"эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры как средство повышения уровня здоровья младших школьников"
"эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры как средство повышения уровня здоровья младших школьников"
«Эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры как средства повышения уровня здоровья младших школьников».
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Подвижные игры имеют большое значение в укреплении здоровья младших школьников. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, равновесие и т.д. Движения, входящие в игру, укрепляют и развивают организм, улучшают функциональную деятельность всех органов и систем. В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точные, координированные. Дети выполняют движения в различных изменяющихся условиях, ориентируются в обстановке.
Веселое настроение является важным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка, радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Искреннее эмоциональное переживание детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания дружеских взаимоотношений, умение действовать в коллективе сверстников, толерантности – играть дружно, не ссорится, подчинять свои желания общим правилам игры.
При систематическом проведении подвижных игр у детей воспитываются важнейшие волевые качества: выдержка, дисциплинированность, культура поведения.
В игре развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, речь.
Подвижная игра, это важнейшее средство в укреплении здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры как средство повышения уровня здоровья младших школьников"»
Тема: «Эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры как средства повышения уровня здоровья младших школьников».
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Подвижные игры имеют большое значение в укреплении здоровья младших школьников. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, равновесие и т.д. Движения, входящие в игру, укрепляют и развивают организм, улучшают функциональную деятельность всех органов и систем. В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точные, координированные. Дети выполняют движения в различных изменяющихся условиях, ориентируются в обстановке.
Веселое настроение является важным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка, радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Искреннее эмоциональное переживание детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания дружеских взаимоотношений, умение действовать в коллективе сверстников, толерантности – играть дружно, не ссорится, подчинять свои желания общим правилам игры.
При систематическом проведении подвижных игр у детей воспитываются важнейшие волевые качества: выдержка, дисциплинированность, культура поведения.
В игре развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, речь.
Подвижная игра, это важнейшее средство в укреплении здоровья.
Цикл трех сценарных планов занятий по физической культуре.
Сценарий занятия №1 по физической культуре во 2- ом классе.
НОУ «Земская гимназия»
Учитель: Санкина И. В.
Тема: Сюжетно-игровое занятие – путешествие «По дорогам здоровья и добра».
Цель урока: «Укрепление здоровья, повышение двигательной активности младших школьников, интереса к занятиям физкультурой посредством игровой деятельности ».
Задачи урока:
1.Развитие физических качеств младших школьников.
2.Формирование навыков самоконтроля. Умение контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.
3. Формирование умения обучающихся передавать характерные особенности образов под соответствующую музыку.
4. Воспитание всесторонне развитой личности; повышение интереса к физической культуре.
Инвентарь: воздушные шары, техника для музыкального сопровождения, гимнастические коврики, 2 пазла с картинкой велосипеда, набор муляжей овощей и фруктов, мягкая игрушка.
Вводная часть урока (10 мин.):
Построение в шеренгу; проверка осанки и равнения, сообщение темы и цели занятия.
-«Здравствуйте, ребята. Я хочу подарить вам разноцветные шары, посмотрите какие они красивые, замечательные, сразу поднимается настроение. Настоящая радуга получилась. Ребята, на шариках есть надписи, прочитайте их вслух и соберитесь в группы по смыслу слов:
- здоровый образ жизни:
закаливание, свежий воздух, здоровое питание, режим дня;
- виды спорта: футбол, хоккей, плавание, лыжи;
- добрые дела: защищать младших, помогать старшим, заботиться о животных, беречь природу.
Как можно назвать человека, к которому относятся эти слова? Здоровый! Спортивный! Добрый!
Итак, мы с вами отправляемся в путешествие «по дорогам здоровья и добра»
- Различные виды ходьбы и бега
Учитель предлогает детям отправиться условно в путешествие «По дорогам здоровья и добра». (Создание оптимального психологического климата; мобилизация творческой активности учащихся)
- Становись!
- Равняйсь! Смирно!
- Направо!
- В обход налево шагом марш!(с музыкальным сопровождением «Дорогами добра»)
- Различные виды ходьбы
(по границе площадки):
- на носках;
-на пятка;
-гусиным шагом;
- ходьба, с хлопками и подскоками;
- Различные виды бега (по границе площадки):
- гладкий;
- с прямыми ногами вперёд;
- с захлёстыванием голени.
Игровые упражнения
1. «Нитка и иголка» учитель встает во главе колонны (иголка), а дети - «нитка» передвигаются за ним, выполняя все его действия.
2.«Светофор» ученики бегут в колонне по одному. На сигнал красного флажка выполняют остановку прыжком; зеленого флажка – бег в колонне по одному; желтого флажка – приседание на месте.
ОРУ (выполняется в музыкальном сопровождении: « Кручу, кручу…»): расположение в шахматном порядке, показ учителя, исправляет ошибки: Следить за осанкой во время выполнения различных видов ходьбы, за сохранением дистанции.
Ходьбу, бег выполнять под музыкальное сопровождение, создание эмоциональной привлекательности при выполнении физических упражнений:
- потягивания;
- разминка мышц шеи;
- большая мельница;
- рывки;
- наклоны;
- наклоны сидя на гимнастическом коврике;
- упражнение «Кошка сердится»;
- упражнение «Кошка ласковая»;
- поднимания туловища;
Основная часть урока (30 мин): реализация принципа сопряженного воздействия; формирование практического интеллекта, развитие коммуникативного поведения; эмоционально воздействует на внутренний мир младшего школьника. Развитие межличностных отношений учащихся. Групповая сплоченность; единое настроение; дисциплина. («Один за всех и все за одного») Напомнить детям правила:
1.Играть честно.
2.Не обижаться, если проиграешь.
3.Недопустимы грубые слова.
4.Уважать соперника.
Отметить старание, упорство, выдержку детей, взаимопомощь.
Учитель: «А путешествовать лучше всего на экологически чистом виде транспорта …– на велосипеде! »
1.Работа с пазлами.
Нужно разделиться на 2 команды, каждый
член команды должен положить свою часть
пазла так, чтобы в результате получился велосипед.
«сторож» охраняет огород, «зайцы» стараются утащить из огорода овощи. Нужно выбрать из всех предметов только овощи. Если «сторож» дотронулся до «зайчика»- он его
поймал «Зайчика мы покормили, молодцы. Ой, смотрите!
Катится колобок, а за ним лиса. Нужно колобка спасать. Давайте возьмёмся за руки, сделаем ровный круг.
4.Игра «Колобок и лиса»: дети стоят по кругу, спиной в центр, передают мяч по рукам , по кругу, лиса старается добраться (дотронуться) до мяча.
У кого будет в это время мяч, тот становится водящим. «Молодцы ребята, спасли колобка»
Заключительная часть. (5мин.)
Ходьба, упражнения на дыхание и расслабление.
Подведение итогов урока.
Учитель: «Как много дел мы сделали сегодня! А почему у нас всё получилось? Потому что мы творили добрые дела, помогали зайчику, спасали колобка, делали всё дружно и сообща. Только добрые дела могут сделать человека счастливым. Спасибо, ребята за хорошее занятие. Вручение эмблем «О правилах здорового образа жизни».
Домашнее задание: Выполнять ежедневно комплекс силовых упражнений и комплекс утренней гимнастики.
Сценарий занятия №2 по физической культуре во 2- ом классе.
НОУ «Земская гимназия»
Учитель: Санкина И. В.
Тема урока: «Внимание и сосредоточенность».
Цель урока: Развитие внимания и умения сосредоточиться у детей младшего школьного возраста во время занятий физической культурой и спортом.
Задачи урока: 1.Научить детей внимательно выслушивать задание и выполнять его без ошибок.
2. Научить детей сосредоточиться перед выполнением физического упражнения.
3.Развитие быстроты и ловкости.
Инвентарь: малые баскетбольные мячи, яркие конусы, корзины для мячей.
Вводная часть урока (8 мин.):
Построение в 1 шеренгу, строевые упражнения (повороты направо, налево, кругом).
Беседа: Учитель объясняет учащимся о том, как важно в жизни быть внимательным и наблюдательным. Внимательные люди редко попадают в опасные ситуации, например: при переходе через дорогу, во время катания на велосипеде или роликах, находясь в многолюдных местах вместе с взрослыми или без них. Внимательность в себе можно развить специальными упражнениями. Например, несколько секунд смотреть и запоминать, что лежит на парте у соседа, потом отвернуться и перечислить предметы. Можно поиграть в эту игру вдвоем. Постепенно количество предметов можно увеличивать. Внимание можно развивать и на уроках физкультуры, применяя для этого специальные упражнения и игры. Умение сосредоточиться и быть внимательным поможет ребятам быть успешными и на уроках по другим предметам.
Ходьба, бег с изменением характера движений по сигналу(соблюдать дистанцию):
1свисток – бег приставными шагами правым боком
2 свистка – прыжки на одной ноге
3 свистка – бег спиной вперед
1 длинный свисток – обычный бег
Похвалить ребят, которые все упражнения сделали без ошибок, были внимательны и предельно сосредоточены.
Ходьба и упражнения на дыхание. Послушать свое сердечко до и после упражнений, положив ладошку на грудь. Объяснить детям, что нужно внимательно относиться к своему здоровью и не вредить ему.
ОРУ в движении.
Основная часть урока (30 мин.):
Правила игры «Вызов номеров». Ученики по команде учителя рассчитываются по четыре, по пять или шесть, в зависимости от общего количества учеников. Каждый ученик запоминает свой номер. Получается несколько команд, которые отходят друг от друга на 1 метр. Помощники расставляют конусы и корзины с мячами.
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
ООООО ООООО ООООО ООООО ООООО
О О О О О
А А А А А
А А А А А
А А А А А
О О О О О
Игра «Вызов номеров». По команде учителя «Внимание – два!», ученики всех команд под номером два одновременно выбегают из колонны берут из корзины малый баскетбольный мяч и бегут змейкой между конусами, кладут мяч в другую корзину и по прямой линии бегом возвращаются в строй. Тот, кто прибежал первым получает 1 очко, второй – 2 очка и т.д. Помощники считают очки. Числа называются в разнобой. Игра повторяется несколько раз, потом меняется задание. Выигрывает команда, которая набирает наименьшее количество очков. В этой игре требуется полная концентрация внимания и сосредоточенность на конкретных действиях. Между сменой заданий нужно дать ребятам немного расслабиться.
Игра «День и ночь». В центре зала с разных сторон от линии встают две команды спиной друг к другу. Одна команда называется «День», другая – «Ночь». По команде учителя «Ночь!», команда под этим названием убегает, а команда «День» ее догоняет. Ученики из игры не выбывают. Подсчитывается лишь количество пойманных учеников. Выигрывает та команда, где их меньше.
В первых классах после эстафеты с вызовом номеров, требующей большой концентрации внимания я, как правило, даю игру, в которой можно психологически расслабиться например «Волк во рву», «Два Мороза», «Гуси-лебеди» и т.д. Второклассникам уже под силу сыграть на внимание две игры подряд.
Комплекс силовых упражнений (проверка домашнего задания).
Подведение итогов урока. Похвалить и поставить положительные оценки наиболее внимательным детям.
Домашнее задание: придумать ситуации, в которых внимание играет большую роль, можно это сделать вместе с родителями. Выполнять ежедневно комплекс силовых упражнений и комплекс утренней гимнастики.
Сценарий занятия №3 по физической культуре во 2- ом классе.
НОУ «Земская гимназия»
Учитель: Санкина И. В.
Тема урока: «Игры на развитие коммуникативных и организаторских способностей у учащихся младших классов».
Цель урока: Развитие коммуникативных и организаторских навыков у детей младшего школьного возраста во время занятий физической культурой.
Задачи урока: 1.Научить детей совместным действиям во время выполнения упражнений и игр.
2. Привить учащимся элементарные навыки в организации совместных действий.
3.Развитие ловкости и координации движений.
Инвентарь: волейбольные и малые баскетбольные мячи, яркие конусы, волейбольная сетка.
Вводная часть урока (8 мин.):
Построение в 1 шеренгу, строевые упражнения (повороты направо, налево,
кругом).
Беседа. Учитель объясняет учащимся о том, как важно в жизни уметь договариваться друг с другом, совместно действовать для достижения общей цели, в некоторых случаях взять руководство этими действиями на себя. Этому можно научиться на уроках физкультуры и, что преподаватель постепенно научит ребят выполнять роли: направляющего, капитана, помощника капитана, водящего, нападающего, защитника и т.д. Полученные навыки им пригодятся в жизни.
Ходьба в колонне по одному.
Бег с изменением направления движения за «направляющим» (змейкой, противоходом, по диагонали, через центр). Роль «направляющего» учащиеся исполняют по очереди, это приучает их быстро ориентировать в пространстве, быть внимательными и чувствовать ответственность за других.
ОРУ в движении (упражнения на мышцы рук и плечевого пояса, повороты туловища к противоположной ноге, наклоны, прыжки).
Упражнения на дыхание (контроль и самоконтроль за частотой дыхания, приучают детей после нагрузки всегда применять дыхательные упражнения, в том числе и самостоятельно).
Основная часть урока (30 мин):
Перестроение через центр из колонны по одному в колонну по 3, 4 или 5 в зависимости от количества учащихся (в каждой колонне должно быть одинаковое количество учащихся).
Эстафеты с баскетбольными мячами. В каждую колонну назначается капитан. Он должен взять мяч, внимательно выслушать задание, безошибочно его выполнить и в конце эстафеты быстро поднять мяч вверх. Капитан отвечает за порядок в команде. Помощник капитана расставляет яркие конусы перед своей командой, следит во время эстафеты, чтобы ребята не заступали за стартовую линию, помогает капитану следить за порядком в команде. Ответственный за штрафные очки фиксирует количество штрафных очков, которые назначает судья за неправильное выполнение упражнения или передачу мяча. Ученик, ответственный за счет, фиксирует и суммирует количество очков, полученных за каждую эстафету.Побеждает команда, котораянабрала наименьшее количество очков, учитывая и штрафные. Такое распределение ролей приучает детей к ответственности и самостоятельности. Учителю не приходится тратить время на подсчет очков, он может уделить больше внимания на качество выполнения упражнений. Нет и нарушителей дисциплины, так как все дети заняты делом, они учатся сообща решать общие вопросы. На других уроках роли детей меняются. В дальнейшем ребята сами высказывают пожелания по поводу своей и чужой роли, например: «Пусть лучше Петя будет капитаном, а я буду подсчитывать очки».
Эстафеты:
бег с мячом в руках туда и обратно;
бег с мячом в руках туда змейкой, обратно (во всех эстафетах) бег с мячом по прямой линии;
«пингвинчики» с мячом м/д ног;
«паучок» с мячом на животе.
Подведение итогов эстафеты. Объявить победителей. Указать на ошибки.
Спортивная игра «Переброска мячей»(5 мин.). Натягивается волейбольная сетка так, чтобы ее нижний конец касался пола. У одной команды — 2 мяча белого цвета, у другой – 2 мяча желтого цвета. По сигналу учителя дети перебрасывают мячи через сетку на другую сторону площадки. В какой — то момент на площадке у одной из команд не остается ни одного мяча, эта команда выиграла и получает 1 очко. Игра очень динамичная, иногда детям удается перебросить все мячи на другую сторону площадки за 10-15 секунд. Вся игра может длиться не более 5 минут. Успех в игре зависит от умелых действий игроков, от их расстановки, быстроты реакции и координации движений. Очень интересно наблюдать, как дети пытаются самостоятельно найти наиболее верные тактические решения. В этой игре очень хорошо видно, кто из ребят обладает организаторскими способностями и берет ответственность на себя, а кто быстро и с удовольствием подчиняется. Как правило, застенчивые дети, часто выполняя ту или иную роль по заданию учителя, со временем перестают стесняться и справляются даже с ролью капитана. Дети же, которые не умеют ни руководить, ни подчиняться испытывают трудности в общении.
Подведение итогов игры «Переброска мячей».
Заключительная часть урока(7мин.):
Ходьба и упражнения на дыхание.
Упражнения на внимание. Дети выполняют за учителем движения и стараются не сделать ошибки.
Подведение итогов урока: похвалить ребят, которые хорошо выполнили свои роли в команде при проведении эстафеты, а также наиболее активно и умело действующих в игре.
Домашнее задание: подумать о том, как лучше расставить игроков, чтобы достичь наилучших результатов в игре «Переброска мячей», ежедневно выполнять 20 приседаний, 10 отжиманий от пола (девочкам от стула), 10раз «упор-присев», «упор лежа ».