Возможности интернета в обучении детей на уроках ОРКСЭ
Возможности интернета в обучении детей на уроках ОРКСЭ
Использование интернет – технологий в школе влечет за собой появление новых форм обучения, к числу которых, в первую очередь, относится обучение с использованием интернет-сервисов. Потребность в данной форме обучения растет с каждым годом.На практике доказано, что повышение мотивации детей на уроках в начальной школе можно добиться через использование Интернет ресурсов. А формирование учебной мотивации у учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возможности интернета в обучении детей на уроках ОРКСЭ»
Возможности интернета в обучении детей на уроках ОРКСЭ
Сергеева Татьяна Михайловна,
учитель предмета «Основы
религиозных культур и светской этики»
Современный учебный процесс давно вышел за рамки традиционного школьного класса и без использования Интернета уже не обходится преподавание и изучение учебных дисциплин. С появлением новых информационных технологий, технологий дистанционного обучения эта идея получает возможность реального воплощения на принципах непрерывного образования, обеспечивающих развитие образовательной Интернет-среды, интегрирующей пользовательские сервисы и инфраструктуру сетевого взаимодействия учитель – учащийся - родитель. [1]
Использование интернет – технологий в школе влечет за собой появление новых форм обучения, к числу которых, в первую очередь, относится обучение с использованием интернет-сервисов. Потребность в данной форме обучения растет с каждым годом.
На практике доказано, что повышение мотивации детей на уроках в начальной школе можно добиться через использование Интернет ресурсов. А формирование учебной мотивации у учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы. При использовании Интернет-ресурсов, на уроках в начальной школе появляются условия для создания проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности обучающихся. При этом возникают эмоции, которые активизируют, побуждают учащихся, инициируют их направленность на совершение деятельности, что, несомненно, способствует повышению их внутренней мотивации при изучении предмета. [2,3]
Курс ОРКСЭ веду уже пять лет и понимаю, что за эти годы очень много произошло изменений: «и время другое и дети не те». Так получилось, что в прошлом году подобрался такой класс, дети в котором, практически были «беспризорными». Родители – работники сельского хозяйства, доярки, детей практически своих не видят, а данный курс предполагает выполнение домашнего задания совместно с родителями, беседы, сообщения, мини-проекты. Поэтому и возникла идея – обучать детей, используя интернет-сервисы т.е. заинтересовать детей и включить родителей в совместную деятельность дистанционно.
Один из педагогов сказал очень мудрую фразу: «Обучать детей нужно там, где они больше всего проводят времени». Поэтому и пришла идея - создать сайт по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», где учащиеся смогут выполнять задания не только на уроках, но и дома, совместно с родителями.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Цель создания данного проекта: мотивировать младших школьников к активной деятельности через использование интернет-сервисов, а также привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
формировать положительную мотивацию к обучению;
углубить интерес к предмету;
развить творческий потенциал личности;
рассмотреть возможности использования социальных сервисов сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности.
Переход к использованию современных образовательных технологий в преподавании курса ОРКСЭ требует от педагога овладения интерактивными методами обучения и овладения культурой работы и использования персонального компьютера на различных уровнях. Речь идет об использовании информационных ресурсов Интернет, работе в визуальном пространстве компьютерных сетей. Именно здесь и нужен современный путь, роль которого, не в том, чтобы запретить и закрыть доступ к «вредным» сайтам и сервисам, а в том, чтобы показать, как использовать Интернет, для того, чтобы развиваться, идти в ногу с настоящим ритмом жизни.
Использовать ИКТ можно на всех этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, домашняя работа.
В своей практике всё больше использую в преподавании интернет - ресурсы и сервисы Web2.0., которые позволяют развивать у младших школьников многие умения и навыки, необходимые в современном информационном обществе, а также существенно разнообразить возможности традиционных форм обучения.
Применение интернет-сервисов в учебном процессе позволяет педагогу значительно повысить качество обучения, сделать урок более интересным, интерактивным, личностно ориентированным и результативным.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке и дома, видел плоды своего труда и мог их оценить.
На сайте имеются странички:
“Познаем мир вместе”. На этой странице для учащихся размещаются задания, как групповые так и индивидуальные. Для заданий и упражнений использую такие сервисы:
интеллект – карта, карта ума (http://www.SpiderScribe.net, http://mind42.com/) Данные сервисы можно применять при проведении мозговых штурмов; планировать и разрабатывать проекты разной сложности; решать творческие задачи; подготавливать материалы по определённым тематикам;
при помощи сервиса Tagxedo (http://tagxedo.com) можно визуализировать текст в виде «облака» слов. Применение интернет – сервиса имеет ряд преимуществ: запоминание ключевых слов, тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активизация предварительных знаний;
совместные проекты можно создавать в сервисе Linoit. Он может выполнять роль онлайн-доски, с помощью которой создаются холсты или полотна,на которые крепятсялисты - стикеры.
интерактивные формы контроля (http://www.LearningApps.org). Данный сервис является приложением Web2.0. для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Сервис позволяет использовать уже готовые упражнения разных типов: викторины, кроссворды, игры на развитие памяти и другие, а также позволяет создавать их самостоятельно. Упражнения представлены в игровой форме, что способствует повышению мотивации младших школьников к изучению курса ОРКСЭ, развитию навыков совместной работы и коллективного познания; [2]
используя Google- формы, можно провести викторину или тест по определенной теме;
Google презентации для защиты проекта и публикации его на страницах Интернета.
Документы Google позволяют пользователям создавать, редактировать документы в режиме онлайн, а также организовывать к ним совместный доступ. Таким образом, дети могут выполнять проекты в группах.
Google-рисунок использую для интерактивных творческих заданий.
Выполнив задание, учащиеся заходят в “Учебный журнал” и ставят звездочку или, если задание было выполнено в интернете, то размещают ссылку. Учитель проверяет задание и, если нет замечаний, то закрашивает ячейку в зеленый цвет, а если задание нужно доработать, то в желтый цвет, пояснив в комментариях, где нужно исправить.
На странице “Творческие работы” размещаются рисунки учащихся, групповые проекты, коллажи. Если на странице “Познаем мир вместе” дети работают, то здесь уже выставляются готовые проекты.
“Тетради учащихся” или онлайн-тетради созданы для индивидуальных заданий: мини-сочинений, сообщений, стихов собственного сочинения, своих рисунков. В их тетради уже никто не сможет заглянуть, кроме педагога. Информация остается полностью конфиденциальной.
Создана страничка “Родителям на заметку”, где размещается полезная для родителей информация. Здесь можно познакомиться с целями и задачами учебного курса “ОРКСЭ”, с содержанием и результатами.
Активное использование информационных технологий приносит множество позитивных моментов, которые делают нашу жизнь комфортнее и мобильнее, но существуют ловушки, которые трудно избежать порой даже взрослым, не говоря уже о молодых неокрепших умах.
Поэтому на сайте создала страничку «Безопасный интернет», где находятся памятки «Безопасность ребенка в интернете», «7 правил безопасного интернета», а также полезные советы, например: как установить на компьютер «Родительский контроль», как осуществить настройки конфиденциальности и безопасности для работы в сети интернет.
В качестве итоговых творческих работ родителям был предложен сетевой проект «Моя семья – моё богатство» для совместной деятельности учащихся и родителей. Участниками стали 8 семей, это не много, но и не мало, так как первый раз родители взаимодействовали со школой дистанционно, а это большой и очень удачный «шаг вперед». Особенно в наш век – век информационных технологий. Было видно, что родители с удовольствием проходили эту игру, а в игре рождались замечательные «продукты» - «История семьи», генеалогическое древо, исследовательские работы.
Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Родители успешно справились с заданиями, а также поняли, как важно знать историю своих предков, ценности семьи, свои корни.
В современном мире сеть Интернет является мощным средством создания успешной ситуации для всех субъектов образовательного процесса. Грамотное использование сетевых социальных сервисов Web2.0. мотивирует младших школьников к активной деятельности, раскрытию творческого потенциала личности, коммуникации и сотрудничеству не зависимо от типа урока, на котором они используются. [4]
Использование данных сервисов позволит учителю:
- вооружить учащихся новыми инструментами для приобретения знаний.
- быть мобильным и оперативно реагировать на различные учебные ситуации;
- общаться и сотрудничать с учащимися на одном языке;
- повысить свой престиж в среде учащихся. [6]
Таким образом, использование возможности интернет-сервисов в органическом сочетании с традиционными методами обучения и воспитания может быть направлено на решение таких задач как формирование информационной, коммуникативной, социокультурной компетенций младших школьников, расширение информационного пространства образовательного процесса, формирование навыка исследовательской деятельности, организация внеклассной работы по предмету, публикация творческих работ учащихся, формирование культурного и безопасного поведения в сети. Это способствует изменению не только содержания учебного процесса, но и содержания деятельности ученика: ученик становится субъектом учебной деятельности.
Источники информации
Балаева О.Е. Сервисы интернет в обучении школьников http://oebalaeva.ucoz.ru/Konferenz/Internet_technologii_2011.pdf
Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006. - 458 с.