kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательные задачи в образовании младших школьников и пути их реализации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье говорится  о воспитательной системе, которая состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов воспитания, воспитательных целей; отношений сотрудничества, возникающих между участниками процесса воспитания;  развивающей образовательной среды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные задачи в образовании младших школьников и пути их реализации»

Воспитательные задачи в образовании младших школьников

и пути их реализации

«Мы должны воспитывать человека, способного

создавать свою собственную жизнь…»

П.П. Блонский

В традиционной дидактики принято считать, что воспитание это одна из составляющих образования, осуществляемого в интересах государства.

Представители альтернативного образования, начиная с Л.Н.Толстого, рассматривали воспитание как насилие над ребенком, воздействие социальных институтов на его нежную душу.

Другие исследователи приравнивают воспитание к процессу социализации, который помогает ребенку адаптироваться к условиям жизни современного общества.

Такое понимание было обосновано тем, что ребенок рассматривался как объект, который не нес никакой ответственности за свое развитие. Все определено за него: какие ценности должны быть сформированы, какими должны быть поведение и поступки. И ответственность за все это несет общество в лице школы и др. образовательных институтов.

В связи с социально-экономическими изменениями в нашей стране изменился запрос государства на образование личности. Сегодня обществу нужен человек, «способный занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям» (И.Франкл), т.е. способный самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно делать выбор и принимать решения. Такой подход к воспитанию поможет подготовить ребенка к жизни в любом обществе.

С этих позиций воспитание – это управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, а с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества (А.А.Леонтьев).

Главной целью образования является готовность личности ребенка к самопределению и самореализации. Цель - это идеальный образ конечного результата образования личности ученика. Образование и воспитание неразделимы по своей сущности, в переводе с английского языка edication означает воспитание, хотя в литературе распространен перевод как образование. Следовательно, цели образования и воспитания тоже едины.

Воспитание – процесс двусторонний: с одной стороны – воспитательное влияние, с другой – собственная деятельность воспитанника, самовоспитание. Самовоспитание — это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного желательного мотива своей деятельности.

Цели являются важным элементом воспитания. Они оказывают влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значимой степени определяет его конечный результат. Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский придавали большое значение ясности и точности целей воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, - писал К.Д. Ушинский, - который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить нам на вопрос, что он хочет строить - храм или просто дом. То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить, вам цели своей воспитательной деятельности».

Вместе с тем, ответ на вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден, как это на первый взгляд представляется не искушенному в деле воспитания человеку. Как достаточно четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует прислушаться к А.С.Макаренко, который считал, что «цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук».

Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее рождает. В современных условиях идет не только демократизация и модернизация учебного процесса. Сегодня наиболее актуальным для семьи, общества является формирование общечеловеческих ценностей: совести, добра, справедливости, человеческого достоинства.

Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мир.

Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы.

Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д.

Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные.

Инвариантные задачи воспитания — это общие задачи, которые опреляются исходя из потребностей государства и общества. Сегодня они формулируются в виде ключевых компетенций: в гражданско-общественной сфере, в трудовой сфере, в культурно-досуговой сфере, в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в бытовой сфере. Компетенция понимается  как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения  в условиях неопределенности и реализовывать их. Компетентности рассматриваются как некоторый интегральный результат образования. Они помогут осваивать все объективные социальные роли, но с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей.

На этом основа­нии выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответство­вать уровню освоения личностью социальных ролей.

Управление саморазвитием предполагает знание особенностей развития этой личности, т.е. психологических новообразований на каждой возрастной ступени.

Поскольку мы говорим о младшем школьнике, то для создания условий самостоятельного выбора и самостоятельного развития учащихся этого возраста, нужно очень хорошо знать, кто к нам приходит, какая есть база для развития, и кого ждет основная школа на выходе из начальной.

Поэтому педагог начальной школы должен хорошо знать психологический портрет дошкольника, младшего школьника и младшего подростка, и, прежде всего, психологические особенности мотивационной сферы. Так как управление взаимодействием предполагает, что педагог создает такие условия, которые способствуют формированию потребностей, мотивов, чтобы у ребенка возникло «внутреннее» хочу (О.С.Газман).

Поэтому воспитательные задачи по формированию ключевых компетенций в начальной школе могут быть следующими:

1.Компетентность в гражданско-общественной сфере (в начальной школе это может быть)

- формирование социальных установок, т.е. оценочного отношения к лицу, событию, поступку – это первый уровень формирования социальной активности, а далее уровни убеждения и поступка;

- освоение новых социальных ролей (школьник, член коллектива, хороший ученик, одноклассник и т.д.);

- введение ребенка в область нравственных представлений о совести, добре и зле ( через предмет и внеучебную деятельность);

- формирование нравственных суждений и самооценки;

- развитие самоуправления в детском коллективе

2. Компетентность в трудовой сфере

- формирование умений учиться;

- формирование отношения к своему труду и труду других людей;

- формирование взаимодействия в детском коллективе;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование сотрудничества взрослых и детей.

3. Компетентность в культурно-досуговой сфере

- формирование культуры общения, поведения в классе (школе) и вне школы;

- формирование взаимодействия детского коллектива с организациями социума;

-формирование этнической толерантности;

- формирование проектной деятельности в детском творчестве.

4. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности

- развитие познавательных интересов (через предмет и внеучебную деятельность);

- развитие самоконтроля и самооценки младшего школьника;

- формирование познавательной деятельности младшего школьника;

- формирование взаимодействия на уровнях: учитель- ученик, ученик –ученик, взрослый - ребенок.

5. Компетентность в бытовой сфере

- формирование ценностного отношения к здоровью;

- формирование привычки здорового образа жизни.

В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они по-своему специфичны, например, в общеобразова­тельной школе и учреждении дополнительного образования. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности.

Решение воспитательных задач оставляет воспитательный процесс, который состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательное дело — это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности воспитательного дела — это необходимость, полезность и осуществимость.

Воспитательные дела имеют коллективный, творческий характер и называются коллективными воспитательными делами. Если рассматривать воспитательные дела конструируются поэтапно: 1) целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирование; 3) организация и подготовка; 4) осуществление дела; 5) анализ достигнутых результатов.

Воспитательные дела могут проектироваться с использованием современных технологий воспитания.

Цель воспитательного дела определяет в свою очередь технологии, которые помогут учителю воспитывать и развивать ребенка в соответствии с его потребностями и потребностями общества. Технологии являются основным инструментом деятельности учителя. Именно учитель определяет, какие технологии помогут ему решить воспитательные задачи.

Технологии воспитания — это воспитательная деятельность педагогов, связан­ная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достиже­ния, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей (детей, родителей и других заинтересованных лиц), реализующих эти планы.

Современные образовательные технологии предполагают построение образовательного процесса на деятельностной, проблемной, личностно-смысловой, альтернативной, диалоговой, взаимной, ситуативной основах.

Реализация современных технологий предполагает единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания обучающихся.

Современные технологии воспитания предполагают комплексный подход с учетом обязательных требований:

  1. Воздействие на воспитанников по трем направлениям — сознание, чувства и поведение.

  2. Достижение положительного результата при органичном слиянии внешнего педагогического воздействия и самовоспитания личности.

  3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, органов правопорядка, коллективов групп.

  4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны комплексно решать задачи умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

  5. Комплексный подход предполагает системность в процессе воспитания и управления им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. К числу главных факторов относятся:

  • сложившийся образ жизни обучающегося, который содействует развитию заданных качеств или противодействует ему;

  • условия жизни;

  • средства массовой информации и пропаганды;

  • уровень развития и условия жизни коллектива, влияющие на личность

ученика воспитательные системы, сложившиеся в нем; общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

  • нормы взаимоотношений;

  • индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

Таким образом, мы определили, что для воспитания младшего школьника необходимо решение следующих задач педагогом:

- знание целей современного образования;

- знание психологии дошкольника, младшего школьника и младшего подростка;

- знание и владение современными образовательными технологиями в соответствии с особенностями образовательного учреждения.

Критерием решения этих задач будет выступать теоретическая и

методическая готовность педагогов к деятельности по совершенствованию

и обновлению воспитательного процесса в своем учебном заведении.

Такой подход к решению воспитательных задач в образовании младших школьников позволяет говорить о воспитании как о воспитательной системе, которая состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов воспитания, воспитательных целей; отношений сотрудничества, возникающих между участниками процесса воспитания; развивающей образовательной среды.



Список литературы:

  1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000.№3.

  2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. – М., 1961.

  3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов н/Д., 1999.

  4. Леонтьев А.А. Принципы воспитания в Образовательной системе «Школа 2100»//Образовательная система «Школа 2100». педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под нау. ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2003.

  5. Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. — М., 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — С. 143-146.

  6. Селевко Г. К. Концепция самовоспитания // Современные концепции воспитания / Отв. ред. Л.В. Байбородова. Ярославль, 2000.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Воспитательные задачи в образовании младших школьников и пути их реализации

Автор: Варламова Мария Ивановна

Дата: 29.05.2020

Номер свидетельства: 551957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "«Формирование  учебно-воспитательной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-uchiebno-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-u-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "168726"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423292351"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "ПРОГРАММА  «Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО»   2013 – 2016 г. "
    ["seo_title"] => string(171) "programma-grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-noo-2013-2016-gh"
    ["file_id"] => string(6) "226112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440072868"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства