Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков , 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9% до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8 %. Одна из частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровье до того перевешивает
все блага жизни, что воистину
здоровый нищий счастливее
больного короля.
(А. Шопенгауэр)
Направление:
спортивно-оздоровительная работа в учебно-воспитательном процессе.
Проект предполагает создание здоровьесберегающей среды в классе. Реализация данного проекта призвана способствовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Цели и задачи проекта
Главная цель проекта - обеспечение школьникам возможности сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе в заезде, сформирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.
В соответствии с этим, образовательный проект решает следующие задачи:
Сохранить здоровье обучающихся на уровне не ниже исходного (на момент приема в образовательное учреждение);
Снизить уровень заболеваемости детей школьного возраста;
Формировать систему спортивно-оздоровительной работы;
Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Актуальность проблемы
Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов планеты, сегодня стал одним из самых больных. Проблемы здоровья подрастающего поколения являются причиной для беспокойства государства, общества и самих граждан. Ведь, здоровые дети - благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми. Наблюдается сниженный исходный уровень здоровья детей, приступающих к обучению в школе, который существенно ухудшает их возможности успешного получения образования. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья школьников за последние годы являются следующие:
Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей;
Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний
Ожидаемые результаты
Создание в классе здоровьесберегающей среды, позволит сохранить здоровье учащихся не ниже того уровня, с которым они поступили в наше образовательное учреждение, и сформировать у учащихся знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и представления о том, что здоровье - это главнейшая ценность человека.
Механизм выполнения проекта
Механизм реализации проекта заключается в следующем:
Мониторинговые исследования здоровья обучающихся;
Внедрение новых форм и методов обучения и воспитания, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
Организация встреч обучающихся с медработниками;
Организация просветительной работы с обучающимися по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Описание проекта
Предмет исследования
Предметом исследования является здоровье обучающихся, приезжающих в нашу школу с целью оздоровления на заезд, как главнейшая ценность человека и условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Инновационный потенциал
Инновационность проекта заключается в возможности применения новых технологий, форм организации деятельности школьников и педагогов.
Результаты проекта позволят педагогам других общеобразовательных учреждений активно внедрять в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающие технологии с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.
Программа выполнения работ по проекту
Реализация проекта рассчитана на заезд (25 дней) и состоит из следующих этапов:
1 этап. Подготовительный (1 неделя заезда).
Изучение факторов, оказывающих влияние на результативность обучения обучающихся
Изучение факторов, влияющих на здоровье обучающихся
Формулирование целей и задач, прогнозирования результатов работы
Планирование предстоящей деятельности, разработка проекта и программы выполнения работ по нему.
Основными критериями - оценки первого этапа являются:
Анализ состояния здоровья и физического развития обучающихся;
Мониторинговые исследования уровня адаптации обучающихся, уровня тревожности
Реализацию проекта я начала с изучения медицинских карт обучающихся. Проанализировала результаты медицинского осмотра детей перед поступлением (2 класс -3 заезд – ноябрь 2016 год).
Выяснила, что 7 человек из 15 были отнесены к основной физкультурной группе,
8 учащихся - к специальной. У одного ребенка было нарушение осанки. По группам здоровья количество учащихся распределилось так:
1 группа - 0 человек
2 группа - 7 человек
3 группа -8 человек
В результате этого анализа перед собой я поставила следующие задачи, которые необходимо решить в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
Сохранить здоровье обучающихся на уровне не ниже исходного (на момент приема в образовательное учреждение).
Снизить уровень заболеваемости детей.
Корректировать здоровье обучающихся с отклонениями в здоровье.
Формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Результаты медосмотра учитывала при организации учебно-воспитательного процесса.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Поступление детей в образовательное учреждение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости, а учебные нагрузки, тревога, страх ребенка, повышенное беспокойство в учебных ситуациях ухудшают состояние психического здоровья детей.
Совместно с психологом школы в классе проведено мониторинговое исследование адаптации второклассников. По результатам исследования было выделено 3 группы учащихся: с высоким, средним и низким уровнем адаптации.
Высокий уровень имели 3 человека;
Средний уровень - 7 человек;
Низкий - 5 человек.
Затем были выявлены причины низкой адаптации у некоторых обучающихся: низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, недостаточное развитие моторики, трудности в общении со сверстниками.
Далее я наметила пути работы с такими детьми. Прежде всего, это создание комфортной среды для ребенка. Детям необходимо дать возможность проявиться в полной мере, как личность. Конкретными способами выступали просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо агрессивного словесного воздействия, сотрудничество вместо жесткой дисциплины и т.д.
Что касается непосредственных способов осуществления индивидуальной поддержки, как помощи, то к ним можно отнести подбадривание, снятие напряженного состояния, защиту и т.д. Результат такой помощи всегда приятен для ребенка и способствует сохранению психического здоровья учащихся. Создание в классе атмосферы доброты, доверия, уважения и взаимопомощи между детьми, а также между детьми и учителем. В этом мне помогают коллективные игры, праздники, походы, экскурсии, произведения художественной литературы.
Большие трудности второклассники испытывали при письме. У них наблюдалось слабое развитие моторики, отклонение в развитии движений пальцев рук. На каждом уроке включала гимнастику для рук, упражнения, развивающие моторику.
Приведу некоторые примеры таких упражнений.
1. Играем пальчиками, как на пианино (постукиваем по парте);
2. Выполняем гимнастику для рук с шарами или грецкими орехами, с ребристым карандашом;
3. Раздаю детям нарисованные на листке бумаги предметы, учащиеся выполняют штриховку.
Применяю и другие упражнения.
Анализируя результаты подготовительного этапа, я спланировала свою деятельность по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
2 этап. Реализация проекта (2-3 неделя заезда).
На этом этапе осуществляется практическая реализация проекта.
Здоровье обучающихся - одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Только здоровый ребенок может успешно учиться.
Таким образом, я пришла к выводу о том, что учебно-воспитательный процесс школы должен быть здоровьесберегающим.
Свою деятельность я строю по направлению оздоровительной работы в учебном процессе.
Девиз моей деятельности - не навреди!
Система оздоровительной работы в учебном процессе
Прежде всего, я очень серьезно подошла к организации урока с позиции здоровьесбережения.
-Только при правильной организации учебной деятельности - строгое соблюдение режима школьных занятий,
-построение уроков с учетом работоспособности детей, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления,
-использование средств наглядности,
-обязательное выполнение гигиенических требований,
-благоприятный эмоциональный настрой, развитие интереса к учебным предметам, организация дифференцированного подхода к каждому ребенку возможное сохранение здоровья учащихся.
На уроках стараюсь, как можно реже при объяснении нового материала использовать учительский монолог, т.е. я говорю - ученики молчат и слушают, а в большей мере использовать диалогическую форму подачи информации, т.е. я словечко - ты словечко. Главным условием возникновения учебного диалога на уроке является наличие проблемной ситуации, поскольку именно она, по определению С. Л. Рубинштейна, является "начальным моментом мыслительного процесса". Своеобразие учебного диалога заключается в поиске новых знаний. Стараюсь не давать учащимся знаний в готовом виде, а проблемными вопросами подводить детей к открытию новых знаний.
Проблемный диалог вызывает у учащихся интерес к новому материалу, активизирует их деятельность, а затем дарит радость самостоятельного открытия знаний. Проблемный диалог способствует лучшему усвоению нового материала, снижению утомляемости учащихся и, следовательно, является здоровьесберегающим и наиболее эффективным методом обучения детей.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающей утомление учащихся, является физкультминутка.
Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Одни и те же физкультминутки быстро надоедают, поэтому я собрала их много из различной литературы.
Использование игровых заданий во время физкультминуток, музыкального сопровождения положительно влияет на эмоциональный настрой детей и способствует снижению утомляемости.
Необходимы детям и оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Их можно выполнять как стоя за партой, так и сидя. Провожу гимнастику для глаз, для рук, для мимики лица, упражнения для формирования правильной осанки, для плечевого пояса, для мышц шеи, для улучшения мозгового кровообращения и другие. Когда дети освоят, даю им возможность самим проводить эти минутки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизирует сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Физиологически обоснованным временем для их проведения является 15-20-я минута урока.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Использую некоторые элементы методики В.Ф.Базарного. Например, обучение в режиме "динамических поз". Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому, нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Результативность
По данным психологов и медицинских работников в классе, где ребята занимаются в режиме динамических поз по Базарному, втрое снижена агрессия и страх, увеличивается эмоциональное восприятие. Смена поз - это профилактика нарушения осанки и близорукости. Отмечается высокая работоспособность и активность детей.
На уроках использую режим "зрительных горизонтов". Этот прием заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. При этом каждый ученик во время учебных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1см. В начале учебного года совместно с медработником проверяю зрение учащихся и, исходя из полученных данных, рассаживаю их в классе. и от классной доски. Еще одной особенностью проведения учебных занятий в режиме "зрительных горизонтов" является размер дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, геометрические фигуры и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество (яркость, четкость). Работу на дальних дистанциях чередую с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.). Во время демонстрации наглядного материала на наборном полотне, я передвигаюсь вдоль доски, тем самым привлекаю внимание учащихся и тренирую их глазные мышцы. Еще один из вариантов расширения зрительно-пространственной активности - использование разного рода траекторий, по которым дети "бегают" глазами. Например, на листе ватмана изображаю какие-либо разного цвета фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль). Этот плакат размещаю выше уровня глаз (над доской или на боковой стене). По просьбе учителя дети начинают "бегать" глазами по заданному направлению (обязательно стоя). Траектории движения глаз: вверх - вниз, влево - вправо, по восьмерке, по и против часовой стрелке).
Результативность
Как показывают исследования специалистов, систематическое использование зрительно-двигательных траекторий, карточек на стенах способствует профилактике близорукости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.
На уроках чтения и письма провожу дыхательную гимнастику о методике австрийского ученого Б. М. Лессера-Лазарко. Метод состоит в использовании энергии полного дыхания. Что это за энергия? Ее приобретает выдох при дыхании животом - это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь гласные звуки. Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладем руки на грудь - она не должна двигаться. Гармоничные, одухотворенные звуковые построения дают мощнейший оздоровительный эффект, развивают эмоции, чувства, мысли. И в зависимости от того, какими звуками наполняется жизнь ребенка, складывается его здоровье: и психическое, и физическое.
Моя задача - помочь детям с помощью пропевания гласных звуков приобщить к воздействию спящей в детях мощной энергии. Гласные - самые важные энергетически насыщенные звуки речи. Так, звук А снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.
Звук О - звук глубокой гармонии состояния равновесия. Стараюсь подбирать слова с наибольшим количеством этой гласной.
Звук У - чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук И - звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поет этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение. Использую и другие упражнения на дыхание.
При использовании дыхательной гимнастики улучшается самочувствие учащихся, снимается умственное и физическое напряжение, дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой.
Известно, что эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Поэтому, я использую на уроках упражнения на релаксацию.
Широкие возможности для сохранения и укрепления здоровья учащихся дают уроки чтения и окружающего мира. Эти уроки способствуют развитию творчества у детей, познавательной активности. Они с удовольствием изготавливают книжки -малышки, делаю рисунки к произведениям, пробуют сочинять стихи.
На уроках окружающего мира провожу различные беседы, дети готовят сценки, подбирают стихи, загадки, делают сообщения, исходя их тем урока: "Ты и твое питание", "Личная гигиена", "Зубы и правила ухода за ними" и т.д. Большое внимание на уроках окружающего мира уделяю профилактике детского травматизма. Изучая тему "Огонь, вода, газ", знакомлю учащихся с правилами поведения в экстренных ситуациях. При изучении темы "Дорожные знаки" не только знакомлю учащихся с классификацией дорожных знаков, но и повторяем правила поведения на дороге, улице, провожу практическое занятие по переходу улиц и дорог.
После таких игр ребенок нередко приходит на занятие возбужденным, что может снизить работоспособность его в первой части урока. Приведу примеры некоторых игр, которые я использую на переменах: "Совушка", "Ручеек", "Каравай" "Пустое место" и т.д. Детям нравится выполнять упражнения с книгой, карандашом, стаканчиком. Например, нужно удержать книгу разными частями тела: рукой, головой, удержать карандаш на переносице и пройти с ним по классу.
Провожу часы здоровья. Широкие возможности для их проведения дают уроки окружающего мира и классные часы.
Задачи часов здоровья:
Пропаганда здорового образа жизни;
Укрепление физического и психического здоровья учащихся;
Привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой, формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье
Воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к спорту, желание побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.
На часах здоровья закладываются навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. Эти занятия хорошо воспринимаются детьми, дают положительные результаты.
Результативность
Учащиеся следят за чистотой своего тела, за внешним видом, проявляют отрицательное отношение к вредным привычкам, сформирован интерес к физкультуре и спорту.
Эти занятия я часто провожу совместно с медсестрой Беловой Надеждой Александровной в кабинете ЛФК (лечебная физкультура)
Все учащиеся класса получают 3-разовое горячее питание в школе - интернате, осуществляется витаминизация учащихся (3 полдника и прием витаминов),
Лечебные процедуры: -горный воздух;
-кислородный коктейль;
-физиопроцедуры;
-массажная кровать и др.
В целях профилактики простудных заболеваний, гриппа использую ароматерапию, то есть бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Даже некоторые комнатные растения полезны: герань необходимо нюхать тому, кто неуверен в себе, хлорофитум - для очищения воздуха, кактус - для нейтрализации радиоактивности.
Экскурсии по « Тропе здоровья» провожу во время внеклассных занятий.
Заключение
Основной причиной успешной работы в развитии здоровьесберегающего образовательного пространства начальной школы является наличие системности. Это проявляется, прежде всего, в том, что ребенок охвачен оздоровительными мероприятиями везде:
на обычных уроках;
на уроках физической культуры;
на переменах;
во внеурочное время;
Использование физкультурно-оздоровительных мероприятий в классе без ущерба для учебного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья и обеспечивает успешность обучения учащихся начальной школы.
3 этап - Заключительный (последняя неделя заезда)
Результаты деятельности по данной проблеме
На данном этапе провела анализ результатов реализации проекта, сформулировала цели и задачи своей дальнейшей деятельности.
6. Список литературы
1. Варламова С.И. Здоровье наших учеников // Начальная школа. - М.: 2013, №2
2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М.: ВАКО, 2014 3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: ВАКО, 2014
4. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к сохранению здоровья школьников // Начальная школа, - М., 2011, №11
5. Уфимцева Л.П. Классы реабилитации здоровья // Начальная школа, - М., 2012, №11
6. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности. Сборник методических материалов. Под ред.Г.М. Первовой. - Тамбов: ТОИПКРО, 2014
7. Чаркова Ф.В. Азбука здоровья. // Начальная школа. - М., 2011, №7