Просмотр содержимого документа
«Занятие "Что такое вежливость"»
Казенное учреждение Омской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Гармония»
Этическое занятие
«Что такое вежливость?»
Автор-составитель:
Парфенова А.Н.
Цель: развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и окружающими
Задачи:
Формирование правильного умения обращаться друг с другом и взрослыми.
Воспитывать нравственные поступки.
Коррекция нежелательных черт личности.
Методы: рассказы, игры, чтение стихов.
Оформление: плакат «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.
Как вы понимаете, что такое - вежливость? (вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость включает в себя внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность).
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым – означает знать, как себя вести.
Игра: «Вежливо-невежливо».
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случился с вами,
Вы тогда все вместе, дружно
Топайте ногами.
1. Если мест в трамвае нет,
Не стоит покупать билет,
Всё равно ты едешь стоя,
Лучше деньги экономить.
2.Если стали вам грубить,
Нужно вслед им нахамить.
3.Если вам подарят книгу,
Вы ответите "спасибо!"
4. Если вы зашли в кино,
А оно идёт давно,
Нужно громко прокричать
«Кто посмел без нас начать?»
5. Если кто-то вдруг случайно
Вам на ногу наступил,
Как бы он ни извинялся,
Поступок этот не простим.
6. Если ты пошёл гулять,
И оделся чисто,
То домой придти ты должен
Хуже трубочиста.
Воспитатель:
Мы часто слышим выражение «вежливый человек». Какого человека называем вежливым? Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках, в словах. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы с вами называем "волшебными".
Как вы думаете, почему их так назвали?
Послушайте стихотворение А. Шибаева.
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем...
"Настя славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слово "здрасьте".
А слово-то какое – очень дорогое.
Он про внучку говорил:
"Экая досада"
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы «спасибо»!
Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать "вежливый"?
Слушаем дальше советы автора:
"Волшебные слова"
«Извини», «пожалуйста» и «разреши» -
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы – таблицы умножения -
Есть еще таблица – таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо" и "пожалуйста" -
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут отворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо" и "пожалуйста" -
Волшебные слова!
Игра «Волшебные слова».
Воспитанники становятся в одну линию.
По очереди называя вежливое слово, делают шаг вперед. Кто окажется первым, тот и выиграл. Все взрослые хотят, чтобы дети были вежливыми. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Послушайте стихотворение С. Погореловского:
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле -
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
- Что с тобой?!- вскочила мать -
Заболел, сыночек?...
- Я забыл тебе сказать:
Мама, доброй ночи!
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли считать этого мальчика вежливым? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: А сейчас проведем конкурс "словарь вежливых слов".
Загадки:
1. Растает ледяная глыба от слова теплого...(спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день)
3.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь... (здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста)
5. И во Франции и в Дании на прощанье говорят...(до свидания)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
На тех, кто послабее,
Вы нападать не будете,
Пред сильными робея.
Воспитатель: Ну, а сейчас мы проверим, как вы можете вести себя за столом, в гостях.
1. Что нужно сделать, прежде, чем войти в чей-либо дом, квартиру?
2. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при встрече, прощании?
3. Как нужно вести себя в гостях?
4. Кому ты должен уступать место?
5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком:
А) Бросаешь на землю;
Б) Бросаешь в урну;
В) Отдаешь маме.
6. Можно ли назвать вежливым человеком того, кто обижает животных?
Воспитатель: А теперь послушайте несколько вредных советов, которые написал Г. Остер, и скажите, как нужно поступать правильно?
Как нужно здороваться? (читает ребёнок 1)
Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем,
Слов "пожалуйста", "спасибо" никому не говори,
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
Воспитатель: На самом деле дети должны первыми здороваться со взрослыми в школе.
Нужно здороваться со всеми учителями, а не только со своими. Невежливо приветствовать издалека. Подойдите поближе и поздоровайтесь.
Правила гигиены (читает ребёнок 2)
Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,
Это глупое занятье не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы, время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет.
К старости сама собою облысеет голова.
Воспитатель: Правильно ли так делать? Как нужно поступать?
- А теперь я прочту вам стихотворение:
«Перемена, перемена!"
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог,
Вылетает за порог,
Семерых сбивает с ног,
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой,
Он гляди, какой бедовый,
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел!
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего,- вздыхает Вова,-
На уроке отдохнем!
Воспитатель: - Похож мальчик Вова на кого-то из вас? (ответы детей)
- Мы, взрослые, уверены, что не исчезли из нашей жизни вежливые люди, и мы надеемся, что вы будете еще вежливее друг к другу и взрослым.
Клятва:
А теперь дадим клятву:
Клянемся вежливыми быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«Добрый день!», «До свидания!»
Нет в мире выше звания.
Игра: «Составь вежливое слово».
(Дети составляют слова из букв, читают, какие слова получились).
Воспитатель: - Мы уверены, что никогда не исчезнут с нашей Земли настоящие друзья, мужественные и благородные, всегда готовые придти на помощь, защитить слабых!
Итог:
- О чем мы сегодня с вами беседовали?
- Что понравилось на занятии?
- Что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель: Давайте мы скажем друг другу вежливые слова: "До свидания!", "До новых встреч!"