Просмотр содержимого документа
«Воспитательский час на тему: «Толерантность»»
КОУ РК «ЦАСШИ»
Воспитательский час на тему: «Милосердие»
Воспитатель:
Чимидова О.С.
Цаган Аман, 2015 год
Цель: Формирование у обучающихся способности сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Задачи: Раскрыть понятие «милосердие»; Организовать критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимыми, толерантными; Формировать установки на нравственное поведение и духовное развитие.
Формы работы: коллективная, групповая Оборудование: магнитная доска, магниты; карточки со словами: щедрость, сострадание, равнодушие, доброта, жадность, отзывчивость, злость, зависть, сочувствие, жестокость, человечность, любовь; небольшая коробка с надписью «Банк добрых дел».
Ход воспитательского часа:
Вступи тельная часть
Основная часть
Заключительная часть
Воспитатель : Милосердие… Нужно ли оно в наше время?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подумаем, а что такое милосердие? Приведите примеры из жизни, из литературы (ответы детей).
Воспитатель : В словаре дано такое определение: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь русского языка Ожегова)
Воспитатель : Выберите слова, с которыми можно жить и с которыми жить нельзя: щедрость, сострадание, равнодушие, доброта, жадность, отзывчивость, злость, зависть, сочувствие, жестокость, человечность, любовь. (Карточки со словами - на доске. Дети называют и убирают «лишние» слова с доски. Учитель просит прочитать слова, которые ребята оставили).
Воспитатель : Всегда ли помощь можно назвать милосердием? Давайте попробуем разобраться в 2-х ситуациях. (Воспитатель предлагает прослушать 2-е истории из жизни, проанализировать поведение ребят и дать свою оценку их поведению) Ситуация 1. Ученик, возвращаясь домой из школы, увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свою помощь. Мальчик помог женщине донести сумку, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него уже не оказалось.
Ситуация 2. Соседка – одинокая пожилая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.
Воспитатель: Ребята, проанализируйте эти ситуации и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело? (возможные ответы детей: в первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя).
Воспитатель : Как бы вы поступили на месте мальчиков? (ответы детей)
(подведение итога по обсуждаемым ситуациям)
Воспитатель : Творить добро нужно ради самого добра, будьте в этом бескорыстны. Милосердие желательно подкреплять конкретным делом, поступком. Оно проявляется в помощи кому-то.
Воспитатель : Ребята, в каких случаях мы можем проявлять милосердие и по отношению к кому? Кто нуждается в нашей помощи? (Возможные ответы детей: близкие люди, пожилые, одинокие, малыши, люди, попавшие в трудные ситуации, животные…)
Воспитатель: Давайте подумаем, что мы можем сделать для этих людей? Предлагаю создать « Банк добрых дел». (Воспитатель предлагает детям работать в группах. Ребята сами выбирают, для какой из перечисленных ими категорий они будут планировать добрые дела, соответственно распределяются по группам. Каждая группа составляет список добрых дел - тех, которые они уже совершили, (ребята делятся собственным опытом) и тех, которые могли бы совершить. I. Работа в группах; II. Представление результатов работы каждой группы, дополнения к ответам учащихся ребятами из других групп, коллективное решение о принятии предложений в «Банк добрых дел», а, значит, согласие на воплощение этих предложений в реальной жизни.
1 группа: Помощь животным; 2 группа: Помощь в семье; 3 группа: Помощь младшим (дома, во дворе, в школе, помощь детям-сиротам…) 4 группа: Помощь пожилым, одиноким людям; 5 группа: Помощь городу, стране (трагедии, стихийные бедствия…)
Воспитатель : Чем мы можем помочь, если в городе, в стране, в мире произошло несчастье, трагедия, стихийное бедствие? (Воспитатель предлагает ребятам вспомнить последние новости о случившейся в Японии трагедии: землетрясение и цунами разрушили города, погибли люди, в стране не хватает продовольствия…)
Воспитатель: Можем ли мы, ребята, помочь этим людям, находясь далеко от них? Если - да, то чем и как? (Возможные ответы: собрать посылку с медикаментами, теплыми вещами, игрушками, написать письмо - поддержки,…) - Кто уже принимал участие в подобных делах или акциях? Приходилось ли вам уже проявлять милосердие? В чем оно выражалось? (ответы детей)
Подведение итогов работы
Воспитатель : Мы можем проявлять милосердие, даже если несчастье произошло далеко от нас, самое главное - не оставаться равнодушными, почувствовать чужую боль как свою, нужно уметь поставить себя на место других людей и оказать помощь нуждающимся в ней. Предложения от каждой группы, записанные на листках бумаги, учитель собирает в общую копилку класса – «Банк добрых дел».
Воспитатель: Ваши предложения, ваш опыт, мы собрали в одну копилку. Пусть для одних ребят это будет место, где они смогут взять совет для жизни, для других - способ поделиться своим опытом. Пусть эта копилка хранится в классе, пополняется вашими добрыми делами. Если каждый из нас совершит маленькое доброе дело, то собранные вместе, они превратятся в одно большое.
Воспитатель : Что общего в людях, которых мы называем милосердными? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, у таких людей большое доброе щедрое сердце, распахнутое для окружающих, для всего мира. Такой человек никогда не пройдет мимо тех, кому нужна помощь, рядом с такими людьми жить спокойнее, надежней и уютнее, т.к. они излучают тепло, приносят радость, избавляют от бед и горя.
Воспитатель: Каким должен быть человек, который совершает добрые дела? (Дети отвечают, используя слова на доске: щедрым, добрым, отзывчивым…)
Воспитатель: Такого человека можно назвать милосердным. Каким символом можно обозначить милосердие? (ответы детей)
Воспитатель: Милосердие – это милость сердца, значит, можно обозначить в виде сердца. Воспитатель рисует мелом на доске сердце, все слова оказываются внутри сердца.
Воспитатель : Все эти чувства живут в милосердном человеке. -Ребята, нужно ли милосердие в наше время? (ответы детей) Конечно, да. Чем больше будет милосердных, отзывчивых, добрых, заботливых людей, тем меньше будет страданий бед и невзгод. Тогда жизнь на нашей планете будет по-настоящему счастливой и радостной, а мы с вами, ребята, не будем забывать каждый день делать добро просто так. Давайте замечать тех, кому нужна наша помощь. Видеть и помогать, дарить людям счастье, тепло, заботу. Пусть наши щедрые сердца будут открыты для всех.
Рефлексия. Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Воспитатель: Чему научил вас этот классный час? Пригодятся ли эти знания в жизни? Попробуйте каждый ответить на вопрос: «Какую мысль я уношу с собой»? (ответы детей) Пусть добрые дела, которые мы сегодня спланировали и собрали в общую копилку, будут выполнены, а «Банк добрых дел» пополнится новыми предложениями. Воспитатель передает старосте класса «Банк добрых дел» - коробочку-копилку, в которую были собраны предложения ребят, записанные на листках бумаги.
Воспитатель: Предлагаю прямо сейчас учиться выражать доброе отношение к людям. Чтобы помочь человеку, поддержать его, порой достаточно и доброго взгляда.
Воспитатель: Сделайте выражение лица враждебно-настроенного человека, посмотрите друг на друга. А теперь сделайте выражение лица дружелюбно-настроенного человека и снова посмотрите друг на друга. С кем бы вы хотели общаться? (ответы детей)
Воспитатель : Дарите друг другу хорошее настроение, помогайте словом и делом, и даже взглядом всем, кому нужна ваша помощь. Каждый день, когда вы будете ложиться спать, подумайте: «А что сегодня я сделал хорошего»?