kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на родительском собрании 6-7 классов. Тема: «Подростковый возраст»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст — период развития детей от 10—12 до 14—15 лет. Фактическое вступление в этот период может отличаться от указанных цифр на год или даже более в ту или другую сторону. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике детей, результатом которых является переход от детского состояния к взрослому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании 6-7 классов. Тема: «Подростковый возраст»»

Выступление на родительском собрании 6-7 классов .


Тема: «Подростковый возраст»


Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст — период развития детей от 10—12 до 14—15 лет. Фактическое вступление в этот период может отличаться от указанных цифр на год или даже более в ту или другую сторону. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике детей, результатом которых является переход от детского состояния к взрослому.

Хронологические границы подросткового возраста разными авто­рами и специалистами часто определяются совершенно по-разному. Например, в толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый». А «парень от 15 до 20 лет и более», «подросток» — как «дитя на подросте», около 14—15 лет.

Л.Н. Толстой возрастной гранью между отрочеством и юностью считал 15-летие. Герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древне­русском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юно­шу.

Аналогичная нечеткость возрастных граней этого возраста харак­терна для классической и средневековой латыни.

Тем не менее возрастные категории практически во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст че­ловека, сколько его общественное положение, социальный статус.

Древнерусское слово «отрок» — букв, «не имеющий права гово­рить» — означало: раб, слуга, работник, княжеский воин.

Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Обращение к человеку как к младшему («молодой человек», «парень» и т.п.) содержит в себе оттенок снисходи­тельности или пренебрежения, выражает отношение как к занимаю­щему более низкое общественное положение.

Возраст служит критерием продолжительности исполнения тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как пря­мой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное об­щественное положение). В одних случаях эти критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совер­шеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных кри­териев и границ в разных обществах, в разные исторические эпохи и в разных сферах общественной деятельности, весьма изменчивы.

Подростковый период считается трудным, критическим, и этому есть объективные причины.

Первая причина обусловлена значительными различиями ме­жду требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиями в их обязанностях и правах. Взрослая жизнь несравненно сложнее, и подростку приходится в относительно короткий срок осваивать эту жизнь во всей ее сложности. Причем чем выше ступень, на которой находится общество, тем эти различия, между группой де­тей и группой взрослых, становятся существеннее.

Вторая причина трудностей подросткового возраста — ис­ключительно быстрый темп происходящих физических и психических изменений подростка. За короткий период подросток очень сильно меняется физически, внешне, а также психически. Подростки, осо­бенно склонные к самоанализу, не могут сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика. Для них часто оказывает­ся непонятным смысл, а главное — необходимость этих перемен.

Третья причина сложностей подросткового возраста — нако­пление к этому возрасту дефектов воспитания. Ранее эти недостатки отчетливо не проявлялись в силу недостаточной самостоятельности ребенка и неширокой сферы его деятельности и общения.

Четвертая причина связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания, что выражается, прежде всего, в изменении самовосприятия. Причем самовосприятие меняется как в связи с интенсивным развитием и формированием нового обли­ка, так и в силу изменившейся оценки со стороны окружающих. Еще вчера на девочку никто и внимания не обращал, а сегодня взрослые мужчины не только снисходят до внимания к ней, но и начинают ухаживать. Одним это льстит, других пугает, но в любом случае само­восприятие и соответственно поведение их значительно меняется.

Пятая причина сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в се­мье. В каждой семье свой уклад, и ранее дети этих различий не замеча­ли. В подростковом возрасте начинают осознаваться преимущества и недостатки их положения в различных семьях.

Воспитатели, учителя, родители могут в значительной мере сни­зить остроту переходного возраста, если будут хорошо понимать сущ­ность развития и изменений, происходящих у подростков. Необходимо разбираться как в анатомо-физиологических, так и в психологиче­ских особенностях подростков.


Учебная деятельность

Изменения в нравственной сфере являются основными и решаю­щими в психическом развитии подростков, поэтому внимание иссле­дователей уделяется в основном именно этому аспекту развития. А психологических исследований познавательных процессов и ум­ственного развития в этом возрасте недостаточно.

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков. Однако для подростка урок — это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная мно­жеством значимых поступков, оценок, переживаний. Это объясняет­ся тем, что ведущая деятельность подростка—деятельность общения.

Обогащение и расширение жизненных связей с окружающим ми­ром и людьми, увлеченность межличностным общением уменьшают значимость учения для подростка. Это приводит к хорошо известно­му учителям и родителям факту — при переходе в среднюю школу у многих учеников снижается успеваемость.

С подростковым возрастом связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Начало подросткового возраста характеризуется формированием наиболее высокого уровня учебной деятельности, при котором самостоятельно осваивается и новый ма­териал, и даже новые области знаний (например, компьютеры). Для подростка постепенно становится понятен смысл учебной деятель­ности как деятельности по самообразованию, направленной на удов­летворение познавательных потребностей.

Мотивы учения у подростков представляют собой сложную струк­туру. В ней присутствуют широкие социальные мотивы (сознание об­щественной важности приобретения знаний, необходимость учения для подготовки к самостоятельной жизни и труду), собственно позна­вательные и личные мотивы (стремление пользоваться авторитетом и играть роль лидера в коллективе сверстников), связанные со стрем­лением к успеху.

Оптимальным видом мотивов с точки зрения обучения являются познавательные, в основе которых лежат интересы. Рассмотрим их бо­лее подробно.

В подростковом возрасте наблюдается широкий диапазон инди­видуальных интересов. Именно поэтому трудно однозначно оценить возрастные особенности интересов подростка. Они могут быть широ­кими (когда подросток интересуется многим) и узкими (когда подрос­ток интересуется чем-либо одним), устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными. Однако можно указать и основные, ти­пичные характеристики.

По сравнению с младшим школьным возрастом в подростковом явно заметен иной уровень интересов. Во-первых, сфера интересов у подростков гораздо шире. Изучение основ наук, расширение круго­зора, большая степень умственной зрелости подростка вовлекают в сферу его интересов все новые и новые области жизни и деятельно­сти людей. Характерен интерес к различным отраслям физики, астро­номии, биологии, к современной технике, кибернетическим устрой­ствам, радиоэлектронике, компьютерам, к различным видам спорта, книгам, кино и др. Заметно развиваются общественно-политические интересы.

Интересы подростка становятся не только более широкими и раз­нообразными, но и более глубокими и содержательными. Сравните, как интересовался техникой ученик в начальных классах и как инте­ресуется ею старший подросток, познавательные интересы которого уже выходят за рамки школьных программ. Интерес младшего школь­ника обычно носит поверхностный, неглубокий характер. Он, напри­мер, хорошо знает названия марок автомашин или телевизоров, ино­гда гораздо лучше взрослого. Но разве это означает, что он хорошо и глубоко разбирается в марках автомашин или телевизоров?

Совсем иное дело — старший подросток. Его познания в том, к че­му он проявляет интерес, достаточно глубоки. Например, если он ин­тересуется миром искусства, то не только собирает открытки с изо­бражениями любимых артистов, но и оценивает творческую манеру каждого, обнаруживает незаурядные познания в теории актерского мастерства. Все это результат настойчивого стремления познать объ­ект, вызывающий интерес.

Интересы подростков характеризуются значительной силой. Они часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая захватывает подростков, нередко в ущерб всем другим заня­тиям. Если уж увлечение чтением — то бессонные ночи за книгами, чтение на переменах, да и на уроках. Если уж интерес к шахматам — то десятки партий в день, неустанное штудирование шахматной литера­туры, матчи по телефону и т.д.

Интересы подростков достаточно устойчивы по сравнению с интере­сами младших школьников. Нередко мы наблюдаем, как возникший в подростковом возрасте интерес сохраняется, углубляясь и обогаща­ясь содержанием, а в дальнейшем становясь основой профессиональ­ной направленности.

К концу подросткового возраста начинают формироваться инте­ресы к определенной профессии. Это связано с тем, что некоторые из подростков после получения неполного среднего образования про­должают обучение в учебных заведениях другого типа. Однако пред­ставления о характере избираемых профессий у большинства ребят смутные, неопределенные; подростки плохо осведомлены о требова­ниях, которые предъявляют те или иные профессии к человеку.

Содержание понятия «учение» расширяется в подростковом пе­риоде, когда приобретение знаний нередко выходит за пределы шко­лы, учебных программ и осуществляется не только самостоятельно, но и целенаправленно. С возрастом эта тенденция растет. У значитель­ной группы учащихся появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стой­кий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники, искусства. У некоторых подростков объем знаний в одной или нескольких областях может намного превышать возрастную норму.

Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится субъективно необходимым и важным для настоящего и будущего и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и идеала, профес­сиональных намерений и самосознания (в виде осознания недостатков в уровне знаний и культуры). Недовольство собой и стремление ис­полнить задуманное становятся источниками познавательной актив­ности подростка. В его самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие задачи, они организуют и направляют его конкретную дея­тельность. Учение приобретает личный смысл и превращается в само­образование. Возникновение и становление этого качественно нового и высшего типа учебной деятельности происходит в подростковом периоде.

Интеллектуальное развитие подростка. Новое в развитии интеллекта подростка заключается в изменении его отношения к познаватель­ным задачам как к требующим предварительного мысленного реше­ния через построение различных гипотез и их проверку. Подросток в отличие от младшего школьника начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные от­ношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Важнейшее приобретение подростка в анализе действительности — это умение оперировать гипо­тезами в решении интеллектуальных задач. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит не только в развитии умения абстрактно мыслить, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки под­ростка становятся его собственные интеллектуальные операции — мышление подростка становится рефлексивным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Основная характеристика подросткового возрас­та — усиление произвольной стороны этих функций. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управ­лять ими. Это своеобразная форма второсигнальной регуляции. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регу­лируемых и управляемых процессов.

Нельзя сказать, что у подростка память «вообще» лучше развита, чем у младшего школьника, хотя в подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного ма­териала. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания. Запоминание у них сопрово­ждается активной мыслительной работой, в которой участвуют мно­гие мыслительные операции — сравнение, систематизация, класси­фикация. Увеличивается скорость запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание все больше усту­пает место логическому, повышается продуктивность памяти. Если младшие школьники, как правило, стараются заучить материал дослов­но, то подросток часто протестует против требования учителя запом­нить наизусть (определение, закон), а склонен воспроизводить мате­риал «своими словами». Учитывая эти особенности, учителю следует:

• учить подростка правильным приемам логического запомина­ния (умению производить смысловую группировку, выделять опор­ные мысли для запоминания, правильно строить повторения, состав­лять схематический план текста и т.д.);

• объяснять необходимость точного запоминания определений или законов;

• вырабатывать умение точно пересказывать содержание своими словами.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, пережива­ний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемое™. Все зависит от условий работы, содержания материала, настроения и психическо­го состояния самого ученика, от его отношения к работе. Избиратель­ность внимания, т.е. различная его характеристика в зависимости от объекта и степени интереса к нему, у подростка очень ярко выражена. Невнимательный и рассеянный на одном (нелюбимом) уроке, ученик может исключительно собранно и сосредоточенно работать на другом (любимом).

Исследования показали, что в подростковом возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению вни­мания, например с одного вида деятельности на другой. В отличие от младшего школьника подростку обычно не требуется какой-то осо­бой психологической подготовки для перестройки деятельности. Самый лучший способ организации внимания подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у него не было ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны так захватить подрост­ка, что он с увлечением будет работать весьма продолжительное вре­мя. Причем интересное для подростка — это не всегда просто занима­тельное. Содержательные занятия с периодическим переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятель­ность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания. Исследования Н.Ф. Добрынина с сотрудниками показали, что от произвольного внимания, поддерживаемого усилиями воли, подростки все больше и больше переходят к так называемому послепроизвольному вниманию. Оно преднамеренно и целенаправленно, и возникает на основе по­степенно наступающего увлечения работой, а потому не требует воле­вых усилий для поддержания.

Основной особенностью мыслительной деятельности подростка яв­ляется нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения конкретно-образного и абстракт­ного мышления в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию содержания понятий конкрет­ными образами и представлениями).

Для подростка характерно заметное развитие критичности мышле­ния. Подросток в отличие от младшего школьника не склонен слепо полагаться только на авторитет учителя или учебника. Он стремится иметь собственное мнение, взгляды и суждения, критически отно­сится к материалу, который раньше не вызывал у него ни раздумий, ни сомнений, находит «ошибки» в тексте учебника или суждениях учителя, хочет убедиться в справедливости той или иной мысли и т.д. Само по себе это весьма ценное качество мышления, которое нужно всячески развивать. Но если развитие критичности мышления у под­ростков пойдет по пути формирования привычки не столько крити­чески мыслить, сколько неоправданно сомневаться, спорить, возра­жать, отстаивать заведомо ошибочные положения, упрямиться и не принимать бесспорные истины, то следует преодолевать эту линию развития. Надо тактично показать бесплодность и беспочвенность, бес­перспективность подобных споров и возражений, подсказать подростку другие пути и формы, чтобы воспитывать умение самостоятельно мыслить.

Важной особенностью рассматриваемого возраста является фор­мирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Под­ростковый возраст благоприятен для развития такого мышления. Дове­рие учителя к интеллектуальным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности, так как это говорит о высокой оценке интеллектуальных сил. Поэтому следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышле­ние подростков (например, задачи по сравнению различных объек­тов, нахождение в них сходства и различия, умение делать обобщения и выводы).

Подростковый возраст — это период, когда детские мечтания о бу­дущем сменяются размышлениями, о нем с учетом собственных воз­можностей и обстоятельств жизни. Такой сдвиг в развитии профес­сиональных намерений происходит не у всех подростков; некоторые полностью живут настоящим и о будущей профессии размышляют мало. Однако для большинства подростков время обучения в выпуск­ных классах является временем интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действие, другие примеривают себя к разным вариантам будущего, третьи решают проблему соот­ветствия собственных возможностей требованиям профессии, чет­вертые выясняют, соответствует ли содержание профессии их пред­ставлению о ней.

Ребята собирают информацию об особенностях привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают, обсуждают разные проблемы с близкими товарищами, интересуются планами однокласс­ников. Одни размышляют трезво и адекватно оценивают свои воз­можности, другие их переоценивают или недооценивают. У некото­рых старших подростков возникают серьезные сомнения, колебания, и они отказываются от прежних мечтаний как от детских (чаще всего из-за их неосуществимости). К окончанию подросткового возраста увеличивается число подростков, которые хотят иметь высшее обра­зование. Привлекают важные и современные профессии, возмож­ность интересной и творческой работы, романтичность профессии.

Таким образом, учебная деятельность подростков имеет сущест­венные отличия от учебной деятельности младших школьников, а так­же некоторые общие закономерности. Однако следует помнить, что учебную деятельность подростков необходимо рассматривать только с учетом их ведущей деятельности — деятельности общения.


Стручкова А.Н.,

педагог-психолог

Батагайской средней школы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление на родительском собрании 6-7 классов. Тема: «Подростковый возраст»

Автор: Стручкова Анна Николаевна

Дата: 26.08.2018

Номер свидетельства: 476355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Материал для выступления  на  родительском  собрании.  Тема: «Роль  семьи  в  воспитании  школьника». "
    ["seo_title"] => string(95) "matierial-dlia-vystuplieniia-na-roditiel-skom-sobranii-tiema-rol-siem-i-v-vospitanii-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "146243"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419142064"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Родительское собрание " Как развивать чувство ответственности у детей""
    ["seo_title"] => string(66) "roditelskoe_sobranie_kak_razvivat_chuvstvo_otvetstvennosti_u_detei"
    ["file_id"] => string(6) "542708"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1584124725"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Родительское собрание в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(36) "roditiel-skoie-sobraniie-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "282047"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453640733"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "план работы социального педагога"
    ["seo_title"] => string(37) "plan-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "256639"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448192879"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Работа родительского комитета 2-а МОБУ СОШ №13 ГО "город Якутск" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabota-roditiel-skogho-komitieta-2-a-mobu-sosh-13-go-ghorod-iakutsk"
    ["file_id"] => string(6) "177114"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424576368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства