"Зачем заниматься спортом?" по здоровьесбережению для 1 класса
"Зачем заниматься спортом?" по здоровьесбережению для 1 класса
Цели, которые мы перед собой поставили в исследовании: - выявить влияние спорта на физическое и психологическое здоровье и учебу детей;
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели: - определить что такое здоровье; - узнать о позитивном влиянии спорта на организм ребёнка, физическую и психическую составляющие; - выяснить как активный образ жизни помогает в учёбе;
Повысить мотивацию школьников к здоровому образу жизни, приобщить к занятиям спортом.
Методы и методики исследования, которые использовались при разработке проекта:
- теоретические исследования;
- наблюдение за ребенком в течении 3 лет занятий спортом;
- сбор информации из различных источников, таких как учебники и пособия по здоровому образу жизни, ресурсы интернета; - беседа со спортивными тренерами; - анализ полученных данных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Зачем заниматься спортом?" по здоровьесбережению для 1 класса»
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
Лицей № 88
Направление «Физическое и психологическое здоровье»
Зачем заниматься спортом?
Исполнитель:
Юнусова Алена, ученица 1 «Д» класса
Руководитель:
Дегтярева Наталья Владимировна, учитель начальных классов
Екатеринбург 2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………6
Что такое здоровье?........................................................................6
Позитивное влияние спорта на организм ребенка: физическую составляющую:
Футбол…......…………………………………………………7
Плавание………………………………………………………..8
Шахматы………………………………………………………..9
Позитивное влияние спорта на организм ребенка: психологическую составляющую:
Футбол…………………………………………………….…..10
Плавание………………………………………………………11
Шахматы……………………………………………………...12
Анализ полученных данных при исследовании проекта
Физическая составляющая…………………….………… 13
Психологическая составляющая……………………………..13
Заключение………………………………………………,,,…15
Список литературы…………………………...………………16
Введение
Здравствуйте! Я, Юнусова Алена, ученица 1 «Д» класса лицея №88. Моя учительница, Дегтярева Наталья Владимировна, познакомила нас с проектом нашего лицея «Здоровым быть здорово!». Мы обсуждали эту тему в классе, а затем дома с родителями и приняли решение принять участие в проекте. Я также стремлюсь вести здоровый образ жизни и занимаюсь спортом, так как считаю, что без спорта здоровым быть невозможно!
Мой путь к спорту начался именно с проблем, которые я хочу описать в данном проекте – с проблем с физическим и психологическим здоровьем. Как известно абсолютно здоровых людей очень мало и у меня также были проблемы с физическим здоровьем: пониженный иммунитет, вследствие чего частые простуды (ОРЗ, ОРВИ) и их частое осложнение – отит (до 4-6 раз в год), склонность к аллергии, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а именно плоскостопие и плоско-вальгусная деформация стоп, а также недостаточно высокая степень силы, ловкости и выносливости, координация движений. Кроме этого у меня были некоторые проблемы и с психологическим здоровьем: плохая концентрация внимания (или рассеянность), проблемы со сном и дисциплиной. В заключении я обязательно укажу какие проблемы и в каком объеме мне удалось решить благодаря спорту и активному образу жизни!
Занимаюсь я профессионально спортом уже почти 3 года тремя разными видами спорта.
Первым в мою жизнь вошел горячо любимый мной футбол, да-да девочка не просто профессионально играет в футбол, но и делает это с большим удовольствием! Занимаюсь я в МБОУ ДО детско-юношеской спортивной школе «Буревестник». Буквально на днях я с командой девочек и тренером Сафоновым Денисом Викторовичем (играю я, как и тренируюсь с несколькими командами как девочек, так и мальчиков) выиграла Первенство Свердловской области среди девочек 2006г.р. и заняла первое место. Как бомбардир, я забила в этом турнире 4 мяча в 6 играх (сама я 2010 года рождения, но в турнир прошла и активно участвовала в матчах).
Следующим видом спорта для меня стало плавание. В нашем детском саду №109 была платная секция бассейна, в которой я занималась 2 года и месяц назад поступила на бюджетное отделение своей спортивной школы МБДОУ ДО ДЮСШ «Буревестник».
Но это не все мои спортивные увлечения – год назад я уговорила родителей отвести меня в шахматный клуб «Этюд» имени А.И.Литовского, где успешно занимаюсь шахматами, получила 3 юношеский разряд и на последних своих городских соревнованиях по шахматам «Надежды Екатеринбурга», посвящённых дню защиты детей заняла 3 место среди девочек до 9 лет.
Поэтому я не понаслышке знаю, что спорт – это здоровье, физическая закалка, сила, выносливость, отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в себе и своих силах!
В школе я часто наблюдаю ребят, которые все время проводят за телефоном и планшетом, мало общаются и играют вместе, а пообщавшись со сверстниками убедилась, что и дома они в основном проводят время за компьютером и у телевизора. Немногие посещают спортивные секции и ведут не очень активный образ жизни. А ведь у нас в лицее есть спортивные секции, такие как футбол, волейбол, баскетбол. Поэтому я со своим классным руководителем Наталье Владимировной и родителями приняли решение участвовать в проекте «Здоровым быть здорово!» и поделится со своими одноклассниками и сверстниками знаниями, полученными в ходе работы! Чтобы быть всегда активным, бодрым, здоровым и успешным – надо заниматься спортом!
Тема физического и психологического здоровья детей очень актуальна!
Гипотеза, которую я собираюсь доказать в своем проекте: «Спорт - положительно влияет на физическое и психологическое развитие ребенка, развивает умственные способности и память, повышает иммунитет, увеличивает выносливость и работоспособность, развивает ловкость и быстроту реакции, помогает бороться со стрессами и депрессиями, улучшает настроение и сон, улучшает коммуникативные навыки, дисциплинирует и позволяет успевать гораздо больше! Достижение спортивных целей делает ребёнка более уверенным в себе и своих силах!»
Цели, которые мы перед собой поставили в исследовании: - выявить влияние спорта на физическое и психологическое здоровье и учебу детей;
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели: - определить что такое здоровье; - узнать о позитивном влиянии спорта на организм ребёнка, физическую и психическую составляющие; - выяснить как активный образ жизни помогает в учёбе;
Повысить мотивацию школьников к здоровому образу жизни, приобщить к занятиям спортом.
Методы и методики исследования, которые использовались при разработке проекта:
- теоретические исследования;
- наблюдение за ребенком в течении 3 лет занятий спортом;
- сбор информации из различных источников, таких как учебники и пособия по здоровому образу жизни, ресурсы интернета; - беседа со спортивными тренерами; - анализ полученных данных.
Основная часть
Что такое здоровье?
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Получается, что даже если тело здорово, но нет ощущения радости, то это уже болезнь. То есть необходимо, чтобы все компоненты здоровья: физическое, психическое и социальное благополучие находились в гармонии.
Учёные считают, что ровно половина здоровья зависит от самого человека. При этом, конечно, большую роль играют и такие независящие причины, как условия проживания, экология и наследственность.
Но основным творцом собственного здоровья является сам человек! Точнее, образ жизни, который он ведёт. Значит, сформировать правильное, ценное отношение к своему здоровью очень важно с самого раннего возраста. К здоровому образу жизни ребёнка может приучить семья, школа и спортивная секция. Занятия спортом помогут ребёнку быть здоровым и хорошо учиться. Научат его дисциплине и собранности. Помогут быстро принимать правильное решение. Укрепят веру в себя и собственные силы. Научат дружбе и взаимопомощи. А общение с другими детьми, соревнования и, возможно, поездки по разным городам и даже странам подарят незабываемые воспоминания и множество положительных эмоций!
Позитивное влияние спорта на организм ребёнка: физическую составляющую.
Футбол
Футбол – это известная и массовая игра, а также одно из самых легкодоступных, широко распространенных, популярных средств физического воспитания и укрепления здоровья всех слоев населения. Вопреки распространенному мнению, эта игра способствует не только физическому развитию, но и интеллектуальному. У ребенка есть все шансы выразить себя на игровом поле. В спорте мальчик (или девочка) получает возможность попробовать собственные силы, ощутить командный дух, понять, на что он способен и как хорошо может рассчитать тактику игры. Чем полезен футбол для физического здоровья конкретно? Если собрать все преимущества игры в один перечень, он будет включать:
Общее позитивное влияние на здоровье организма и укрепление иммунитета;
Укрепление сердечно-сосудистой системы;
Улучшение циркуляции крови, и, следовательно, снабжение кислородом органов;
Улучшение обмен веществ в организме;
Улучшение координации движений;
Повышение скорости реакции;
Мышечная рельефность ног;
Сила;
Выносливость;
Плавание
Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При плавании развиваются все группы мышц. Совершенствуются физические качества: выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений. При этом надо заметить, что плавание полностью исключает травмы всего опорно-двигательного аппарата.
Перечень всех преимуществ занятий плаванием для физического здоровья:
Общее позитивное влияние на здоровье организма;
Разгрузка позвоночника за счет значительного уменьшения веса тела и положения в воде - эффективное укрепляюще и корректирующее средством для опорно-двигательного аппарата;
Укрепление иммунитета за счет закаливания, в следствии воздействия низких температур;
Укрепление сердечно-сосудистой системы за счет положения тела в воде, повышение эластичность сосудов, увеличение ударного объема сердца;
Улучшение циркуляции крови, кровоснабжения костных структур и мягких тканей;
Увеличение жизненной емкости легких и объема грудной клетки;
Увеличение мышечной массы и роста тела в длину за счет гормона роста – соматотропина, который вырабатывается во время аэробных нагрузок (плавания) в 10-20 раз больше.
Улучшение обмен веществ в организме;
Улучшение координации движений;
Тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, а значит помогает формированию и укреплению детской стопы;
Увеличивает силу, гибкость и выносливость;
Шахматы
Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием. Некоторые исследователи (например Юлия Моисеева со своей заметкой в газете «Вечерний клуб» от 31.08.96 и доктор медицинских наук Н.С. Заноздра со статьей журнала "64" - шахматное обозрение" (№3, 1984г)) считают, что шахматы не только укрепляют сердце и улучшают кровообращение, но и даже сжигают калории и помогают бороться с детской гипертонией.
Позитивное влияние спорта на организм ребёнка: психологическую составляющую.
Футбол
Как же позитивно футбол влияет на психологическое здоровье ребенка? Соберем все преимущества в один список:
Футбол, как и другие виды физической активности, помогает бороться со стрессами и депрессиями;
Улучшает настроение и сон;
Помогает «раскрыться» и повысить самооценку;
Футбол важен для развития личностных качеств, таких как умение работать в команде, воля к победе, целеустремленность, ответственность, упорство, смелость и др;
Футбол закаляет бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого спортсмена, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Плавание
Перечень основных преимуществ занятий плаванием для психологического здоровья:
Водная среда оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышая эмоциональную устойчивость;
Во время водных тренировок мозг продуцирует гормоны хорошего самочувствия, которые называются эндорфинами. Плавание также может предотвращать выработку гормонов стресса. Новый рост клеток мозга в результате также способствует освобождению от стресса;
Настойчивость (чтобы добиться хорошего результата, нужно потратить много сил);
Решительность (часто во время плаванья приходится принимать быстрые решения);
Смелость (начать плавать – это уже смелый поступок);
Целеустремленности (нужно добиваться поставленных целей любыми путями);
Дисциплинированность;
Самостоятельность.
Шахматы
Основное же свое научно обоснованное и доказанное позитивное влияние шахматы оказывают все таки не на физическое, а на психологическое здоровье, а именно:
Развитие обоих полушарий мозга, вследствие их синхронной работы во время игры. Благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления;
Развитие логики и пространственного воображения;
Воспитание уверенности в себе и рост самооценки;
Приучает к самостоятельности и ответственности;
Развитие мышления и навыков разрешения проблем у детей;
Помощь в реабилитации и лечении, так как шахматная игра помогает в развитии и налаживании работы головного мозга;
Способствует улучшению когнитивных и коммуникативных навыков;
Помогает справляться с тревожностью, побуждает к глубокой концентрации и спокойствию, способствует сосредоточиванию и расслаблению;
Игра в шахматы стимулирует рост дендритов (отростков нервных клеток), что в свою очередь увеличивает скорость и улучшает качество связи между всеми нервными клетками человеческого мозга, то есть повышаются не только интеллектуальные способности, но и скорость и производительность мозга;
Вырабатываются усидчивость и концентрация внимания, которые особенно необходимы гиперативным детям;
Улучшается как оперативная, так и долговременная память, используется при этом визуальная, цифровапя, цветовая стимуляция информации. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам;
Формирование характера, особенно таких свойств как общительность, настойчивость и целеустремленность.
Анализ полученных данных при исследовании проекта
Для исследования проекта я использовала свои физические и психологические данные и проанализировала их рост, изменение и корректировку в течении последних 3 лет занятий различными видами спорта.
Физическая составляющая
По собственным наблюдениям за прошедшие годы я стала гораздо более сильной, ловкой и выносливой. Также у меня сильно улучшилась кординация движений. Я считаю, в первую очередь благодаря футболу, так как занимаюсь я им профессионально дольше других видов спорта и достаточно часто (примерно от 3 до 8 тренировок, игр и соревнований в неделю).
У меня повысился иммунитет, я стала болеть гораздо реже или переносить заболевание в слабой форме – без температуры, слабости и головных болей, а также быстрее выздоравливать. Большую роль в улучшении иммунитета сыграли футбол и плавание! Да и осложнений, таких как отит, у меня не было уже 2 года. Я считаю, что решающую роль именно в отсутствии отитов сыграли занятия плаванием (раньше во время болезни стоило мне намочить уши и они на следующий же день начинали болеть). Но благодаря плаванию я не только повысила иммунитет и закалила весь организм, но и закалила самое слабое свое «звено»!
Вероятно вследствие повышения иммунитета у меня постепенно прошла и аллергия!
В совокупности ведения здорового образа жизни, правильно питания, планомерного планового лечения, сопутствующих процедур и занятий спортом я укрепила весь опорно-двигательный аппарат, полностью прошла плоско-вальгусная деформация стоп, а также удалось снять 1 степень плоскостопия
Психологическая составляющая
Не меньше за 3 года у меня улучшились умственные, социальные и психологические показатели. Я стала гораздо более собранной и внимательной, более работоспособной и целеустремленной, научилась быстро реагировать в непредвиденных ситуациях и принимать правильные решения. Благодаря всему этому у меня высокий уровень успеваемости в школе и в секциях!
Кроме того, первый вид спорта позволил мне не только быстрее и успешнее справляться с поставленными задачами, но и успешно заняться вторым видом спорта, а в купе и третьим видом спорта!
При этом я стараюсь во всем занимать лидирующие позиции, быть не только умной, сильной и выносливой, но и внимательной, самокритичной, помогать не только одноклассникам, одногрупникам по спорту, просто друзьям и сверстникам, но и родителям и своему классному руководителю Наталье Владимировне! Я помогаю родителям с домашним хозяйством и успеваю играть и заниматься с младшей сестренкой, а в классе учитель разрешает мне помогать поддерживать дисциплину и порядок!
Я стала более общительной и уверенной в себе и у меня много знакомых, друзей и товарищей, с которыми я стараюсь поддерживать хорошие взаимоотношения. Кроме этого я заметила, что стала более спокойной и уравновешенной, более усидчивой и внимательной.
Заключение
В результате проведенного нами теоретического исследования и наблюдения за ребенком в течении трех лет занятия спортом выдвинутая ранее гипотеза о том, что «Спорт - положительно влияет на физическое и психологическое развитие ребенка, развивает умственные способности и память, повышает иммунитет, увеличивает выносливость и работоспособность, развивает ловкость и быстроту реакции, помогает бороться со стрессами и депрессиями, улучшает настроение и сон, улучшает коммуникативные навыки, дисциплинирует и позволяет успевать гораздо больше! Достижение спортивных целей делает ребёнка более уверенным в себе и своих силах!» полностью подтвердилась.
Мы выяснили что здоровье физическое, психическое, социальное, здоровый образ жизни и спорт тесно взаимосвязаны и ребенок будет счастлив, когда все эти аспекты находятся в гармонии.
С помощью полученных в ходе проекта теоретических знаний и личного примера, мы надеемся познакомить как можно больше детей с культурой здорового образа жизни и приобщить к занятиям физической культурой и спортом.
Все поставленные цели в ходе проекта достигнуты, задачи решены.
Список литературы
Введение в теорию физической культуры. Под ред. Л. П. Матвеева.— М.: Физкультура и спорт, 1983.
Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.— М: Физкультура и спорт, 1978.
Тыкайло И. Реферат по социальной педагогике «Шахматы и здоровье». Игрим, 2009.
Высочин Ю.В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей //Физическая культура в школе. 1999. №1.
Замарацких С. Реферат «В здоровом теле-здоровый дух!». Екатеринбург, 2015.
Боженко Я.А. «Влияние игры в футбол на физическое и психологическое развитие личности». Ростов-на-Дону, 11.06.2016. [Электронный ресурс]. http://izron.ru/articles/tendentsii-razvitiya-psikhologii-pedagogiki-i-obrazovaniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-4-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-sportivnoy-trenirovki-ozdorovitelnoy-i-adapti/vliyanie-igry-v-futbol-na-fizicheskoe-i-psikhologicheskoe-razvitie-lichnosti/
Трунова Н.А. «Влияние плавания на организм и здоровье занимающихся». Новый Уренгой, 23.12.2014.
Уракова А.К. «Влияние плавания на развитие психики». [Электронный ресурс]. http://xn----7sbbbmk2a6a7aa7ipb.xn--p1ai/vliyanie-plavanya-na-razvitie-psixiki/
«7 удивительно полезных свойств игры в шахматы». [Электронный ресурс]. http://www.b-c.by/stati/7-udivitelno-poleznyx-svojstv-igry-v-shaxmaty
«Польза шахмат для развития ребенка». [Электронный ресурс]. http://my19edwin.livejournal.com/359756.html