Выступление на родительском собрании 6-7 классов. Тема: «Подростковый возраст»
Выступление на родительском собрании 6-7 классов. Тема: «Подростковый возраст»
Подростковый возраст — период развития детей от 10—12 до 14—15 лет. Фактическое вступление в этот период может отличаться от указанных цифр на год или даже более в ту или другую сторону. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике детей, результатом которых является переход от детского состояния к взрослому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании 6-7 классов. Тема: «Подростковый возраст»»
Выступление на родительском собрании 6-7 классов .
Тема: «Подростковый возраст»
Общая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст — период развития детей от 10—12 до 14—15 лет. Фактическое вступление в этот период может отличаться от указанных цифр на год или даже более в ту или другую сторону. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике детей, результатом которых является переход от детского состояния к взрослому.
Хронологические границы подросткового возраста разными авторами и специалистами часто определяются совершенно по-разному. Например, в толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый». А «парень от 15 до 20 лет и более», «подросток» — как «дитя на подросте», около 14—15 лет.
Л.Н. Толстой возрастной гранью между отрочеством и юностью считал 15-летие. Герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу.
Аналогичная нечеткость возрастных граней этого возраста характерна для классической и средневековой латыни.
Тем не менее возрастные категории практически во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус.
Древнерусское слово «отрок» — букв, «не имеющий права говорить» — означало: раб, слуга, работник, княжеский воин.
Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Обращение к человеку как к младшему («молодой человек», «парень» и т.п.) содержит в себе оттенок снисходительности или пренебрежения, выражает отношение как к занимающему более низкое общественное положение.
Возраст служит критерием продолжительности исполнения тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях эти критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах, в разные исторические эпохи и в разных сферах общественной деятельности, весьма изменчивы.
Подростковый период считается трудным, критическим, и этому есть объективные причины.
Первая причина обусловлена значительными различиями между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиями в их обязанностях и правах. Взрослая жизнь несравненно сложнее, и подростку приходится в относительно короткий срок осваивать эту жизнь во всей ее сложности. Причем чем выше ступень, на которой находится общество, тем эти различия, между группой детей и группой взрослых, становятся существеннее.
Вторая причина трудностей подросткового возраста — исключительно быстрый темп происходящих физических и психических изменений подростка. За короткий период подросток очень сильно меняется физически, внешне, а также психически. Подростки, особенно склонные к самоанализу, не могут сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика. Для них часто оказывается непонятным смысл, а главное — необходимость этих перемен.
Третья причина сложностей подросткового возраста — накопление к этому возрасту дефектов воспитания. Ранее эти недостатки отчетливо не проявлялись в силу недостаточной самостоятельности ребенка и неширокой сферы его деятельности и общения.
Четвертая причина связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания, что выражается, прежде всего, в изменении самовосприятия. Причем самовосприятие меняется как в связи с интенсивным развитием и формированием нового облика, так и в силу изменившейся оценки со стороны окружающих. Еще вчера на девочку никто и внимания не обращал, а сегодня взрослые мужчины не только снисходят до внимания к ней, но и начинают ухаживать. Одним это льстит, других пугает, но в любом случае самовосприятие и соответственно поведение их значительно меняется.
Пятая причина сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье свой уклад, и ранее дети этих различий не замечали. В подростковом возрасте начинают осознаваться преимущества и недостатки их положения в различных семьях.
Воспитатели, учителя, родители могут в значительной мере снизить остроту переходного возраста, если будут хорошо понимать сущность развития и изменений, происходящих у подростков. Необходимо разбираться как в анатомо-физиологических, так и в психологических особенностях подростков.
Учебная деятельность
Изменения в нравственной сфере являются основными и решающими в психическом развитии подростков, поэтому внимание исследователей уделяется в основном именно этому аспекту развития. А психологических исследований познавательных процессов и умственного развития в этом возрасте недостаточно.
Школа и учение занимают большое место в жизни подростков. Однако для подростка урок — это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Это объясняется тем, что ведущая деятельность подростка—деятельность общения.
Обогащение и расширение жизненных связей с окружающим миром и людьми, увлеченность межличностным общением уменьшают значимость учения для подростка. Это приводит к хорошо известному учителям и родителям факту — при переходе в среднюю школу у многих учеников снижается успеваемость.
С подростковым возрастом связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Начало подросткового возраста характеризуется формированием наиболее высокого уровня учебной деятельности, при котором самостоятельно осваивается и новый материал, и даже новые области знаний (например, компьютеры). Для подростка постепенно становится понятен смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.
Мотивы учения у подростков представляют собой сложную структуру. В ней присутствуют широкие социальные мотивы (сознание общественной важности приобретения знаний, необходимость учения для подготовки к самостоятельной жизни и труду), собственно познавательные и личные мотивы (стремление пользоваться авторитетом и играть роль лидера в коллективе сверстников), связанные со стремлением к успеху.
Оптимальным видом мотивов с точки зрения обучения являются познавательные, в основе которых лежат интересы. Рассмотрим их более подробно.
В подростковом возрасте наблюдается широкий диапазон индивидуальных интересов. Именно поэтому трудно однозначно оценить возрастные особенности интересов подростка. Они могут быть широкими (когда подросток интересуется многим) и узкими (когда подросток интересуется чем-либо одним), устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными. Однако можно указать и основные, типичные характеристики.
По сравнению с младшим школьным возрастом в подростковом явно заметен иной уровень интересов. Во-первых, сфера интересов у подростков гораздо шире. Изучение основ наук, расширение кругозора, большая степень умственной зрелости подростка вовлекают в сферу его интересов все новые и новые области жизни и деятельности людей. Характерен интерес к различным отраслям физики, астрономии, биологии, к современной технике, кибернетическим устройствам, радиоэлектронике, компьютерам, к различным видам спорта, книгам, кино и др. Заметно развиваются общественно-политические интересы.
Интересы подростка становятся не только более широкими и разнообразными, но и более глубокими и содержательными. Сравните, как интересовался техникой ученик в начальных классах и как интересуется ею старший подросток, познавательные интересы которого уже выходят за рамки школьных программ. Интерес младшего школьника обычно носит поверхностный, неглубокий характер. Он, например, хорошо знает названия марок автомашин или телевизоров, иногда гораздо лучше взрослого. Но разве это означает, что он хорошо и глубоко разбирается в марках автомашин или телевизоров?
Совсем иное дело — старший подросток. Его познания в том, к чему он проявляет интерес, достаточно глубоки. Например, если он интересуется миром искусства, то не только собирает открытки с изображениями любимых артистов, но и оценивает творческую манеру каждого, обнаруживает незаурядные познания в теории актерского мастерства. Все это результат настойчивого стремления познать объект, вызывающий интерес.
Интересы подростков характеризуются значительной силой. Они часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая захватывает подростков, нередко в ущерб всем другим занятиям. Если уж увлечение чтением — то бессонные ночи за книгами, чтение на переменах, да и на уроках. Если уж интерес к шахматам — то десятки партий в день, неустанное штудирование шахматной литературы, матчи по телефону и т.д.
Интересы подростков достаточно устойчивы по сравнению с интересами младших школьников. Нередко мы наблюдаем, как возникший в подростковом возрасте интерес сохраняется, углубляясь и обогащаясь содержанием, а в дальнейшем становясь основой профессиональной направленности.
К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии. Это связано с тем, что некоторые из подростков после получения неполного среднего образования продолжают обучение в учебных заведениях другого типа. Однако представления о характере избираемых профессий у большинства ребят смутные, неопределенные; подростки плохо осведомлены о требованиях, которые предъявляют те или иные профессии к человеку.
Содержание понятия «учение» расширяется в подростковом периоде, когда приобретение знаний нередко выходит за пределы школы, учебных программ и осуществляется не только самостоятельно, но и целенаправленно. С возрастом эта тенденция растет. У значительной группы учащихся появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники, искусства. У некоторых подростков объем знаний в одной или нескольких областях может намного превышать возрастную норму.
Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится субъективно необходимым и важным для настоящего и будущего и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и идеала, профессиональных намерений и самосознания (в виде осознания недостатков в уровне знаний и культуры). Недовольство собой и стремление исполнить задуманное становятся источниками познавательной активности подростка. В его самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие задачи, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Возникновение и становление этого качественно нового и высшего типа учебной деятельности происходит в подростковом периоде.
Интеллектуальное развитие подростка. Новое в развитии интеллекта подростка заключается в изменении его отношения к познавательным задачам как к требующим предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Подросток в отличие от младшего школьника начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Важнейшее приобретение подростка в анализе действительности — это умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит не только в развитии умения абстрактно мыслить, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции — мышление подростка становится рефлексивным.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Основная характеристика подросткового возраста — усиление произвольной стороны этих функций. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Это своеобразная форма второсигнальной регуляции. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Нельзя сказать, что у подростка память «вообще» лучше развита, чем у младшего школьника, хотя в подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания. Запоминание у них сопровождается активной мыслительной работой, в которой участвуют многие мыслительные операции — сравнение, систематизация, классификация. Увеличивается скорость запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, повышается продуктивность памяти. Если младшие школьники, как правило, стараются заучить материал дословно, то подросток часто протестует против требования учителя запомнить наизусть (определение, закон), а склонен воспроизводить материал «своими словами». Учитывая эти особенности, учителю следует:
• учить подростка правильным приемам логического запоминания (умению производить смысловую группировку, выделять опорные мысли для запоминания, правильно строить повторения, составлять схематический план текста и т.д.);
• объяснять необходимость точного запоминания определений или законов;
• вырабатывать умение точно пересказывать содержание своими словами.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемое™. Все зависит от условий работы, содержания материала, настроения и психического состояния самого ученика, от его отношения к работе. Избирательность внимания, т.е. различная его характеристика в зависимости от объекта и степени интереса к нему, у подростка очень ярко выражена. Невнимательный и рассеянный на одном (нелюбимом) уроке, ученик может исключительно собранно и сосредоточенно работать на другом (любимом).
Исследования показали, что в подростковом возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению внимания, например с одного вида деятельности на другой. В отличие от младшего школьника подростку обычно не требуется какой-то особой психологической подготовки для перестройки деятельности. Самый лучший способ организации внимания подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у него не было ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны так захватить подростка, что он с увлечением будет работать весьма продолжительное время. Причем интересное для подростка — это не всегда просто занимательное. Содержательные занятия с периодическим переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания. Исследования Н.Ф. Добрынина с сотрудниками показали, что от произвольного внимания, поддерживаемого усилиями воли, подростки все больше и больше переходят к так называемому послепроизвольному вниманию. Оно преднамеренно и целенаправленно, и возникает на основе постепенно наступающего увлечения работой, а потому не требует волевых усилий для поддержания.
Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения конкретно-образного и абстрактного мышления в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию содержания понятий конкретными образами и представлениями).
Для подростка характерно заметное развитие критичности мышления. Подросток в отличие от младшего школьника не склонен слепо полагаться только на авторитет учителя или учебника. Он стремится иметь собственное мнение, взгляды и суждения, критически относится к материалу, который раньше не вызывал у него ни раздумий, ни сомнений, находит «ошибки» в тексте учебника или суждениях учителя, хочет убедиться в справедливости той или иной мысли и т.д. Само по себе это весьма ценное качество мышления, которое нужно всячески развивать. Но если развитие критичности мышления у подростков пойдет по пути формирования привычки не столько критически мыслить, сколько неоправданно сомневаться, спорить, возражать, отстаивать заведомо ошибочные положения, упрямиться и не принимать бесспорные истины, то следует преодолевать эту линию развития. Надо тактично показать бесплодность и беспочвенность, бесперспективность подобных споров и возражений, подсказать подростку другие пути и формы, чтобы воспитывать умение самостоятельно мыслить.
Важной особенностью рассматриваемого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Подростковый возраст благоприятен для развития такого мышления. Доверие учителя к интеллектуальным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности, так как это говорит о высокой оценке интеллектуальных сил. Поэтому следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков (например, задачи по сравнению различных объектов, нахождение в них сходства и различия, умение делать обобщения и выводы).
Подростковый возраст — это период, когда детские мечтания о будущем сменяются размышлениями, о нем с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни. Такой сдвиг в развитии профессиональных намерений происходит не у всех подростков; некоторые полностью живут настоящим и о будущей профессии размышляют мало. Однако для большинства подростков время обучения в выпускных классах является временем интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действие, другие примеривают себя к разным вариантам будущего, третьи решают проблему соответствия собственных возможностей требованиям профессии, четвертые выясняют, соответствует ли содержание профессии их представлению о ней.
Ребята собирают информацию об особенностях привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают, обсуждают разные проблемы с близкими товарищами, интересуются планами одноклассников. Одни размышляют трезво и адекватно оценивают свои возможности, другие их переоценивают или недооценивают. У некоторых старших подростков возникают серьезные сомнения, колебания, и они отказываются от прежних мечтаний как от детских (чаще всего из-за их неосуществимости). К окончанию подросткового возраста увеличивается число подростков, которые хотят иметь высшее образование. Привлекают важные и современные профессии, возможность интересной и творческой работы, романтичность профессии.
Таким образом, учебная деятельность подростков имеет существенные отличия от учебной деятельности младших школьников, а также некоторые общие закономерности. Однако следует помнить, что учебную деятельность подростков необходимо рассматривать только с учетом их ведущей деятельности — деятельности общения.