Занимательный материал о грибах для начальной школы
Занимательный материал о грибах для начальной школы
Представляю Вашему вниманию занимательный материал о грибах.Это материал в виде загадок, игр, тестов, узнай гриб по описанию, стихов, экологических задач, сказок и рассказов. Эти задания идут в помощь учителям начальных классов на уроках и внеклассных мероприятиях. Занимательный материа позволяет углубить и расширить знания учащихся о вреде, пользе грибов и правильному отношению к грибам. Уважаемые, коллеги, желаю Вам творческих успехов!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занимательный материал о грибах для начальной школы »
Занимательный материал о грибах для начальной школы
Автор: Носкова Наталья Юрьевна
Должность и место работы: учитель начальных классов МБОУ – Верх-Тулинская СОШ № 14 Новосибирская область
Описание. Представляю Вашему вниманию занимательный материал о грибах. Это материал в виде загадок, игр, тестов, узнай гриб по описанию, стихов, экологических задач, сказок и рассказов. Все виды материала предназначены для учащихся начальных классов.
Назначение: оказание помощи педагогам в поиске материала о грибах для уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: предоставление учителям занимательного материала для уроков окружающего мира и экологии.
Задачи: - расширять знания учащихся о пользе и вреде грибов
- развивать мышление, воображение и память школьников
- развивать желание детей узнать о грибах больше
Занимательный материал о грибах
«Отгадай загадку – покажи отгадку»
Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он … (белый)
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Первый найден … (боровик)
Зашёл мужик в сосняк, нашёл слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро. (груздь)
Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки.
В мох душистый две косички
Прячут рыжие … (лисички)
Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут … (маслята)
Он выглянул несмело
Из кочки моховой.
Цепочки клюквы спелой
Подняв над головой. ( моховик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (мухомор)
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (мухомор)
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. ( опята)
Лета первая примета
Под берёзой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. ( подберёзовик )
Он в осиннике родится,
Как в траве ни притаится,
Всё равно его найдём:
Шляпа красная на нём. (подосиновик)
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)
13. После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные –
Самые заметные. (сыроежки)
«Съедобные – несъедобные»
На доске прикреплены две таблички (съедобные и несъедобные). Дети распределяют грибы (картинки) на две группы под табличками.
Класс делится на группы. Каждой группе даётся конверт с картинками или названиями грибов. Победят те, кто правильно и быстро разложит грибы на две кучки.
На доске – «лесная полянка», на ней растут грибы (из картона). К доске выходят и собирают грибы в лукошко. Все ли грибы возьмём с собой?
«Грибы и деревья»
На доске – картинки грибов и деревьев. Дети прикрепляют грибы к тому дереву, с которым «дружит» данный гриб.
Соединить стрелкой на доске деревья и грибы.
Класс делится на группы, каждой группе даётся конверт с картинками грибов и деревьев. Выиграет та группа, которая быстро и правильно разложит грибы и деревья парами.
«Узнай по описанию»
На доске – картинки грибов. Учитель читает описание гриба, дети угадывают, выходят к доске и показывают нужный гриб, прикрепляя под грибом название (табличка).
Описание грибов.
А) Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опёнок)
Б) Этот гриб можно найти в берёзовой роще или в лесу на опушке под молодой берёзкой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. Кто его найдёт, тот в свою корзинку возьмёт. (Подберёзовик)
В) У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И всё-таки это гриб. Своё название он получил за то, обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика тёмно-коричневый сморщенный комочек. (Дождевик)
Г) Самый лучший гриб, в народе его называют «царём грибов», а иногда
«полковником». (Боровик, белый)
Тест «Грибы – это грибы»
Учитель задаёт вопрос, дети отвечают «ДА»( + ) или «НЕТ» (- ) в устной или письменной форме.
Какой гриб называют «волчий табак»? или «дедушкин табак»? (Дождевик)
Шляпки этих грибов будто смазаны маслом. (Маслята)
У этих грибов шляпки бывают красными, жёлтыми, бурыми и лиловыми. (Сыроежки)
Какой из трубчатых грибов растёт быстрее всех? (Подберёзовик, по 4-5 см в сутки)
Стихи
Опята
Вот пень, вот опята:
Мама, папа и ребята.
И в траве один опёнок.
- Эй, заблудится ребёнок!
Шампиньон
У дорожки, на опушке,
Между двух больших ракит,
Чья-то белая макушка
День-деньской
В траве торчит.
Но прошёл грибник с лукошком,
Да и снял макушку он –
Оказалось, у дорожки
Рос красавец шампиньон.
Сыроежки
Розовые, красные, золотые –
Разные!
Сыроежки-модницы
Солнышка сторонятся –
Ой, вредны для шляпок
Солнца огоньки!
Под еловой лапой
Спрятались гребки.
Маслята
Девять маленьких маслят
Вряд у сосенки стоят.
Дружно шляпками блестят.
И на шляпках у маслят
Девять солнышек горят.
Грузди
У опушки на поляне
Вырос гриб в большой панаме.
На виду у всех стоит
И как будто говорит:
«Ничего я не боюсь,
Я – отважный, смелый груздь!»
Рыжик
От летнего солнца
У шляпки моей
Загнулась наружу
Кромка полей.
От жарких лучей
Оранжевым стал.
За это меня
Кто-то рыжим назвал.
Лисички-сестрички
Нас не зря зовут лисички,
Мы лукавые сестрички.
Старой жёлтою листвой
Мы укрылись с головой.
Лисички
Мы жёлтые лисички,
Весёлые сестрички.
Найти нас очень трудно
Бывает с непривычки.
Но если вы найдёте,
Валежник разгребая,
Одну из нас, то рядом
Найдётся и другая.
В народе говорят…
Лесу нет, и гриб не родится.
Под большим деревом и гриб вольготней живёт.
Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
И зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Где один гриб, там и другой.
Первый туман лета – верная грибная примета.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Если дождь редкий – ожидай грибов.
Появились опёнки – лето кончилось.
Коли грибы уродятся – и на хлеб урожай.
Экологические задачи
1. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые да мухомор, которые Вова сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь?- спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!
- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.
Кто из мальчиков прав?
2. Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошёл в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.
- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.
Правильно ли поступил Миша?
Рассказы и сказки
Мухомор и опёнок П. Машканцев
Выглянул из-за густого куста мухомор и крикнул:
- Эй, опёнок, никак не пойму, почему вас собирают люди, ведь вы некрасивые, бледные, как поганки. То ли дело я!
- Ну и что? Пусть бледные, зато вкусные! А ты хорош на вид, да ядовит!
Белый гриб В. Зотов
- Дедушка! – обратилась Синица к старому грибу, который рос недалеко от берёзы. - Шляпка у вас коричневая, а называют почему-то вас Белым…
- Шляпки у нас могут быть разные, - улыбнулся Гриб на толстой, похожей на бочонок, ножке.- Чёрно-коричневые, красно-коричневые. А у моего внучка, вон у того, - серо-коричневая.
- Мякоть у этого Гриба всегда остаётся белой, - вмешалась в разговор прилетевшая Сорока. – Поэтому Белым его назвали.
- Си-си-си, - пропищала желтогрудая.- Но его можно спутать с подберёзовиком и с подосиновиком.
- Как бы не так, - расправила свои чёрные крылья Сорока. – У тех грибов ножки длинные и не такие толстые, как у Белого Гриба.
- Правильно говоришь, белобока, - Гриб приподнял шапку, - а ещё моя ножка вся в мелкой сеточке. Ни у кого такого рисунка нет!
- Какой у вас приятный запах, - Синица вздохнула и даже закрыла глаза отудовольствия.
- Поэтому-то грибники и стараются меня найти. Каждому хочется вкусного гриба отведать.
Волнушка
- Мама, отгадай, у какого гриба на шляпке волны? – спросил Лисёнок.
Лисица улыбнулась:
- Ну конечно же, у розовой волнушки. Поэтому её так и назвали. У этого гриба на шляпке красные кольца, будто волны, - ответила она.
- Такие волны бывают, если бросить камень в воду, - вспомнил малыш.
- Видишь, какой ты у меня уже большой. И это знаешь.
- Я, мамочка, почти все грибы знаю. А про волнушку мне тётушка Сорока рассказала. Теперь я ни с каким другим грибом её не спутаю.
Чага
- На Берёзе что-то выросло, странное и непонятное, - пропищала синица.
- Это гриб, зашелестев листьями, ответила Берёза. – Он растёт на многих деревьях. Этот, что на мне, назвали Берёзовым Грибом.
- А я слышала, что его называют Чагой, - затараторила длиннохвостая Сорока, оказавшаяся, как всегда, поблизости.
- Чага и Берёзовый Гриб – одно и тоже. Кому как нравится, тот так и называет, - объяснила Берёза.
- Теперь я буду знать, что это странное и непонятное на Берёзе – гриб Чага, - повертела головой желтогрудая и перелетела на другое дерево.
Всем желаю удачного использования этого материала. Наталья.