ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ –
ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Качество знаний младших школьников зависит от:
Школа призвана давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания; вырабатывать знания, умения и навыки; формировать мировоззрение; обеспечивать всестороннее развитие личности.
Одновременно школа должна выполнять оздоровительную роль:
Содержание, методы, темы обучения детей в школе не должны вызывать перегрузки.
Обучение в начальной школе становится широким экспериментированием, введением инновационных режимов, изменением содержания и методики обучения.
Цель инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья обучающихся.
Здоровье обучающихся один из важных показателей качественного образования.
Что такое здоровье?
Здоровье – это состояние физического, психического, социального благополучия.
Компоненты здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное.
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет индивидуальное развитие.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние душевного комфорта.
Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Образ жизни человека включает три критерия: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.
От чего зависит здоровье человека:
Психологи считают, что человек использует 10% своих природных данных. Задатков у человека больше, чем он их реализует.
Возраст учащихся начальной школы 7-10 лет. В этом возрасте скорость роста детей в длину падает. Начинает появляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. А это вероятность заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Это связано с тем, что дети, придя в школу, сели за парты и стали меньше двигаться. Именно поэтому учителю необходимо использовать на уроках здоровьесберегающие технологии:
Упражнения для снятия зрительного утомления.
Тренажер для стоп.
Тренажер для пальцев рук.
Гимнастика для дыхания.
Музыкальные паузы.
Физминутки.
Нарушение в режиме питания, несоблюдение правил при выборе пищевых продуктов приводят к заболеванию желудка. Для правильного питания нужно два условия: умеренность и разнообразие.
Важно учителю обратить внимание на организацию горячего питания и на проведение бесед с родителями и обучающимися о правильном питании, режиме дня. Тематика бесед: «Как следует питаться?», «Питание – необходимое условие для жизни человека», «Здоровая пища для всей семьи», «Умеем ли мы правильно питаться?».
В этом возрасте напряжение организма связано с активной перестройкой чуть ли не всех органов и систем.
Адаптация к изменению условий важна. Начало обучения в школе вызывает состояние школьного стресса. Адаптация – изменение режима для ребенка. Смена игр на учебную деятельность, воспитание самостоятельности.
В период адаптации необходимо проводить как можно больше диагностик для изучения ребенка и его психологического состояния. Здесь должна прослеживаться совместная работа учителя и психолога. Можно провести цикл занятий:
Здравствуйте, это я (Игры «Здравствуйте, я котик», «Найди игрушку», «Что я люблю»).
Твои чувства (Задания «Что такое эмоции, радость», «Я хозяин своих чувств», «Определи чувства»).
Мы дружные ребята («Моя любимая игрушка», «Правила группы», «Нужно ли уметь спорить», «Когда мы уважаем сотрудничество»).
Наше настроение (Задания «Рисуем настроение», «Какое бывает настроение», «Что вызывает такое настроение», «Таблица настроения за неделю»).
Дарим добро (Задания «Солнце в ладошке», «Благодарю тебя», «Нужно ли уметь спорить»).
Улыбнитесь (Игра «Поем имя», «Конкурс хвастунов», «Я умею», «Давайте говорить друг другу комплименты»).
Приятные воспоминания (Задания «Нарисуй себя маленьким», «Нарисуй желание», «Мир детей»).
У первоклассников – незрелость внимания. Ребенок может или слушать или приостанавливать работу. Созревание функций мозга дает основу для развития внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности и здесь важно влияние учителя. Формирование внимания сказывается на возможностях запоминания материала.
Темы занятий на внимание:
Развитие произвольного внимания.
развитие пространственных представлений.
Формирование элементов самоконтроля.
Развитие объема внимания.
Развитие слухового внимания.
Развитие наблюдательности.
В 9-10 лет увеличивается объем памяти. На этом этапе обучения важно приучить ребенка к самостоятельному, творческому действию, совершенствованию познавательных потребностей.
Темы занятий на развитие памяти:
1-2. Развитие слуховой памяти.
3-4. Развитие зрительной памяти.
5-6. Развитие вербальной памяти.
7-8. Развитие логической памяти.
9-10. Развитие слуховых ощущений.
Педагогу необходимо видеть единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.
Работоспособность – это способность человека развивать энергию и экономно ее расходовать.
Педагогу необходимо при планировании разнообразить формы мышления и чередовать виды деятельности. Это облегчит работу мыслительного аппарата, снижает утомление и способствует успеху в освоении учебного материала.
Работоспособность зависит от ряда факторов:
Внутренних:
Психофизиология личности учащихся;
Память;
Внимание;
Скорость переработки информации.
Внешних:
Социально-бытовые условия;
Тепловой режим помещения;
Психологический климат;
Режим дня;
Учебный фактор.
На наш взгляд пути повышения качества знаний заключаются:
Образовательная деятельность:
Укрепление здоровья:
Мониторинг состояния здоровья;
Биологическое развитие;
Распределение детей по группам здоровья;
Внеурочные занятия в спортивных секциях и кружках;
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
5