Воспитательные задачи в образовании младших школьников и пути их реализации
Воспитательные задачи в образовании младших школьников и пути их реализации
В данной статье говорится о воспитательной системе, которая состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов воспитания, воспитательных целей; отношений сотрудничества, возникающих между участниками процесса воспитания; развивающей образовательной среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательные задачи в образовании младших школьников и пути их реализации»
Воспитательные задачи в образовании младших школьников
и пути их реализации
«Мы должны воспитывать человека, способного
создавать свою собственную жизнь…»
П.П. Блонский
В традиционной дидактики принято считать, что воспитание это одна из составляющих образования, осуществляемого в интересах государства.
Представители альтернативного образования, начиная с Л.Н.Толстого, рассматривали воспитание как насилие над ребенком, воздействие социальных институтов на его нежную душу.
Другие исследователи приравнивают воспитание к процессу социализации, который помогает ребенку адаптироваться к условиям жизни современного общества.
Такое понимание было обосновано тем, что ребенок рассматривался как объект, который не нес никакой ответственности за свое развитие. Все определено за него: какие ценности должны быть сформированы, какими должны быть поведение и поступки. И ответственность за все это несет общество в лице школы и др. образовательных институтов.
В связи с социально-экономическими изменениями в нашей стране изменился запрос государства на образование личности. Сегодня обществу нужен человек, «способный занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям» (И.Франкл), т.е. способный самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно делать выбор и принимать решения. Такой подход к воспитанию поможет подготовить ребенка к жизни в любом обществе.
С этих позиций воспитание – это управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, а с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества (А.А.Леонтьев).
Главной целью образования является готовность личности ребенка к самопределению и самореализации. Цель - это идеальный образ конечного результата образования личности ученика. Образование и воспитание неразделимы по своей сущности, в переводе с английского языка edication означает воспитание, хотя в литературе распространен перевод как образование. Следовательно, цели образования и воспитания тоже едины.
Воспитание – процесс двусторонний: с одной стороны – воспитательное влияние, с другой – собственная деятельность воспитанника, самовоспитание. Самовоспитание — это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного желательного мотива своей деятельности.
Цели являются важным элементом воспитания. Они оказывают влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значимой степени определяет его конечный результат. Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский придавали большое значение ясности и точности целей воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, - писал К.Д. Ушинский, - который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить нам на вопрос, что он хочет строить - храм или просто дом. То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить, вам цели своей воспитательной деятельности».
Вместе с тем, ответ на вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден, как это на первый взгляд представляется не искушенному в деле воспитания человеку. Как достаточно четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует прислушаться к А.С.Макаренко, который считал, что «цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук».
Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее рождает. В современных условиях идет не только демократизация и модернизация учебного процесса. Сегодня наиболее актуальным для семьи, общества является формирование общечеловеческих ценностей: совести, добра, справедливости, человеческого достоинства.
Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мир.
Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы.
Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д.
Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные.
Инвариантные задачи воспитания — это общие задачи, которые опреляются исходя из потребностей государства и общества. Сегодня они формулируются в виде ключевых компетенций: в гражданско-общественной сфере, в трудовой сфере, в культурно-досуговой сфере, в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в бытовой сфере. Компетенция понимается как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их. Компетентности рассматриваются как некоторый интегральный результат образования. Они помогут осваивать все объективные социальные роли, но с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей.
На этом основании выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.
Управление саморазвитием предполагает знание особенностей развития этой личности, т.е. психологических новообразований на каждой возрастной ступени.
Поскольку мы говорим о младшем школьнике, то для создания условий самостоятельного выбора и самостоятельного развития учащихся этого возраста, нужно очень хорошо знать, кто к нам приходит, какая есть база для развития, и кого ждет основная школа на выходе из начальной.
Поэтому педагог начальной школы должен хорошо знать психологический портрет дошкольника, младшего школьника и младшего подростка, и, прежде всего, психологические особенности мотивационной сферы. Так как управление взаимодействием предполагает, что педагог создает такие условия, которые способствуют формированию потребностей, мотивов, чтобы у ребенка возникло «внутреннее» хочу (О.С.Газман).
Поэтому воспитательные задачи по формированию ключевых компетенций в начальной школе могут быть следующими:
1.Компетентность в гражданско-общественной сфере (в начальной школе это может быть)
- формирование социальных установок, т.е. оценочного отношения к лицу, событию, поступку – это первый уровень формирования социальной активности, а далее уровни убеждения и поступка;
- освоение новых социальных ролей (школьник, член коллектива, хороший ученик, одноклассник и т.д.);
- введение ребенка в область нравственных представлений о совести, добре и зле ( через предмет и внеучебную деятельность);
- формирование нравственных суждений и самооценки;
- развитие самоуправления в детском коллективе
2. Компетентность в трудовой сфере
- формирование умений учиться;
- формирование отношения к своему труду и труду других людей;
- формирование взаимодействия в детском коллективе;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование сотрудничества взрослых и детей.
3. Компетентность в культурно-досуговой сфере
- формирование культуры общения, поведения в классе (школе) и вне школы;
- формирование взаимодействия детского коллектива с организациями социума;
-формирование этнической толерантности;
- формирование проектной деятельности в детском творчестве.
4. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
- развитие познавательных интересов (через предмет и внеучебную деятельность);
- развитие самоконтроля и самооценки младшего школьника;
- формирование познавательной деятельности младшего школьника;
- формирование взаимодействия на уровнях: учитель- ученик, ученик –ученик, взрослый - ребенок.
5. Компетентность в бытовой сфере
- формирование ценностного отношения к здоровью;
- формирование привычки здорового образа жизни.
В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они по-своему специфичны, например, в общеобразовательной школе и учреждении дополнительного образования. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности.
Решение воспитательных задач оставляет воспитательный процесс, который состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
Воспитательное дело — это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности воспитательного дела — это необходимость, полезность и осуществимость.
Воспитательные дела имеют коллективный, творческий характер и называются коллективными воспитательными делами. Если рассматривать воспитательные дела конструируются поэтапно: 1) целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирование; 3) организация и подготовка; 4) осуществление дела; 5) анализ достигнутых результатов.
Воспитательные дела могут проектироваться с использованием современных технологий воспитания.
Цель воспитательного дела определяет в свою очередь технологии, которые помогут учителю воспитывать и развивать ребенка в соответствии с его потребностями и потребностями общества. Технологии являются основным инструментом деятельности учителя. Именно учитель определяет, какие технологии помогут ему решить воспитательные задачи.
Технологии воспитания — это воспитательная деятельность педагогов, связанная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей (детей, родителей и других заинтересованных лиц), реализующих эти планы.
Современные образовательные технологии предполагают построение образовательного процесса на деятельностной, проблемной, личностно-смысловой, альтернативной, диалоговой, взаимной, ситуативной основах.
Реализация современных технологий предполагает единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания обучающихся.
Современные технологии воспитания предполагают комплексный подход с учетом обязательных требований:
Воздействие на воспитанников по трем направлениям — сознание, чувства и поведение.
Достижение положительного результата при органичном слиянии внешнего педагогического воздействия и самовоспитания личности.
Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, органов правопорядка, коллективов групп.
Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны комплексно решать задачи умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Комплексный подход предполагает системность в процессе воспитания и управления им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. К числу главных факторов относятся:
сложившийся образ жизни обучающегося, который содействует развитию заданных качеств или противодействует ему;
условия жизни;
средства массовой информации и пропаганды;
уровень развития и условия жизни коллектива, влияющие на личность
ученика воспитательные системы, сложившиеся в нем; общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);
нормы взаимоотношений;
индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
Таким образом, мы определили, что для воспитания младшего школьника необходимо решение следующих задач педагогом:
- знание целей современного образования;
- знание психологии дошкольника, младшего школьника и младшего подростка;
- знание и владение современными образовательными технологиями в соответствии с особенностями образовательного учреждения.
Критерием решения этих задач будет выступать теоретическая и
методическая готовность педагогов к деятельности по совершенствованию
и обновлению воспитательного процесса в своем учебном заведении.
Такой подход к решению воспитательных задач в образовании младших школьников позволяет говорить о воспитании как о воспитательной системе, которая состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов воспитания, воспитательных целей; отношений сотрудничества, возникающих между участниками процесса воспитания; развивающей образовательной среды.
Список литературы:
Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000.№3.
Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. – М., 1961.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов н/Д., 1999.
Леонтьев А.А. Принципы воспитания в Образовательной системе «Школа 2100»//Образовательная система «Школа 2100». педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под нау. ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2003.
Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. — М., 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — С. 143-146.
Селевко Г. К. Концепция самовоспитания // Современные концепции воспитания / Отв. ред. Л.В. Байбородова. Ярославль, 2000.