Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса объединяет разнообразие воспитательной работы и воспитательной деятельности в единое целое. Набором воспитательных мероприятий многого не добьешься: нужна воспитательная система, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания человека. Воспитание успешно, если оно системно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа "В мире добра"»
Воспитательная программа
«В мире добра»
Воспитание - великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский
Концепция программы
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса объединяет разнообразие воспитательной работы и воспитательной деятельности в единое целое. Набором воспитательных мероприятий многого не добьешься: нужна воспитательная система, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания человека. Воспитание успешно, если оно системно.
Системный подход в обучении и воспитании школьников все чаще используется в последние годы. Педагогическая целесообразность создания таких систем состоит в том, что ребенок должен развиваться в условиях целостного воспитательного процесса, где все компоненты максимально взаимосвязаны. Отличительным признаком воспитательной системы является единство учения, досуга, труда и общения.
Исходя из этого, была разработана программа «В мире добра» Ученическое самоуправление является одним из важных составляющих ее компонентов. Класс является основой школьного самоуправления. Задача органов ученического самоуправления – вместе с классным руководителем формировать морально-эстетический климат в классе, школе.
Программа «В мире добра»
Программа «В мире добра» предоставляет возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются определенные взгляды на жизнь, навыки устойчивого поведения, они учатся правильному общению, сознательному учению.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она предполагает участие учащихся, родителей, классного руководителя, педагогов-предметников и реализуется на протяжении 4 лет.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «дружба», «творчество», «активность», «коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов классного сообщества, а затем превратятся в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Цель программы:создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
Развитие умения общаться и сотрудничать.
Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создание условий для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формирование самостоятельности, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развитие эмоциональной и волевой сфер.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
1 класс
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы, района;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс
проявление интеллектуальных способностей на уровне школы, района, региона;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей района;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип открытости.
Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, внося свои коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполненного дела.
Принцип деятельности.
Младший школьник хочет активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в классе, школе.
Принцип свободного участия.
Предлагая ребятам участие во внеклассных мероприятиях, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи.
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось.
Принцип успешности.
Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.
Принцип сотворчества.
Предоставление учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случаи нельзя поступать с позиции сил, всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.
Основные направления воспитательной работы
Гражданско-патриотическое
Духовно-нравственное
Художественно-эстетическое
Спортивно-оздоровительное
Научно-познавательное
Трудовое и экологическое
Наша безопасность
Профилактическая работа
Работа с родителями
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
– сплоченность классного коллектива; – развитость способностей учащихся; – сформированность культуры в целом; – проявление индивидуальных особенностей ученика; – совершенствование собственного здоровья; – приобщение детей к общечеловеческим ценностям; – социализация человека в обществе; – повышение уровня воспитанности.
- формировать желание проявлять творческую инициативу
- формировать нравственную культуру, культуру отношений, культуру поведения
"Сотвори солнце в себе"
"Рыцарский турнир"
«Мой путь к доброте»
«Добрые и недобрые дела»
«Дружба – главное чудо»
акция добра
праздник
классный час
дискуссия
классный час
"Художественно-эстетическое"
- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;
- создать атмосферу взаимной заинтересованности.
"Самым любимым и родным"
"Прекрасное в моей жизни"
"Правила хорошего тона"
"Чудеса своими руками"
«Природа и фантазия»
«Фестиваль увлечений»
«Этика и этикет»
конкурс стихов
коллаж
учебная игра
конкурсы поделок
проект
классный час
«Наша безопасность и профилактическая работа»
- развивать умение контролировать свои поступки
- проводить профилактику асоциального поведения
- пропагандировать ЗОЖ
«Безопасность дорожного движения»
«Кто кого, или Ребенок в мире вредных привычек»
«Ты один остался дома»
«К чему может привести шалость»
«Мы за здоровый образ жизни»
Беседа
Игра
Классный час
Классный час
Конкурс рисунков
4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
НАПРАВЛЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спортивно-оздоровительное"
- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.
"Посеешь привычку - пожнёшь характер"
"Всей семьёй - на старт!"
«Секреты здорового питания»
Спартакиада школьников
устный журнал
соревнование
классный час
соревнования
"Трудовое и экологическое"
- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
- воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
"Порядок в труде - порядок в знаниях"
"Школьный двор - лучший двор"
"Экологическая тропа"
«Твои трудовые обязанности»
«Земля – наш дом»
рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома
трудовая акция
игра – путешествие
классный час
агитбригада
"Гражданско-патриотическое"
- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;
- обучать пониманию смысла человеческого существования.
"Природа родного края"
"Не лозунги, а дела"
"У войны не женское лицо"
"Жизнь дана на добрые дела"
«Права ребенка в новом веке»
«Как научиться жить в мире людей»
«Мы – дружный класс!»
посещение Краеведческого музея
акция
исследовательская деятельность
круглый стол в кругу друзей
классный час
дискуссия
классный час
"Научно-познавательное"
- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.
Предметные олимпиады
Интеллектуально - творческий марафон
Фестиваль Знаний и творчества
Путешествие эрудитов
интеллектуальный конкурс
смотр достижений выпускников начальной школы
игра
"Духовно-нравственное"
- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.
"Мои интересы, мои возможности"
"Я умею, я могу, я хочу"
"Помоги другу"
«Упрямство – хорошо или плохо»
«Основные законы бесконфликтного существования»
«Каждый человек достоин уважения»
беседа
отчёт о выполнении обязанностей
акция помощи
классный час
беседа
классный час
"Художественно-эстетическое"
- формировать желание активно преобразовывать действительность
Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"
"Школьные годы чудесные"
"Гармония в природе"
«Мы рисуем»
«Чудеса своими руками»
праздник
выпуск журнала
экологический плакат
конкурсы рисунков
конкурс поделок
«Наша безопасность и профилактическая работа»
- развивать умение контролировать свои поступки
- проводить профилактику асоциального поведения
- пропагандировать ЗОЖ
«Курить или не курить?»
«Правила обращения со взрывоопасными предметами»
«Умей сказать «НЕТ!»
«Дети и компьютер»
«У тебя зазвонил телефон…»
Знатоки ПДД
«Опасные и безопасные ситуации»
Беседа
Классный час
Агитбригада
Беседа
Классный час
Конкурс
Круглый стол
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого - педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления
формы работы с семьёй
психолого - педагогическое просвещение родителей
родительские университеты
индивидуальные и тематические консультации
тренинги
конференции
родительские собрания
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
дни творчества
открытые уроки и внеклассные мероприятия
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса
шефская помощь
участие в управлении учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе совета школы
участие родителей класса в работе родительского комитета
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения
Тема собрания
Ответственные
Подготовительный период
май
Условия приёма детей в 1 класс.
администрация школы, учитель
июнь
Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.
администрация школы, учитель
1 класс
сентябрь
Младший школьник: особенности развития.
учитель
октябрь
Трудности адаптации первоклассников.
учитель
декабрь
Родителям о внимании и внимательности.
учитель
февраль
Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?
учитель, психолог
апрель
Итоги адаптации первоклассников.
учитель
май
Перелистывая страницы учебного года.
учитель
2 класс
I четверть
Умеете ли вы любить своего ребенка?
учитель
II четверть
Путь к успеху, или Эти трудные домашние задания
учитель
III четверть
Принципы родительского воспитания
учитель
IV четверть
Вся семья вместе, так и душа на месте
учитель
3 класс
I четверть
Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем
учитель
II четверть
Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни
учитель, врач
III четверть
Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
учитель, библиотекарь
IV четверть
Тайна мирного домика
учитель
4 класс
I четверть
Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.
врач, учитель
II четверть
Психологическая поддержка ребенка
учитель
III четверть
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.
учитель
IV четверть
Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"
10.Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2009
Приложения
к программе «В мире добра»
Приложение №1 Уровень культуры учащихся 1-4 классов
Показатели
воспитанности
Признаки проявления разных уровней воспитанности.
4-высокий
3-средний
2-низкий
1-очень
низкий
Гуманность
Пресекает грубость, не добрые отношения к людям, заботится об окружающих
Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других
Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива
Недоброжелателен, груб
Любознательность
Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам
Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе
Не осознает знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем
Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет
Трудолюбие
Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезные труд в школке и за ее пределами.
Осознает личную и общественную значимость труда, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе и за ее проявляет.
Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей
Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования
Целеустремленность
Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии.
Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет.
Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи.
Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.
Культурный
уровень
Много читает.
Охотно посещает культурные центры. Проявляют интерес к музыке, живописи. Понимает искусство. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к культурной жизни.
Любит читать.
Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Но интересуется литературой и искусством только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни.
Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает по совету или настоянию старших, родителей.
Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству.
Требовательность к
себе, стремление к
самосовершенствованию
Объективно
Оценивает
Свои познавательные
Возможности и
Черты характера, настойчиво работает над собой.
Объективно
Оценивает свои познавательные
Возможности и
Черты характера, работает над собой недостаточно.
Не самокритичен
Самооценка
Завышена, работа над собой не умеет и нуждается в
Постоянной стимуляции
Со стороны товарищей и
Педагогов.
Не
Самокритичен
И не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера.
Приложение № 2
Сводный лист данных изучения уровня культуры
учащихся_______ класса
№
Фамилия, имя
Любознательность
Трудолюбие
Гуманность
Целеустремленность
Требовательность к себе
Культурный уровень
Уровень воспитанности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей:
5-ярко проявляется
4-проявляется
3- слабо проявляется
2-не проявляется
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое
5-4,5 балла – высокий уровень
4,5-3,9 балла – хороший уровень
3,8-2,9 балла – средний уровень
2,8-2 балла – низкий уровень
В классе ________ учеников
__________высокий уровень
__________хороший уровень
__________средний уровень
__________низкий уровень
Приложение № 3
Приложение № 4
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
(методика М. И. Рожкова)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый ребёнок заполняет бланк со следующими цифровыми
кодами и предложениями.
4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего
класса работал лучше.
4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.
4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе .
4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы класса , в определении
ближайших задач.
4 3 2 1 0 5. Считаю, что мой класс способен к дружным самостоятельным
действиям.
4 3 2 1 0 6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно
распределяются между ребятами.
4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди
всех членов коллектива
4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашего класса хорошо и самостоятельно
справляется со своими обязанностями.
4 3 2 1 0 9. Считаю, что ребята нашей группе добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения принятые собранием или активом группы.
4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
4 3 2 1 0 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий.
4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы
4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами
4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь друг другу, в разрешении трудностей
4 3 2 1 0 20. Считаю, что ребята, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
4 3 2 1 0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов школьного самоуправления всего коллектива.
4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы наш класс достиг более высоких результатов.
4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях.
4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива класса.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да»,
0 – «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учеников в самоуправленческую деятельность (предложения 1–4);
2) организованность группового коллектива (5–8),
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12),
4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16),
5) отношения класса с другими общностями(17–20),
6) ответственность учащихся класса за дела всего коллектива школы (21–24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.
Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.