kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи и принципы музыкального оформления урока хореографии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи и принцыпы музыкального оформления урока хореографии в клсс хореографической школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задачи и принципы музыкального оформления урока хореографии»

Задачи и принципы музыкального оформления уроков хореографии.


Настоящий сборник составлен как обобщение многолетнего опыта работы в классе хореографии с целью облегчения взаимопонимания педагогов и пианистов, оформляющих урок, в согласовании совместной работы, творческой подготовки к занятиям классического танца.

Чтобы делать отбор музыки для уроков хореографии, следует обозначить общие задачи музыкального оформления и задачи, которые стоят непосредственно перед концертмейстером.

Задача №1. Поднять настроение, создать ауру творчества и вдохновения, поднять работоспособность учащихся.

Задача №2. Воспитать осознание у детей неотделимости музыки и движения.

Задача №3. Развивать общую музыкальность учащихся, направленную на овладевание танцевальными навыками:

во-первых, способность верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом;

во-вторых, умение сознательно воспринимать мелодию, воплощая ее в танце.

Задача №4. Помогать овладеть конструктивными особенностями музыкальных произведений – уметь отличать музыкальную форму: куплет, предложение, период, фраза, повтор.

Словом, музыка и хореография должны стать для ученика единым объектом его внимания во всех отношениях. Тесное сотрудничество педагога- хореографа и концертмейстера должно привести к наиболее эффективному решению этих задач.

Разные предметы на хореографическом отделении предусматривают звучание абсолютно разной по содержанию, стилю, характеру музыки, но об этом будем говорить позже. Несмотря на этот факт, принципы подбора музыки на всех уроках, будь то ритмика, классический или народно-сценический танец, имеют очень много общего. И сейчас мы поговорим именно об этом.





Работа концертмейстера в танцевальном классе – чрезвычайно творческий процесс, и это является ее большим положительным фактором, даже преимуществом. Здесь музыкант не ограничен строгими рамками какого-то репертуара и не обязан исполнять только сопровождение какого-то определенного произведения или танца. Все происходит как раз наоборот. Концертмейстер владеет инициативой, зная определенные составные учебных заданий и требования к исполнению. Он предлагает на выбор хореографа несколько разных вариантов музыки, тем самым, поддерживая творческий процесс урока, зачастую вдохновляя хореографа свежими идеями. Концертмейстер всегда в поиске нового музыкального материала. Его инициатива безгранична.

Концертмейстер является непосредственным помощником, ассистентом преподавателя, зная характер заданий, ритм, он может предложить соответствующую мелодию, динамику, размер, акценты.

Критерии музыкального материала всех уроков хореографии – это ясность, доходчивость, законченность мелодии, благозвучная гармония, отчетливость метра и ритма. И в то же время, музыка не служит для развлечения и отбивания такта – счета. Она является неотъемлемой частью урока.

Музыку на уроке хореографии необходимо рассматривать и воспринимать как учебный материал, как средство воспитания будущего актера – танцовщика, а не как аккомпанемент, который приятно облегчает тяжелый физический труд.

Задача музыкального оформления урока хореографии – создавать оптимистичный, жизнеутверждающий характер, поэтому лучше выбирать музыкальные примеры в мажорном ладу, а минорный лад использовать гораздо реже, в специально задуманных выразительных моментах. Урок классического танца.


На уроке классического танца дети продолжают знакомиться с музыкой, в ее связи с движением, но уже несколько на ином уровне восприятия, нежели ранее на уроках ритмики. Классический тренаж, оформленный музыкой, имеет большое воспитательное значение в развитии общей музыкальности учащихся.









Распространенное в нашей учебной практике определение «музыкальное сопровождение» урока следует отбросить как не отвечающее полностью своему назначению и низводящее роль музыки на уроке до степени узкоритмического аккомпанемента. Следует заменить его термином «музыкальное оформление урока».

Под музыкальным оформлением урока надо понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразеровке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным изложением, и как бы сливающуюся с ним в одно целое.

В младших классах музыкальное оформление по своему содержанию должно быть элементарно и просто соответственно элементарной форме движения и детскому возрасту учащихся. Но также следует остерегаться снижения музыкального оформления до сухого отбивания такта – счета, так как это не будет способствовать музыкальному развитию учащихся. Дети, воспитанные на таком «музыкальном сопровождении», приучаются к поверхностному восприятию чисто метрических сторон музыки. В дальнейшем, сталкиваясь с подлинно художественной содержательной музыкой, они зачастую с трудом воспринимают ее, далеко не всегда могут разобраться в ней, а в большинстве случаев даже не «слышат» ее.

В последующих классах, при постепенном усложнении приемов движений и танцевальных комбинаций, обогащается и музыкальное оформление. Разнообразится рисунок, гармония, ускоряется темп. Таким образом, музыкальность учащихся развивается.

Музыкальные примеры на уроке классического танца должны быть простыми, доступными и выразительными одновременно, разнообразными по характеру мелодии, даже применительно к одним и тем же движениям на разных уроках. Частая повторность одних и тех же примеров приведет к механическому заучиванию слухом, а движение превратится из осмысленного в «условный рефлекс».

Классический тренаж состоит из целого ряда разнообразных движений, расположенных в порядке постепенно нарастающей трудности. Он подразделяется на несколько частей: экзерсис у станка, на середине и allegro – прыжковая часть.

По этому принципу составлен сборник «Музыка для уроков классического танца». Сегодня мы представляем его первую часть для младших классов хореографического отделения.

Открою секрет, что все музыкальные сборники для хореографии составлены по разделам урока чисто символически. Любой опытный концертмейстер, открывая его, может «перетасовать» музыку на свое усмотрение.






Определенную мелодию можно сыграть в разной манере, с разными акцентами, изменяя ее характер. В этом заключается мастерство концертмейстера.

Представление урока классического танца в четвертом классе.

В начале каждого урока исполняется поклон – приветствие педагога и концертмейстера. Для поклона лучше брать пример в виде вальса – четкого по форме, выразительного по звучанию, в котором фразы имеют логическое законченное звучание. Поклон может исполняться на 32, 16, 8 тактов. В нашем сборнике для этой цели удачно подходит «Вальс Белоснежки», вальс из оперетты «Веселая вдова», «Ната – вальс».

- Поклон. Звучит Вальс Белоснежки (стр.7,т.1). Поклон – это законченный по мысли маленький танец, открывающий урок, и поэтому, классический по характеру и по форме (период в 32 такта), этот вальс очень хорошо подходит для поклона.

- Plie. Плавное, медленное движение. Музыка соответственно медленная, очень певучая, связная, чаще в размере 3/4 или 4/4 . Звучит мелодичный Вальс Р.Глиэра (стр.13,т.1). Этот вальс часто исполняется на plie, и встречается в подобных сборниках, но данный авторский сборник уникален тем, что здесь присутствует, как обычно, не только первая его часть, а также средняя, благодаря дополнению автором 7-тактовых фраз до восьми тактов. Вся музыка всегда исполняется с легкой акцентировкой музыкальной раскладки.

- Battement tendu. Контрастное по характеру, четкое, бодрое движение. Музыка сдержанная, четкая. Пример «Норвежский танец» Э.Грига (стр. 15,т.1). Оптимальный вариант для музыкального оформления battement tendu в младших классах, классическая музыка, классический по строению период в 16 тактов, четкая акцентировка каждой доли. Не забывать, что исполняется не произведение Э.Грига, а музыкальное оформление battement tendu, все подчинено движению.

- Battement tendu jete. Подобное предыдущему движение, но более острое. Музыка острая, четкая, отрывистая. Полька Б.Сметаны (стр.23,т.1). Размер 2/4. Характер jete подчеркивается стаккато, форшлагами, штрихами. Все это дает возможность как угодно перемещать акценты в исполнении в зависимости от раскладки комбинации jete.

  • Rond de jambe par tere. Плавное связное движение требует медленного певучего звучания музыки. Размер чаще 3/4. Вальс из оперетты Ф.Легара «Веселая вдова» (стр.37,т.1)).





  • Красивая лирическая мелодия прекрасно подчеркивает характер движения rond. Логично начать исполнение с 18 такта до конца, а за тем продолжить с начала с повтором первых 16 тактов, где звучание наиболее певучее и лучше подходит для растяжки в конце комбинации.

  • Battement fondu. Плавный, «тающий» батман. Музыка наиболее певучая, связная. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Анданте из балета «Жизель» А.Адана. Опять же наиболее выгодный вариант для оформления этого упражнения. Во-первых, пример из классической балетной музыки, во-вторых, выразительная, певучая мелодия в сочетании с мягким ритмично пружинящим сопровождением помогает детям выполнять это медленное силовое движение.

  • Battement frappe. Ударный батман, размер 2/4. Характер движения резкий, отрывистый, ударный. Музыкальное оформление энергичное, все время отрывистое. Танец амуров из балета «Дон Кихот» (стр.22 т.2).

  • Battement developpe. Движение из раздела Adagio. Характер музыки медленный, певучий, очень связный. Размер ¾ или 4/4. Андантино В.Шуберта. (стр.26,т.2). Длинные протяжные фразы подчеркивают характер движения.

  • Grand battement jete – большие броски. Музыка соответствует определению энергично, отрывисто. Размер ¾, 4/4. Каждый раз вспоминается пожелание того опытного педагога сыграть так, «чтобы ноги сами поднимались вверх», помогая активным акцентированием. Аккордовая фактура, пунктирный ритм, четкая форма «Галопа Грэца» Ф.Шуберта очень подходят для этого.

Исполнение музыкального оформления танцевальных движений невозможно характеризовать при помощи классической фортепианной терминологии. Здесь концертмейстер «чувствует движение изнутри», и отсюда рождается соответствующий штрих и манера.

Экзерсис на середине.

- Demi plie и grand plie. Медленный вальс Д.Львова-Компанейца (стр.23 т.2). Благоприятный ритм с выделением первой доли каждого такта помогает четко услышать музыкальную раскладку комбинации.

- Battement tendu. Контрданс М.Глинка (стр.28 т.1)

- Battement tendu jete. Экосез А.Жилина. Остренький и изящный характер мелодии подчеркивает характер движения.

Allegro.

Следующий раздел урока прыжковый. Всякий прыжок начинается, также, как и заканчивается Demi plie.







В музыкальном оформлении должно быть сочетание плавного по характеру приседания с отрывисто четким моментом самого прыжка. Характеру прыжков соответствует живая бодрая музыка staccato, а точнее sforzando (сильное ударение).

Все прыжки делятся на маленькие, средние и большие. Для маленьких прыжков подходят примеры с легким упругим характером в размере 2/4. Для средних прыжков – также в размере 2/4, 3/8 или мелодии в характере «остренького» вальса. Для больших прыжков подбираются примеры, соответствующие их характеру – легкому, стремительному, летящему. Это вальсы, различные балетные вариации на 3/4.

- Saute. «Буратино» А.Холминов (стр.46 т.2). Бодрая, живая музыка с упругим пунктирным ритмом. Залигованная четвертая доля такта соответствует моменту прыжка.

- Changement de pieds. Танец Жизели из балета «Жизель» А.Адана (стр.48 т.2). Грациозная, легкая музыка. Затактовое с пунктиром начало всех фраз хорошо подходит для исполнения прыжковой комбинации.

- Echappe. Французская кадриль (стр.44 т.2). Несложная для восприятия, легкая, танцевальная мелодия пригодится для исполнения прыжковой комбинации.


Опытные преподаватели классического танца, считают, что успех урока на 90% зависит от музыки, следовательно, для концертмейстера эта позиция становится основополагающей. Четко представляя задачи, стоящие перед ним и руководствуясь основными принципами музыкального оформления уроков классического танца, концертмейстерам удастся это сделать наиболее качественно при помощи этого сборника.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Задачи и принципы музыкального оформления урока хореографии

Автор: Афендулиди Елена Наилевна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Работа концертмейстера на уроке классического танца. "
    ["seo_title"] => string(60) "rabota-kontsiertmieistiera-na-urokie-klassichieskogho-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "195161"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427874983"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Методическая статья на тему "Специфика подбора музыкального сопровождения и деятельности концертмейстера на уроке классического танца" "
    ["seo_title"] => string(156) "mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-spietsifika-podbora-muzykal-nogho-soprovozhdieniia-i-dieiatiel-nosti-kontsiertmieistiera-na-urokie-klassichieskogho-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "239322"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444756227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства