнём с определения, а что же такое здоровье? Здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения.
На здоровье школьников влияет плохая экология, некачественные продукты питания, вредные привычки и стресс, малоподвижный образ жизни, несоблюдение режима дня и правил личной гигиены, увеличения времени, проводимого за компьютером.
Как сохранить хорошее зрение?
Пожалуй, одним из основных органов чувств являются глаза. Человек получает более 80 % информации о мире с помощью зрения. Поэтому очень важно развивать и защищать зрение школьников.
Близорукость начинает развиваться постепенно и незаметно. Этому способствуют недостаточное освещение рабочего места, неправильная посадка при письме и чтении, а также мелкий или плохой шрифт.
Проведя анкетирование «Условия выполнения домашнего задания», мы установили, что практически всегда (86%) домашние задания выполняются в вечернее время суток, при искусственном освещении ламп. Не все соблюдают правила организации рабочего места.
Некоторые ученики (9%) делают уроки без дополнительного освещения на столе. 32% учеников выполняют устные задания, лёжа на диване, сидя в кресле.
Учитывая, что света от общего освещения комнаты не достаточно, необходимо дополнительное освещение на столе с левой стороны, при письме правой рукой и с правой стороны – при письме левой рукой. Естественное дневное освещение является наилучшим для зрения. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. Такое расстояние не напрягает зрение. Через каждые 30-40 минут занятий следует устраивать 10 минутный отдых, лучше на свежем воздухе. Не рекомендуется долго смотреть телевизор, при этом от экрана телевизора следует находиться не ближе 2,5 метров. Комната в это время должна быть освещена.
Основной проблемой школьника является увеличение времени, которое он проводит перед экраном компьютера. 74 % опрошенных учеников проводят за компьютером более 1 часа в день. В то время как длительность одного занятия не должна превышать 30-40 минут, при этом расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 см и не более 1 м (зависит от диагонали и модели монитора). Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение человека, либо не отражались от экрана монитора. Кроме того, нельзя работать на компьютере в полной темноте. Занятия за компьютером поздно вечером негативно влияют не только на зрение, но и на состояние нервной системы в целом.
Исходя из опроса, во время поездки в транспорте каждый пятый школьник любит почитать журнал, а каждый четвертый - поиграть в игры на мобильном телефоне. Всё это может привести к быстрому переутомлению глаз и близорукости.
При неосложнённой близорукости зрение может восстановиться без специальных упражнений. Для этого нужно снизить нагрузку на глаза, больше отдыхать, быть на свежем воздухе и заниматься физкультурой.
Профилактическое воздействие также оказывает включение в рацион школьника: черники, шиповника, моркови, облепихи, земляники, калины, клюквы, рябины, картофеля, капусты, помидор, репы, а также витаминов А, В1, В2, В6, В12, С.
Как сохранить правильную осанку истопу?
Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут. С непривычки держать такую позу трудно. Но, если делать специальные упражнения и постоянно следить за своей осанкой, то через некоторое время поддерживать правильную позу не составит никакого труда.
У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперед, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.
Кроме того, если у человека есть плоскостопие, то это обязательно сказывается на его осанке. При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать движения при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается нормальная работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах.
Каковы же причины нарушения осанки? Анкетирование школьников обнаружило следующие основные причины нарушения осанки:
– неправильное расположение тела за столом во время занятий (30%), в кресле у телевизора или компьютера (32%), а также во время сна (43%);
Во время занятий сидеть за столом нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 см задвинут под стол. Неправильная посадка приведет к появлению проблем не только с позвоночником, но и со зрением.
К нарушению осанки ведёт низкая двигательная активность. Если не заниматься спортом и даже не делать зарядку, то мышцы спины недостаточно развиваются. Поэтому школьник не может в течение длительного времени сохранять правильную осанку и начинает сутулиться или склонять туловище в сторону, что приводит к нарушению осанки.
Анкетирование нашего класса показало, что больше половины опрошенных занимаются спортом, ежедневно делают зарядку, любят покататься летом на роликах. Но есть и те, кто ведет неактивный образ жизни.
Ещё одна из причин, влияющих на осанку учащихся - это длительное ношение тяжёлого портфеля на одном плече. Норматив веса школьного портфеля 10 % от веса школьника. Он составляет в среднем 3 кг.
Средний вес портфеля составляет от 3 до 4 кг. Поэтому «перегруженный» портфель влияет на формирование неправильной осанки.
Благодаря тому, что сменная обувь хранится в классных раздевалках, ежедневный вес портфеля уменьшен в среднем на полкилограмма.
РАЗДЕЛ 2
Что такое правильное питание?
Развитие и рост ребенка невозможны без правильного, полноценного питания. Растущий организм необходимо обеспечивать достаточным количеством питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода). В рационе должны присутствовать молочные продукты - это молоко, кефир, творог, а также должны быть мясо, рыба, каши, овощи и фрукты. Для нормальной работы щитовидной железы в питании школьника должны присутствовать йодированная соль и морские продукты, содержащие йод.
Нельзя забывать о качестве продуктов (их свежести, наличии в продукте искусственных добавок). Употребление некипяченой водопроводной воды должно быть исключено из рациона.
А еще на здоровье школьника оказывает влияние соблюдение правил личной гигиены. Обязательно нужно мыть руки перед едой, утром и вечером чистить зубы. Каждый второй из опрошенных школьников грызёт ногти. Из-за этой плохой привычки через маленькие ранки в организм попадают микробы, что может привести к серьезным болезням.
Очень важно соблюдать режим питания. Согласно изученной мной литературы, школьникам рекомендуется 4-х разовое питание. Не допустимы перерывы в питании более 7 часов. Иначе это приведет к ослаблению внимания школьника, вялости, что скажется на его учебе. Кроме того, после длительного перерыва в еде, ребенок, сильно проголодавшись, сразу может съесть большое количество пищи, плохо ее пережевывая. Пища, проглоченная наспех, в большом количестве, плохо переваривается. Желудок в этом случае получает непосильную для него перегрузку.
2.1. Как улучшить иммунитет?
Иммунитет – это способность организма человека вырабатывать защитные антитела и противостоять различным болезням.
Пожалуй, самыми распространенными являются простудные заболевания (ОРВИ). Все мы знаем, что иногда их количество бывает настолько большим, что нельзя было посещать ни школы, ни кинотеатры – все закрывается на карантин.
Что же нужно нашему иммунитету? Изучив литературу, мы можем сделать следующий вывод, что очень важно:
1. Правильно питаться, соблюдая режим питания. В рационе школьника должны быть разнообразные и легко усвояемые продукты. Нужно следить за качеством продуктов.
2. Нужно соблюдать правила личной гигиены, не грызть ногти.
3. Важно, чтобы школьник умел отдыхать от занятий – нужно выделить время для активных игр и пребывания на свежем воздухе.
4. Занятия спортом и ежедневные физические упражнения не только укрепляют наши мышцы, улучшают осанку, но и повышают иммунитет.
5. Дыхательная гимнастика обогащает кровь кислородом. Делая её, мы чистим клетки своего организма естественным путем.
6. Очень полезно закаливание. Но выполнять закаливающие мероприятия можно только будучи здоровым.
7. Полезно принимать витамины.
8. Считаю, что большое значение имеет также вакцинация от гриппа. При этом у человека вырабатываются необходимые для иммунитета антитела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования нашла свое подтверждение гипотеза о факторах, влияющих на здоровье. Действительно, на здоровье школьников влияют неправильное освещение, тяжёлые портфели, неправильное питание, низкий иммунитет.
Основной проблемой школьника является увеличение времени, которое он проводит перед экраном компьютера и малое количество времени, проводимое на свежем воздухе.
Таким образом, проведя исследование образа жизни школьников начальных классов, учеников 2 класса, мы пришли к выводу, что здоровье далеко не всегда и не у всех школьников является действительно образом жизни. Нарушения рекомендаций и правил здорового образа жизни приводят к множеству заболеваний и нарушений в здоровье.
По результатам опроса школьников разработали правила, которые могут помочь школьникам сохранить хорошее зрение, правильную осанку, исправить плоскостопие.
Считаем, что наши рекомендации по сохранению и улучшению здоровья всегда помогут и подскажут школьнику, что нужно ему делать, чтобы быть здоровым!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация - Школа здоровья. — 1999.
2. Лях В.И. Мой друг – физкультура: Учебник для учащихся 1-4 классов нач. школы – М.: Просвещение, 2014.
3. Азбука здоровья. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.