kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загадочное число три в сказках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: понять, почему число «3» часто встречается в сказках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загадочное число три в сказках»



Оглавление

Введение ………………………………………………………….. …………….стр.3

Глава 1. Об истории числа три………………………………………………... стр.4

Глава 2. Путешествие по сказкам А.С.Пушкина……………………………..стр.5

Глава 3. Анкетирование…………………………………………………………стр.9

Заключение ……………………………………………………………………...стр.10

Список литературы …………………………………………………………….стр.11

Приложение……………………………………………………………………..стр.12






















Введение.

Тема нашей работы – загадочное число три в сказках. Выбор нашей темы обусловлен тем, что мы очень любим сказки. Когда я была совсем маленькой, мне их читала мама, а сейчас мы с братьями сами их с удовольствием читаем. 

          Актуальность  темы заключается в том, что в школе мы изучаем сказки и  эта информация будет полезной и интересной.                                                

          Сказки – самые удивительные среди книг, они не подвластны времени.  Не одно поколение людей выросло на сказках.

        Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «В тридевятом царстве в тридесятом государстве жили-были…»? И кто из нас, слушая и читая сказки, не сталкивался с числом три, которое с давних времен считалось магическим.

Цель исследования:

  • понять, почему число «3» часто встречается в сказках.

Задачи исследования для достижения целей:

  • собрать материалы о числе «3»;

  • узнать и рассказать об истории возникновения чисел;

  • прочитать и проанализировать, какое значение имеет число «3» в сказках.



















Об истории числа три

В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало “всё”.

Числа – это выражение определённого количества. У всех народов существовал только ручной счет: тройку показывали тремя пальцами. А если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лёжа, порой – стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной палочный счет, так и писались – стоя: I, II, III. А в нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица, остальные улеглись набок. Тройка – это лежащие палочки с двумя косыми росчерками .

Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Вот яркие примеры: камень на распутье предлагает богатырю три пути, отправляют за тридевять земель, в тридесятое государство, у отца три сына или три дочери, золотая рыбка и джинн выполняют по три желания, на третий раз обычно всё получается, «три девицы под окном…», три головы у Змея Горыныча, три стрелы Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка».

Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, дразнилках, считалках, скороговорках. Люди издавна говорят:

  • Плакать в три ручья.

  • Заблудиться в трёх соснах.

  • Наврать с три короба.




Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

Среди книг самые удивительные – сказки. Самым распространенным числом в сказках Пушкина является число 3. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз.

Так, в «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка.

Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет «погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».

Первые два задания чертёнок придумал:

«кто скорее из нас обежит около моря».

«кто далее палку бросит».

А третье задание сам Балда задал:

«Кобылу подыми-ка ты,

Да неси её полверсты».

Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта.

Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп.

С каждым щелчком сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар Балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.

Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Уже в первой строчке читаем:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.

Когда в третий раз прилетел царевич к царю Салтану, мы читаем:

«А ткачиха с поварихой,

Со сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят».

Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.

Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года».

Так же, как и в предыдущей сказке, утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.

Три раза старик кидал в море свой невод:

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотой.

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал.

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «3».

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна.

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью:

  • «к красному солнцу».

  • «к месяцу ясному».

  • «к ветру буйному».

И только от ветра он узнает, где царевна.

После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна».

























Анкетирование

Мы провели анкетирование в трех классах нашей школы. Анкетирование прошло во 2, 3 и 4 классах. Всего приняло участие 30 человек. Анкета включала 5 вопросов:

  1. Какие числа вам встречались в сказках?

  2. Какое число в сказках встретилось больше всего?

  3. Назовите ваше любимое число.

  4. Число «3» связано с вашей семьей?

  5. Назовите числа, встречающиеся в пословицах и поговорках.

После обработки анкет мы получили следующую информацию. При ответе на первый вопрос 23 человека отметили число «3», на втором месте оказалось число «7»- 5 человек, на третьем месте число «4»- 2 человека.

Во втором вопросе на число «3» указали 25 учащихся.

Самые разные ответы дали ребята на вопрос о любимом числе. В качестве любимых было названо много чисел. Самым распространенным числом стало число «5». Это и понятно, хочется иметь только отличные отметки. Число «5» выбрали 14 человек. Число «3» оказалось на втором месте по популярности - 6 учащихся считают его счастливым. На третьем месте оказалось число «8»- 5 человек.

О связи числа «3» с собственной семьей ребята осознали впервые. Этот вопрос анкеты предполагал только ответ «да» или «нет», но многие отвечали подробно, количестве членов семьи и т.д. Связь семьи с числом «3» у 24 человек.

При ответе на последний вопрос, 19 человек выбрали число «3».







Заключение

Проанализировав сказки А.С.Пушкина, можно сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.

Число три – одно из самых положительных чисел в сказках, где примета «третий раз – удачный»  имеет древние корни. Герои обычно имеют три желания, а исполняются они только на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. Число три часто встречается в сказках, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

                               Цифра три невелика,

                               Но везде она нужна.

                               В светофоре три огня,

                               И в упряжке три коня.

                               В сказках есть три толстяка,

                               Три девицы,

                               И три дня скакал Иван

                               По лесам и по полям.

                               В тридесятом государстве

                               Он царевну отыскал.

                               На картине Васнецова

                               Трех богатырей мы видим снова.

                               И в пословицах, загадках

                               Цифра три звучит в отгадках.

                               Только в школе не всегда

                               И не всем она нужна.

                               Мы хотим оценку «пять»

                               На уроках получать.







Литература:

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Математика/ Я 11 Авт.-сост. А.П. Савин и др.: - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001.

  2. Полная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы. 2013г.

  3. Золотые сказки. А.С.Пушкин, 2014г.



























11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Загадочное число три в сказках

Автор: Каракеча Вилена Александровна

Дата: 13.06.2016

Номер свидетельства: 334362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "математика " число и цифра 7" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "matiematika-chislo-i-tsifra-7-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "134293"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416732179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока математики "Число и цифра 3. Сравнение чисел""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_matiematiki_chislo_i_tsifra_3_sravnieniie_chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "347291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475509058"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Проектная работа по математике. Моё любимое число - число 7."
    ["seo_title"] => string(65) "proiektnaia-rabota-po-matiematikie-moio-liubimoie-chislo-chislo-7"
    ["file_id"] => string(6) "264124"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449659757"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Технологическая карта организационной учебной деятельности комплексного занятия для средней группы тема: «В гостях у трех медведей»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_orghanizatsionnoi_uchiebnoi_dieiatiel_nosti_kompliek"
    ["file_id"] => string(6) "435791"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509465514"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок по геометрии 7 класс. "Треугольник" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-po-ghieomietrii-7-klass-trieughol-nik"
    ["file_id"] => string(6) "161763"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422272580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства