Преподавание русского языка в начальной школе. Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроках русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО.»
Выступление на ШМО
Преподавание русского языка в начальной школе. Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроках русского языка.
Ученье - свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны.
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К. Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении "Труд в его психическом и воспитательном значении" К. Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. (4,142)
В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А. С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его "светлое будущее". Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Технологические операции создания ситуации успеха.
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим я стараюсь подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом перехожу к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае имеют значения и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
• Снятие страха - помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. "Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".
"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
• Авансирование успешного результата – помогает мне выразить свою твердую убежденность в том, что мой ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушаю ребенку уверенность в свои силы и возможности. "У вас обязательно получиться". "Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
• Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. "Возможно, лучше всего начать с.....". "Выполняя работу, не забудьте о.....".
• Внесение мотива - показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."
• Персональная исключительность - обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. "Только ты и мог бы....". "Только тебе я и могу доверить...". "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."
• Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий. "Нам уже не терпится начать работу...". "Так хочется поскорее увидеть..."
• Высокая оценка детали - помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. "Тебе особенно удалось то объяснение". "Больше всего мне в твоей работе понравилось...". "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
Приближение к современному речевому идеалу я начинаю как можно раньше. Надо, чтобы на уроках дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека: умение передать информацию; поддерживать беседу; установить контакты; пересказать, рассказать ситуацию; написать письмо, поздравление, объявление; найти способ общения во время разговора, спора, знакомства; красочно оформить речь.
Эту работу я начинаю с 1 класса.
1. Уже на уроках обучения грамоте при чтении слоговых слияний стали рождаться рифмы, в последующем переходящие в стихотворные строки:
со — со — со... с горы скатилось колесо
ну — ну — ну... сяду на Луну
оль — оль — оль... мы купили соль
...во дворе сидит король
Цель: поэтично описать образ данного предмета, явления.
И вот стоит красивая.
Стройная и милая.
Ветками качает.
Соком угощает. (Берёза.)
2. Обязательно провожу речевые разминки, используя скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы, поговорки с целью обогащения словарного запаса, развития речи, памяти, мышления. В 1- 2 классах включаю работу в паре, группе, например: составить из слов-карточек готовое высказывание.
Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества ученика.
Ситуации, создаваемые на уроке, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить.
Такой подход, обеспечивая развитие речи учащихся, учит вступать их в диалогические споры, дает им прекрасные возможности для развития монологической речи.
Упражнения, развивающие творческое мышление.
1. Напиши как можно больше предложений, которые начинаются с данных букв.
Н... - з... о...
Д... с…л
К... п... о... м...
(Наступила золотая осень. Настя зажгла огонь. Наш зонт оранжевый. Деревья сбросили листву. День стоял летний.)
2. Учимся согласовывать слова в предложениях.
Измени слова так. чтобы получилось как можно больше предложений.
Собака, найти, в, двор, вкусная, косточка.
3. Усложняем задание: из данных букв составь предложения, чтобы получился текст.
Как камешек оказался на берегу.
ж б к о л н д р п л к с
п е н б д з а о т о в т
Жил-был камешек. Он лежал на дне реки. Птички летали, камешек схватили. Понесли его на берег. Думали —зёрнышко, а он твердым оказался. Вот так. (П. Кошелев)
4. Что произошло бы и что ты сделал бы, если бы:
из тучки вместо дождя стали падать бублики и конфеты...
у тебя появились волшебная папочка, шапка-невидимка...
Ребенок сам проводит параллели между внутренней и внешней красотой, но духовные ценности у него стоят на первом месте.
5. Представь себе, что ты стал котенком, или листочком, или муравьем...
(История о чудесном превращении: какая жизнь была бы, чего бы ты опасался, захотел бы вновь стать «большим» человеком? Вывод о «превращении»)
Цель: задуматься об отношении к окружающей природе.
Можно выбрать неодушевленный предмет: я — необычный герой.
Я - линейка.
Я живу в портфеле. Мой хозяин Андрей. Мне очень плохо, когда на мне рисуют, потому что я становлюсь грязной и некрасивой.
Однажды, когда Андрей решил мной бить мух, я не вытерпела, выскользнула из его рук и выпала из окошка. Гам меня нашла девочка Анн. Она меня помыла, и теперь у меня новая хозяйка! (М. Тиунов)
На уроке литературного чтения дети становятся «маленькими писателями», способными выражать в слове свои переживания и впечатления.
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
1. При изучении нового материала создаю в классе группы, условно разделив их на первую- "сильных", вторую- "средних" и третью - "слабых" учащихся (не озвучивая их), объясняю материал для всего класса, затем предоставляю возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества, а я работаю с группой слабых учеников и осуществляю закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаю образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
2. Осуществление разноуровнего контроля - создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается учителем отдельно.
Созданию ситуации успеха способствует использование коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хороша, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу».
Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребности учеников» Формы коллективной учебной работы:
• Работа в парах постоянного и сменного состава;
• Работа в микрогруппах (тройках, четверках);
• Работа в группах (5-7 человек);
• Коллективная работа (класс делится на 3-4 группы или выполняется общая для всего класса работа).
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведу фрагмент урока окружающего мира:
Тема урока: "Органы чувств"
У.- Закройте глаза и представьте следующую картину: Человек стоит на берегу моря. Перед ним бескрайнее море и золотое солнце. Он слушает шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Человек чувствует приятный теплый, немного влажный воздух побережья.
Кто из вас смог представить себя на берегу моря? Что окружает человека в моем рассказе? ДУ.: С помощью каких органов-помощников человек воспринимает мир? Составляется схема:
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!