Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: "Развитие педагогического мастерства через развитие общения"»
Развитие педагогического мастерства через развитие общения
«Педагог – человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений»
О.С. Газман.
Успешное обучение и воспитание младших школьников в значительной степени связано с профессиональным мастерством, знаниями и культурой учителя. Современный педагог должен уметь влиять на учащихся, быть мастером своего дела, но на это уходят многие годы. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса, что позволит ему педагогически мыслить и действовать.
Слова «мастер» и «мастерство» раньше были связаны с деятельностью ремесленников. С начала 20 века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями. Так, как педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, появилось сочетание «педагогическое мастерство».
Педагогическое мастерство рассматривается как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, как важнейшее качество личности преподавателя и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Однако, эффективность работы с детьми зависит не только от знаний учителем методики учебно-воспитательной работы и основных наук, но и умение передавать их учащимся через систему живого и непосредственного общения с ними.
Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны педагог помогает детям в их развитии, а с другой стороны дети стимулируют развитие и совершенствование педагога, его профессионально-педагогических и общечеловеческих качеств личности.
Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л.С. Выготским. Он говорил: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем, развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Сотрудничество учителя и ученика – вовсе не формальное достижение равенства, это обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, развитие адекватной самооценки, самокритичности, дружелюбия в оценке партнера, способность партнера без агрессии, рационально разрешить конфликт.
Представьте ситуацию: урок IV класс. Учитель превосходно владеет материалом, использует массу дополнительной литературы, умеет ярко раскрыть тему. Но у некоторых учеников к концу урока пропадает интерес к рассказу учителя, желание выполнять задания. Вопросы учитель задает интересные и содержательные, но не все поспевают за мыслью педагога. У учителя не хватает терпения выслушать, дождаться ответа ребенка и он продолжает свой рассказ. Удался ли этот урок? Достаточно ли учителю хорошо владеть содержанием изучаемого материала?
Во время производственной практики, которую я проходила в школе номер 7 у Коноваловой Елены Михайловны, я наблюдала за ее работой с классом и с каждым учеником индивидуально. Я считаю, что она полностью владела всеми необходимыми навыками педагогического мастерства, так как в ходе уроков она не повышала голос на детей, объясняла материал интересно, доступным для учеников языком. Дети не боялись ей задавать вопросы, выполняли все задания, которые она им давала.
В своей профессиональной деятельности я буду брать пример с Елены Михайловны, подбирать для учеников интересный наглядный материал, выслушивать задаваемые вопросы и терпеливо объяснять материал столько раз, сколько будет необходимо, чтобы в нем разобрались все ученики.
Рекомендации для стимуляции творческой активности детей