Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете на тему" Дифференцированный и индивидуальный подход в современном обучении".»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Малояз
Выступление на педагогическом совете
Тема:
Дифференцированный и индивидуальный
подход в современном обучении
Подготовила:
Гайфуллина Флюра Сабирьяновна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Малояз 2015
Дифференцированный и индивидуальный
подход в современном обучении
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в начальной школе. В моём классе по своим природным способностям, здоровью, темпу работы и отношению к учёбе учащиеся сильно отличаются друг от друга. Здесь можно наблюдать детей как с высоким, так и с очень низким уровнем развития. Некоторые, поступив в школу, были совершенно не готовы к обучению. Это создаёт трудности до сих пор. Несколько детей из класса в детстве перенесли тяжёлые заболевания, другие страдают нервными и другими хроническими заболеваниями до сих пор, что также сказывается на работоспособности, интеллекте и развитии. Считаю необходимым изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Особенности своих учеников я узнавала постепенно. Для этого я использовала личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также изучала результаты обследований, проводимых психологом. Как бы то ни было, одной из основных своих задач вижу развитие мышления учащихся. Но ведь разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик обладает индивидуальными особенностями. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика неодинаковых условий обучения. Считаю, что эти условия обучения должны быть согласованы с уровнем развития ребёнка. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при дифференциации обучения. Если выбирать обычные методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика, то слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения. Поэтому в своей практике я использую методику дифференцированного обучения и индивидуальный подход. Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Я провожу дифференциацию по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться. 1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи. 2 группа – дети, способные справиться самостоятельно. 3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Как же «подать» материал, чтобы способные дети не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его? На обычном уроке, например математики, после объяснения нового материала и первичного формирования умений по данной теме, переходим к закреплению умений, доведению их до навыков. Именно здесь можно использовать варианты различной сложности. Существует несколько способов их применения: Дети 1 и 2 группы решают общее задание фронтально под наблюдением учителя, а 3 группы выполняют общие или индивидуальные задания самостоятельно. Для них предусмотрен какой-либо вариант проверки, например с использованием поворотных досок. Или учащиеся 1 и 2 группы работают самостоятельно над несложными заданиями, а 3 группы вместе с учителем разбирают задания повышенной трудности. Или учащиеся, хорошо усвоившие материал, могут работают самостоятельно, а те, у кого возникли затруднения, выполняют задания под руководством учителя.
Наиболее удобное средство работы – это карточки. Большим подспорьем в организации такой работы на уроке являются задания по выбору и «трудные задания», которые есть не только в учебниках математики, русского языка, литературного чтения, но и в рабочих тетрадях, предназначенных для индивидуальной работы учащихся. Такие задания развивающего и творческого характера систематизируют знания учащихся, развивают логическое мышление, воображение, речь, дают возможность осуществлять дифференцированное обучение. Наличие вариантов различной сложности позволяет легко организовать дифференцированную самостоятельную или контрольную работу Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задания трёх уровней сложности, а право выбора сложности задания оставляет за учеником. Учащиеся, быстро справившиеся с заданиями, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их. Такая организация формирования и закрепления умений позволяет заботиться о развитии сильного ученика, предупредить отставание слабого, дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания по теме.
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы. Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении