Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система класса "ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ"»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №97»
Рассмотрено: Утверждаю:
На м/о классных руководителей №__ Директор МБОУ «Школа №97»
От «__»__________2018 _________ Т.В. Регалова
«___»__________2018
Воспитательная система класса
ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ
Возраст детей: 7 – 10 лет
Авторы программы: Кунагина Н.Б.,
классный руководитель;
Фатерова Л.А.,
классный руководитель
Власова М.А.,
классный руководитель
Нижний Новгород
2018
Содержание
Паспорт программы
3
Пояснительная записка
7
1
Аналитическая часть
9
1.1
Психолого-педагогическая характеристика класса
9
1.2
Диагностические исследования учащихся и родителей класса
10
2
Концептуальные основы классно-воспитательной системы
15
3
Механизм реализации классно-воспитательной системы
19
3.1
Модель выпускника начальной школы
20
3.2
Нормативная база
22
3.3
Схема детского и родительского самоуправления класса
24
3.4
Основные направления и формы деятельности воспитательной работы
27
3.5
Взаимодействие с культурно-просветительскими учреждениями и объединениями дополнительного образования
32
3.6
Этапы и механизм функционирования воспитательной системы класса
38
4
Управление. Контроль. Мониторинг
78
5
Ожидаемый результат
79
Список используемой литературы
80
Паспорт программы
№ п/п
1
2
1
Наименование программы
Программа классной воспитательной системы
«За синей птицей»
2
Основание для разработки программы
Результаты исследований учащихся:
проблемы со здоровьем;
отсутствует учебный мотив;
проблемы в адаптации;
не сформированы навыки общения; отсутствует умение строить отношения с окружающими;
не сформирована положительная «Я – концепция».
Активная жизненная позиция классного руководителя в создании условий для личности учащихся.
Заинтересованность и готовность родителей к сотрудничеству с образовательным учреждением.
2
Основные разработчики программы
Кунагина Н.Б, классный руководитель
Фатерова Л.А., классный руководитель
3
Название организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ Школа №97»
4
Адрес организации Юридический:
Фактический
603011, г. Н.Новгород, Июльских дней, 10
5
Телефоны организации,
электронная почта, сайт (адрес)
240-59-69 240-59-97
lenruo97@mail.ru
https://school-97.edusite.ru
6
Цель и задачи программы
Цель: усвоение учащимися основных норм поведения в обществе, культуры общения между людьми и толерантного отношения к чужому мнению; осознание социального и личностного роста и развития;
развитие позитивных отношений в коллективе; эффективного взаимодействия с окружающим миром; положительного отношения к традициям и здоровому образу жизни; формирование уважения и любви к своей Родине;
приобретение учащимися опыта применения сформированных знаний и умений в социально значимых делах; практических реализаций, этических требований; усвоение опыта предшествующих поколений.
Задачи:
Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
Реализовывать потенциал классного руководства в воспитаниишкольников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
Организовывать профориентационную работу со школьниками;
Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
7
Условия достижения цели и реализации задач программы
Функционирование школы в соответствии с разработанными программами и проектами:
Программа духовно-нравственного воспитания в программе ООП НОО
Программа «Здоровье»
Проект «Дороги, которые мы выбираем»
Проект «Мы Нижегородцы»
Проект «Дорога добра»
Проект «Ни дня без страницы»
Проект «В мире прекрасного»
Проект «Разговор о здоровье»
Проект «Будем здоровы»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Читательская грамотность»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Кукольный театр»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Изостудия. Радуга»
Наличие предыдущего положительного опыта и социальных связей школы, способствующих формированию и развитию личности в выработке единого подхода к решению проблемы
8
Основные направления программы
«Мой Ленинский район» (1 год обучения)
формирование у учащихся знаний об истории Ленинского района;
знакомство детей с культурным наследием своего района;
воспитание чувства уважения и любви к малой Родине;
повышение интереса к социально-значимым делам Ленинского района
«Моё Заречье» (2 год обучения)
формирование у учащихся знаний об истории и районах Заречной части города;
знакомство детей с культурным наследием нижней части города;
воспитание чувства уважения и любви к малой Родине;
повышение интереса к социально-значимым делам Заречной части города
«Мой Нижний Новгород» (3 год обучения)
формирование у учащихся знаний об истории Нижнего Новгорода;
знакомство детей с культурным наследием своего города;
воспитание чувства уважения и любви к своей Родине;
повышение интереса к социально-значимым делам Нижнего Новгорода
«Мой край Нижегородский» (4 год обучения)
формирование у учащихся знаний об истории и районах Нижегородской области
знакомство детей с культурным наследием своего края;
воспитание чувства уважения и любви к своей Родине;
повышение интереса к социально-значимым делам Нижегородской области
9
Сроки реализации
2018-2022 гг
10
Ожидаемые результаты
1. Сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
2. Сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
3. Наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
11
Управление. Контроль. Мониторинг
Оценка эффективности программы:
Количественные показатели:
востребованность программы классным руководителем,
охват детей, педагогов, родителей.
Качественные показатели:
уровень воспитанности учащихся
уровень сформированности индивидуально-личностных качеств ребенка
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса
сформированность классного коллектива
взаимоотношения в семье
здоровье учащихся.
Пояснительная записка
Если вдруг судьбе твоей случится
Заблудиться в небе Синей птицей,
Лети за ней, лети за ней, за ней…
Т.Харрисон «Зов синевы»
21 век – новое время, новые технологии, новый человек. Меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной и значимой остается роль классного руководителя в современной школе. Он не только руководит классом, направляет, но и воспитывает подрастающее поколение.
Воспитание есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, деятельность, в которой возможно не просто узнавание детьми ценностей, а их присвоение. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Для педагога сегодня важно не столько овладеть новыми формами, средствами, приемами воспитания, сколько найти индивидуальный способ их применения, соединения, сочетания интеллекта с навыковой составляющей.
Несомненно, у каждой воспитательной системы есть свои ценные находки, немало полезного и важного. В нашей воспитательной работе особое значение приобретает организация досуга детей, увеличение числа клубов и кружков, где царит кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством.
Задача классного руководителя заключается в том, чтобы выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним. Воспитательная работа в классе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.
«За синей птицей» - это программа воспитательной системы класса, которая своим глубоким замыслом помогает детям понять самые сложные истины, а взрослым вспомнить, что и они когда-то были детьми, и постараться взглянуть на мир глазами ребёнка.
1. Аналитическая часть 1.1 Психолого-педагогическая характеристика класса Общие сведения о классе
Класс состоит из 31 человека, из них 13 девочек, 18 мальчиков.
Класс – социальная группа
В первом классе явно просматриваются 3 группы.
Первая на протяжении 3-4 лет посещала одну группу детского сада. Дети между собой очень хорошо общаются и очень дружны.
Вторую группу составляют дети, которые вместе посещали школу будущего первоклассника. Общение детей было непродолжительно (1 раз в неделю в течение 6 месяцев), но дети дружны между собой.
Третья группа – «новички». Их немного – 6 человек. Не все из них смогли найти общий язык с другими детьми.
Психофизиологические особенности класса
Дети пришли в школу с несформировавшимися умениями и навыками обслуживать себя самостоятельно. Многие из них не умеют готовиться к уроку, собирать портфель, одеваться, не приучены приветствовать друг друга и классного руководителя, отпрашиваться домой. Большинство детей не умеют общаться друг с другом, отсутствуют элементарные понятия уважительного отношения к себе, сверстникам и к взрослым.
Трудности роста связаны с совершенно иной организационной структурой построения развивающего процесса, так как ведущим видом деятельности детей становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, изменения круга и содержания общения. По-новому воспринимают детей родные и близкие люди. Более того, психофизиологические изменения, а именно совершенствование нервной системы, развитие функций головного мозга, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, неустойчивое восприятие вызывают неосознанную потребность к необдуманным действиям, влекущим за собой проблемы различного характера проблемы при адаптации и формировании коллектива.
1.2 Диагностические исследования учащихся и родителей класса
В качестве предпосылок для создания воспитательной системы класса явились исследования родителей и детей, проводимые в первом классе. Это возможно только при организации четко спланированной исследовательской деятельности с использованием различных методов диагностики.
Проведенный в начале 1 класса анализ физического здоровья детей дает следующие результаты, основанные на анализе медицинских карт учащихся. У 3-х школьников (10%) отмечено нарушение зрения, у 1 человека (3%) отмечено нарушение опорно-двигательной системы, 7 детей (23%) с нарушением желудочно-кишечного тракта, 2 школьника (6%) имеют нервные расстройства. (Приложение1)
По показателям физкультурной группы вырисовывается следующая картина: 21 человек (68%) определены в подготовительную группу, 10 человек (32%) – в основную группу, детей со специальной группой здоровья в классе нет. (Приложение 2)
По методике «Определение мотивов учения М.Р. Гинзбурга» у 6 человек (19%) зарегистрирован внешний мотив учения, дети выбрали вариант «Я хожу в школу, потому, что меня мама заставляет». 15 человек (48%) имеют учебный мотив, то есть согласились с вариантом «Я хожу в школу, потому, что мне нравиться учиться». 10 школьников (32%) ответили «Я хожу в школу, потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть», что говорит о преобладании игрового мотива, 6 человек (19%) имеет социальный мотив – «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А выучишься – можешь стать, кем захочешь». (Приложение 3)
В конце 1-ой и в начале 2-ой четверти 1 класса был проведен опрос среди родителей. Для определения успешности адаптации использован опросник «Особенности поведенческих проявлений у детей в период адаптации к 1-му классу». Родителям был предложен ряд вопросов, касающихся отношения ребенка к школьному режиму и к впечатлений о классе. 15 родителей (48%) ответили, что ребенок охотно, с радостью идет в школу, 8 родителей (26%) отметили, что дети посещают школу без особой охоты, 8 семей (26%) затруднились ответить на вопрос. 20 детей (65%), по словам родителей, приспособлены к школьному режиму, 8 родителей (26%) согласны с ответом неокончательной приспособленности к режиму, 3 человека (10%) пока не приспособлены. Большинство детей делятся со своими школьными впечатлениями и переживаниями, справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения и особой помощи родителей. Ответы детей анализировались педагогами и психологом школы. На основании проведенного анализа определялась успешность адаптации к школе и школьному режиму. На основе полученных результатов мы делаем вывод об успешности адаптации: у 27 детей (87%) и у 4 детей (13%) отмечаем некоторые затруднения в адаптации, требующие дальнейшей психологической работы. (Приложение 4)
Коллектив к концу первого полугодия еще не сформировался окончательно. Дети в большинстве случаев изменчивы в своих предпочтениях, часто меняют мнение по отношению к одноклассникам, так как еще не знают интересов друг друга. Некоторые ребята не раскрылись и переживают трудности адаптации по причине изменения коллектива и смены сферы общения и деятельности. В целом уровень благополучия в группе низкий. Конфликты в коллективе случаются по причине неумения правильно выражать свои эмоции и чувства.
Была также использована методика для определения самооценки ребенка, так как самооценка является одной из важнейших характеристик личности.
Показатели самооценки детей составлены на основе методики «Лесенка» . Результаты свидетельствуют о том, что 9 человек (29%) имеют неадекватно завышенную самооценку, 15 человек (48%) – завышенную самооценку, 6 человек (19%) – оценивают себя адекватно, 1 человек (3%) с заниженной самооценкой. (Приложение 5)
На этапе проектирования воспитательной системы класса по результатам наблюдений и диагностических исследований были сделаны следующие выводы:
Важен учет физического здоровья детей;
Содействие в «безболезненной» адаптации детей к школе;
Развитие коллективистических отношений внутри класса
Формирование положительной «Я – концепции»
Определение типа семейного воспитания, стиль общения родителей с детьми.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Основные направления модернизации образования ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.
Работу в этом направлении логично начать с составления социального паспорта родителей класса, так как изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для этого использовались различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, тестирование, беседа.
Проанализировав собранный материал, можно увидеть следующую картину: 5 семей (16%) – неполные, нет детей, воспитывающихся опекунами и живущих в социально неблагополучных условиях, есть 1 многодетная семья (3%) (Приложение 6)
По результатам, 28 человек (49%) родителей имеют возраст до 40 лет, 11 человек (19%) – более 40 лет, 18 человек (32%) в возрасте до 30 лет. Основной состав родителей учащихся в возрасте до 40 лет. (Приложение 7)
Анализ анкеты об образовательном уровне родителей выявил следующие показатели: 1 человек (2%) из числа родителей имеет среднее образование, 23 человека (40%) – среднеспециальное, 32 родителя (56%) с высшим образованием. (Приложение 8)
Анализ ответов в анкете выявил, что 4 семьи (13%) имеют доход ниже прожиточного минимума, 6 семей (19%) – низкий доход, у 15 семей (48%) отмечен средний доход, с высоким уровнем дохода – 7 семей (23%). В коллективе преобладают семьи с низким и средним доходом, в то же время отмечен большой процент родителей с доходом ниже прожиточного минимума. Следовательно, материальное благосостояние многих семей оставляет желать лучшего. (Приложение 9)
Анализ модифицированной методики для родителей «Я и ценности моей жизни» Е.Степанова выявил, что немногие из ребят находят понимание и уважение в семье, большинство комфортно чувствуют себя в классе, общественных местах в компании друзей. Таким образом, мы предполагаем лучшее проявление детей в общественных делах, на занятиях в кружках и секциях, клубах, детских центрах.
Исходя из вышесказанного, мы определили следующие сферы педагогической деятельности:
создать условия для гармоничного развития учащихся, способствовать успешной адаптации их к школе, повышать самооценку и помогать развивать уверенность в себе, приложить усилия для улучшения микроклимата в коллективе, проводить работу над сохранением здоровья детей;
формировать у школьников чувство собственного достоинства и свободу самовыражения;
усилить просветительскую работу с родителями, больше вовлекать их в воспитательный процесс, а при работе с детьми обратить внимание на роль семьи в формировании человека.
Этого можно добиться, лишь имея четкое представление о предстоящей деятельности. Именно поэтому перед нами встает необходимость разработки воспитательной системы класса.
2. Концептуальные основы классно-воспитательной системы
Наша школа, учреждение с богатой историей, со своими традициями, стремится идти в ногу со временем, быть современной и интересной своим ученикам.
В МБОУ «Школа № 97» создана система дополнительного образования, которая ориентирована на предоставление учащимся возможности активно проявлять интеллектуальные и творческие способности во внеурочное время в соответствии со своими интересами. В школе функционирует 22 объединения дополнительного образования для учащихся по самым разным направлениям.
Приоритетные направления развития школы, ценности и убеждения педагогического коллектива изложены в Программе развития школы «Успешный учитель – успешный ученик».
МБОУ «Школа № 97» проводит работу в сотрудничестве с Нижегородским государственным университетом им. Лобачевского, НИУ «Высшая школа экономики», Нижегородским педагогическим университетом им. К. Минина, Центром противопожарной пропаганды, Детской железной дорогой, библиотекой им. Ленина, Нижегородской епархией, ЦДТ Ленинского района, Домом творчества юных им. Чкалова, Губернским и Медицинским колледжами и др.
У школы много своих традиций: Школьный музей, Школьная газета, Детский кукольный театр, Театральная студия, приём в пионерскую дружину «Ювентус».
Мы убеждены, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной работы составляет концепция воспитания школьников по методике профессора Н.Е. Щурковой. Она ориентирована на воспитание у школьников своего отношения к миру: школьник вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается понять и полюбить этот мир. Основная цель- воспитание личности, способной строить жизнь достойную Человека. Основные категории, положенные в основание концепции: Добро, Истина, Красота.
Исходя из этого мы определяем следующие принципы построения воспитательной системы:
Принцип ценностных ориентаций обеспечивает приобщение детей к системе жизненных ценностей, осуществляет гуманизацию межличностных отношений на различных уровнях: дети – дети, дети – семья, дети – педагог.
Принцип сочетания воспитания и оздоровления обеспечивает одновременную реализацию воспитательных и оздоровительных мероприятий.
Интегративный принцип приводит к соединению в одно целое все виды деятельности, которые имеют одну главную цель – личностное развитие.
Принцип природосообразности предполагает связи с общими законами развития природы и человека.
Принцип коллективности предполагает взаимодействие с окружающими для создания условий позитивно направленного самопознания, самоопределения, самореализации личности ребенка.
Принцип патриотической направленности предполагает обеспечение для учащихся субъективной значимости идентификации себя с Россией, народами России, российской культуры.
Цель и задачи программы
Цель: усвоение учащимися основных норм поведения в обществе, культуры общения между людьми и толерантного отношения к чужому мнению; осознание социального и личностного роста и развития;
развитие позитивных отношений в коллективе; эффективного взаимодействия с окружающим миром; положительного отношения к традициям и здоровому образу жизни; формирование уважения и любви к своей Родине;
приобретение учащимися опыта применения сформированных знаний и умений в социально значимых делах; практических реализаций, этических требований; усвоение опыта предшествующих поколений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
Реализовывать потенциал классного руководства в воспитаниишкольников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
Организовывать профориентационную работу со школьниками;
Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Механизм реализации воспитательной системы класса
Модель выпускника начальной школы
«Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Наша модель представлена в схеме, в центре которой ПТИЦА как образ ученика – личности, способной строить жизнь, достойную Человека. (концепция Н.Е. Щурковой). Два крыла - это родители и классный руководитель как символ единства семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды.
3.2 Нормативная база
Правовые и нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
2. Семейный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года# N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
10. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", от 17 декабря 2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Локальные нормативные акты, регулирующие воспитательно-образовательную деятельность
Устав школы.
Правила поведения в школе
Положения:
О педагогическом совете;
О методическом объединении классных руководителей
О социально-психологической службе
О посещении занятий учениками и педагогами школы
Об организации дежурства в школе
О дополнительном образовании в воспитательной системе школы.
3.3 Схема классно-родительского самоуправления
Классный руководитель
Совет обучающихся
Родительский комитет
Староста
класса
Отдел
труда
Отдел
информации
Отдел
культуры
Отдел
спорта
Ученик
Одним из результатов деятельности классного руководителя является создание эффективно функционирующей системы детско-родительского самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, классный руководитель помогает выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему поддержки активистов самоуправления; консультирует педагогов и родителей по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления и жизни класса.
Схема самоуправления представлена в виде стаи перелётных птиц.
В природе построение клином имеет важное практическое значение. Как правило, впереди стаи летит наиболее сильная птица - вожак. Взмахи крыльев первой птицы создают воздушную волну - восходящий поток воздуха. Он облегчает движение крыльев птицам, летящим следом.
Высшим органом классного самоуправления является классно-родительское собрание, в котором участвует председатель Совета обучающихся, классный руководитель и члены родительского комитета.
Ежегодно на первом объединении классно-родительского собрания, в котором участвуют классный руководитель, родительский комитет и председатель совета обучающихся, заслушивается план общешкольных мероприятий. Исходя из перечня мероприятий, предложенных Советом старшеклассников на текущий учебный год, списка организаций, сотрудничающих со школой, и направлений деятельности классного коллектива формируется (корректируется) план деятельности на учебный год.
Выбор членов классного самоуправления производится ежегодно, исходя из результатов голосования учащихся класса.
Решением собрания назначаются учащиеся, ответственные за определённую деятельность в классе:
Староста класса
Помогает классному руководителю в организации деятельности класса.
Является представителем класса в школьных органах.
Координирует работу актива класса.
Отвечает за посещение сборов Совета старшеклассников.
Своевременно информирует класс о школьных акциях, мероприятиях.
Распределяет полномочия и обязанности по секторам своего класса и осуществляет контроль за их выполнением.
Отдел труда
Организует дежурство по классу.
Контролирует чистоту закрепленной за классом территории школы.
Отвечает за озеленение кабинета.
Отдел информации
Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления
Отдел культуры
Организует культурно - массовые мероприятия различных уровней.
Организует выпуск классной стенной газеты, плакатов, рекламных роликов, рисунков, фотографий.
Оформляет художественные выставки и стеллажи.
Отдел спорта
Организует спортивные и оздоровительные мероприятия.
Отслеживает посещаемость учащимися школы спортивных секций и кружков.
Пропагандирует здоровый образ жизни.
Раз в четверть проходит родительское собрание и заседание членов классно-родительского самоуправления, на которых обсуждаются основные вопросы и заслушиваются отчеты по проведенным делам. При необходимости производится корректировка плана дальнейшей воспитательной работы класса.
Основные направления и формы деятельности воспитательной работы
Внеурочная деятельность с 2018 года организована по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, интеллектуальное, общекультурное, социальное.
Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки.
В соответствии с письмом Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях" в деятельности, связанной с классным руководством нами были внесены изменения в структуру классно-воспитательной системы с 2020 по 2022 гг. Классным руководителем для реализации своей воспитательной системы определены 7 модулей воспитательной программы: «Классное руководство», «Школьный урок», «Профориентация», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Курсы внеурочной деятельности», «Ключевые общешкольные дела» (6 инвариантных и 1 вариативная части).
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых - традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству сформирована в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации.
В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному руководству выбраны формы работы с обучающимися и их родителями.
Взаимодействие с культурно-просветительскими учреждениями и школьными объединениями дополнительного образования
Реализация программы «За синей птицей» рассчитана на 4 года обучения. Каждый год раскрывается одно из 4 основных направлений: «Мой Ленинский район», «Моё Заречье», «Мой Нижний Новгород», «Мой край Нижегородский». Работа ведется поэтапно, с постепенным расширением границ в изучении родного края. Следуя направлениям программы, сначала дети осваивают Ленинский район, в котором проживают. На второй год обучения учащиеся расширяют свои знания, знакомясь с историей, культурным наследием и районами Заречной части города. В третьем классе дополнительно у учащихся формируются знания о Нижнем Новгороде. Завершается вся деятельность знакомством с культурными, социальными объектами Нижегородской области. Тем самым у учащихся формируется полное представление о взаимодействии с окружающим миром.
Социальное партнерство в образовании – важнейшее звено в воспитательной работе класса. Современному ребенку необходимо, чтобы взрослые и дети разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.
Школа должна быть открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Ежегодно класс расширяет социальное взаимодействие с различными учреждениями и организациями.
В МБОУ «Школа97» функционируют объединения дополнительного образования для учащихся по самым разным направлениям. С первого года обучения учащимся предложен перечень кружков и секций по интересам.
2. Праздник «При солнышке тепло, при матери добро».
3. Познавательная игра «Эти удивительные растения»
Кунагина Н.Б.,
Общекультурное
1. Конкурс плакатов и открыток «Милой мамочки портрет»
2. Беседа «Как меняется наше Заречье».
Кунагина Н.Б.,
Социальное
1. Праздник «При солнышке тепло, при матери добро».
2. Родительское собрание «Тепло семейного очага»
3. Весёлые старты.
4. «Как лучше поступить?» (творческие игры совместно с родителями)
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Направление
Мероприятие
Ответственный
Декабрь
Спортивно-оздоровительное
1. «Все на санки»
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Кл.час «Мой любимый сказочный герой»
2. Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
3. Поле чудес «Там на неведомых дорожках»
4. Экскурсия на фабрику елочных игрушек «Ариэль»
Кунагина Н.Б.,
Духовно– нравственное
1. Кл.час «От чего зависит настроение».
2. «Что мы знаем, что умеем». Тесты, пантомима.
3. «Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье.
4. Кл.час «Будь воспитанным человеком»
Кунагина Н.Б.,
Общекультурное
1.Участие в конкурсе Новогодних сказок
2.Благочиннический конкурс «Свет Рождественской звезды»
3.Районный конкурс «Новогодняя игрушка»
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Социальное
1. Ёлочная игрушка своими руками «Мастерская Деда Мороза»
2. «Моя семья» иллюстрированные рассказы о семье.
3. Конкурс на лучшую кормушку.
4. Индивидуальные встречи с родителями.
5. Беседа «Поступки твои и других».
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Направление
Мероприятие
Ответственный
Январь
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Мы и наши зубы».
2. Конкурс рисунков «Азбука здоровья»
3. Игры на свежем воздухе совместно с родителями.
4. Беседа «Азбука безопасного поведения»
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Общеинтеллектуальное
1. Игра-путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»
2. Кл.час «Как мы выполняем домашнее задание»
3. Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
Кунагина Н.Б.,
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Не забывай про вежливые слова».
2. Как трудится моя семья. Выставка рисунков.
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1. Семейные праздники (беседа, рисунки)
2.Традиционные праздники Заречья.
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье».
2. Как трудится моя семья. Выставка рисунков.
3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственный
Февраль
Спортивно-оздоровительное
1. Игры на свежем воздухе.
2. Кл.час «Поговорим о витаминах»
3. Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" (беседа)
4. Кл.час «Умей себя защитить».
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Экологическое путешествие….
2. Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее».
Кунагина Н.Б.
Духовно– нравственное
1. Литературные посиделки «Мои любимые книжки».
2. Игра «Приятная наука вежливость».
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1.Выставка технического творчества.
2.Конкурс строя и песни.
3.Конкурс плакатов «Служу России»
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Социальное
1.Индивидуальные встречи с родителями.
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственный
Март
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Беседа о вредных привычках.»
2. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее»
3. Беседа «Правила обязательные для всех».
Кунагина Н.Б.,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Представление «Место, где мы часто бываем».
2. Викторина «Путешествие в мир животных».
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. Конкурс стихов и пословиц о маме.
2. Конкурс на лучшую тетрадь.
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1. Кл.час «О людях нашего города».
2. Достопримечательности нижней части нашего города.
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Родительское собрание «Воспитание созидательной дисциплины»
2. Конкурс стихов и пословиц о маме.
3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственный
Апрель
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Опасности весны».
2. Беседа «Береги слух».
3. День здоровья.
Кунагина Н.Б.,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Игра «С днём юмора»
2. Конкурс рисунков «Мой район и другие районы города»
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. «О бабушках и дедушках». (устный журнал)
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1.Кл.час «Весенние обряды и обычаи»
2.Экскурсия в музей ДЖД.
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Семейный праздник «Род, родные, Родина»
2. Индивидуальные встречи с родителями.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Направление
Мероприятие
Ответственный
Май
Спортивно-оздоровительное
1. Беседа «Как надо одеваться весной?»
2. Прогулка в парке «1 Мая».
3. Беседа о летнем закаливании организма.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1.Интеллектуальный марофон.
2. Конкурсы на внимание. Ребусы, шарады.
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. «О весне, дружбе и мире» (выпуск плаката)
2. Ремонт книг в библиотеке.
3. Праздник «День рождения только раз в году»
Кунагина Н.Б.,
Библиотекарь Ганина И.А.
Общекультурное
1. День Победы. Возложение цветов к памятнику.
2. Ветеран живёт рядом. Изготовление открыток для ветеранов.
3. Участие в акции «Окна Победы»
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Социальное
1.Родительское собрание
«Моделирование воспитательной системы класса».
2. Анкетирование «Летний отдых»
3. Совместная прогулка с родителями на природе.
Кунагина Н.Б.
2020 – 2021 учебный год
3 класс - «Мой Нижний Новгород»
Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свой район, город, страну, готовность к защите её свободы и независимости:
Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
Направление
Мероприятие
Ответственные
Сентябрь
Спортивно-оздоровительное
1. День здоровья.
2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Игра «Умники и умницы».
2. «Дары осени». Выставка поделок из природного материала.
3. Практические игры «Учимся правильно жить и дружить»
Кунагина Н.Б.
Духовно– нравственное
1. Кл.час «Считаете ли вы себя культурным человеком».
2. Посмотри – кто рядом с тобой (беседа)
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1. Конкурс рисунков к Празднику Осени
2. Посещение театра «Преображение»
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Родительское собрание «Как помочь ребенку в учебе».
2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
3. Заполнение социального паспорта.
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственные
Октябрь
Спортивно-оздоровительное
1.Кл.час «Пожарная охрана».
2. Кл.час «Режим дня – здоровый образ жизни».
3. Разговор о вредных привычках.
4. Просмотр и обсуждение фильма по ОБЖ.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. КВН по русскому языку.
2. «Учебники - наши помощники». Обучающая игра.
3. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса
Кунагина Н.Б.
Духовно– нравственное
1. Беседа-представление «Я и мои таланты».
2. Конкурс «Лучший дежурный».
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1. Конкурс «Мир глазами детей».
2.Создание поделок к конкурсу, посвященному Дню Пожилого человека
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Социальное
1. Поможем птичкам. Изготовление кормушек.
2. Консультирование родителей.
3. Игры по правилам хорошего тона.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Направление
Мероприятие
Ответственные
Ноябрь
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Виды травм». Оказание первой медицинской помощи.
2. Экскурсия в парк «Природные сообщества и их взаимодействия».
3. Беседа «Как правильно одеваться осенью и зимой».
Кунагина Н.Б.,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. КВМ по математике.
2. Конкурс «Я лучший знаток пословиц и поговорок о труде.
3. Игре-квест «Я - Нижегородец».
Кунагина Н.Б.
Духовно– нравственное
1. Кл.час «Как я умею преодолевать трудности».
2. Беседа «Моя семья».
3. Беседа «День толерантности».
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1.Изготовление газеты на конкурс «День Матери»
2. Конкурс рисунков ко дню матери.
3. Беседа «Как меняется наш Нижний Новгород».
Кунагина Н.Б.,
Социальное
1. Конкурс рисунков «Моя семья».
2. Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка».
3.Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
4. Кл.час «Какому человеку можно доверять?»
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственные
Декабрь
Спортивно-оздоровительное
1.Кл.час «Огонь друг и враг человека».
2.Инструктаж о соблюдении техники безопасности на новогоднем утреннике, во время зимних каникул; правил дорожного движения.
Кунагина Н.Б.
Общеинтеллектуальное
1. Викторина «Животные твоего края»
2. «С книгой жить – век не тужить». Литературные посиделки.
3. Кл.час «Где живёт Дед Мороз?»
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. Праздник «Новогодний карнавал»
2. Беседа «Плохо природе - плохо человеку.
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1.Виртуальная экскурсия по улицам города, которые названы в честь героев.
2.Участие в конкурсе Новогодних сказок
3.Благочиннический конкурс «Свет Рождественской звезды»
4.Районный конкурс «Новогодняя игрушка»
Кунагина Н.Б.
Социальное
1.Праздник «Новогодний карнавал»
2.Кл.час «А можно ли это детям?» Обыгрывание ситуаций.
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственные
Январь
Спортивно-оздоровительное
1. Беседа «Красота может многое».
2. КВН «Мы и наше здоровье».
3. Беседа «Первая помощь при обморожении».
4. Кл.час. «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?»
Кунагина Н.Б.,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Кл.час «Культура умственного труда в классе и дома».
2. Конкурс знатоков природы.
Кунагина Н.Б.
Духовно– нравственное
1. Беседа «Рождественские встречи»
2. Диагностика воспитанности обучающихся.
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1. Семейные праздники (беседа, рисунки)
2.Традиционные праздники любимого города.
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Выставка рисунков «Как я провёл зимние каникулы»
2.Индивидуальное консультирование родителей.
3. Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым».
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственные
Февраль
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Поговорим о коже человека».
2. Беседа «Азбука безопасного поведения».
3. Игра «Тропинка безопасности».
Кунагина Н.Б.
Общеинтеллектуальное
1. Путешествие в страну неразгаданных тайн.
2. Конкурс «Самый грамотный у нас!»
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. Беседа «Моя помощь родным».
2. Конкурс пословиц о зиме.
3. Экскурсия в библиотеку им. Дубинина.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
библиотекарь
Общекультурное
1.Выставка декоративно-прикладного творчества.
2.Конкурс строя и песни.
3.Конкурс плакатов «Служу России»
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Индивидуальные беседы с родителями.
2. Конкурсная программа для мальчиков и пап.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Направление
Мероприятие
Ответственные
Март
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Поговорим об осанке».
2. Прогулки на свежем воздухе.
3. Беседа о всемирном дне гражданской обороны.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Красовская А.В.
Общеинтеллектуальное
1. Кл.час «Мама, мамочка, мамуля…»
2. Стихи самым любимым и родным!» Конкурс.
3. Игра «Знаток своего города».
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир».
2. Конкурс-праздник «Коса-девичья краса».
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Общекультурное
1. Беседа «Чем богат наш край».
2.Концерт, посвященный 8 марта.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Социальное
1. Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой»
2. Консультирование родителей.
3. Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе?»
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственные
Апрель
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Домашняя аптечка, её назначение». Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними»
2. Папа, мама, я – спортивная семья.
3. Беседа о всемирном дне здоровья.
4. Выпуск газеты «Будь здоров!»
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1.Считай,смекай,отгадывай.(соревнования по математике)
2. Кл.час «Путешествие по родному городу»
Кунагина Н.Б.
Духовно– нравственное
1. Праздник «Путешествие в страну имён и фамилий».
2. Беседа «Международный день книги»
Кунагина Н.Б.
библиотекарь
Общекультурное
1.Кл.час «День космонавтики». Конкурс рисунков.
2.Выход в «ТЮЗ»
3.Посещение музея «Народные промыслы»
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Папа, мама, я – спортивная семья.
2.Индивидуальное консультирование.
3. Совместная работа с социальным педагогом по реализации комплекса профилактических мер.
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Направление
Мероприятие
Ответственные
Май
Спортивно-оздоровительное
1. Игры на воздухе «Мой весёлый звонкий мяч»
2. Беседа «Опасности при обращении с бытовой химией».
3. «Будем плавать, загорать! Правила поведения на воде и возле водоёмов.
4. Экскурсия на природу.
5. Кл.час «Кто то попал в беду» (разбор ситуаций)
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Прочти и расскажи! Задание на лето.
2. Путешествие по страницам Красной книги.
Кунагина Н.Б.
Духовно– нравственное
1. Трудовой десант.
2. Кл.час «Посеешь привычку, пожнёшь характер».
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Общекультурное
1.Общешкольный фестиваль «Музыка Победы»
2.Конкурс открыток «Ветеранам»
3.Участие в акции «Окна Победы»
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Родительское собрание «Итоги года».
2. Выезд на природу.
2021 – 2022 учебный год
4 класс - «Мой край Нижегородский»
Использовать различные формы работы патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников: уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин, Я – москвич»; развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций своего города;
Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы выходного дня, проведение физминуток и индивидуальные беседы с детьми о здоровье;
Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;
Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.
Содержание воспитательной работы
4 – ый класс
Направление
Мероприятие
Ответственный
Сентябрь
Спортивно-оздоровительное
1. День здоровья.
2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.
3. Обеспечение всех обучающихся горячим питанием.
4. Всероссийская операция «Внимание – дети!»
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Кл.час «Мир моих увлечений».
2. Викторина «Растительный мир земного шара».
3. Вовлечение ребят в кружки по интересам.
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Мои сильные и слабые стороны».
2. Беседа «Ученическое самоуправление в классе».
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1. Конкурс рисунков к Празднику Осени
2. Посещение театра «Преображение»
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Родительское собрание «Мы уже четвероклассники».
2. Консультации родителей по текущим вопросам.
3. Составление социального паспорта
Кунагина Н.Б
Направление
Мероприятие
Ответственный
Октябрь
Спортивно-оздоровительное
1. «Золотая осень». Кросс.
2.Кл.час«Запасайся витаминами».
3. Вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции.
Кунагина Н.Б.,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Кл.час «Домашнее задание и как мы его выполняем».
2. Беседа «Растения – синоптики».
3. Математическая олимпиада.
4.Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.
Кунагина Н.Б.,
Сутырина Н.Ю.
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Встречают по одёжке, провожают по уму».
2. Конкурс рисунков «Подари улыбку»(ко дню пожилых)
Кунагина Н.Б.,
Общекультурное
1.Конкурс «Мир глазами детей».
2.Создание поделок к конкурсу, посвященному Дню Пожилого человека
Кунагина Н.Б.
Социальное
1.Консультация родителей по вопросу «Как выполнять домашнее задание».
2.Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственный
Ноябрь
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Невидимые враги человека, которые мешают жить».
2. Прогулки в природу.
3. «Путь к доброму здоровью».
Кунагина Н.Б.,
Родительский комитет
Общеинтеллектуальное
1. Викторина «Животные нашей планеты».
2. Викторина по русскому языку.
3. Конкурс «Лучший дежурный».
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Благодарность это…»
2. Праздник «Музыкальная гостиная».
3. «Птичьи столовые» Конкурс кормушек.
4. Беседа «День матери».
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1. Конкурс плакатов и открыток «Милой мамочки портрет»
2. Беседа «Как меняется наш край».
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым». Беседа с врачом.
1. Экскурсия в природу «Весна! Весна! И все ей рады!»
2. Беседа «Осторожно, грипп!»
3. Выходи играть во двор.
Кунагина Н.Б.,
родительский комитет.
Общеинтеллектуальное
1. Игры для тренировки памяти.
2.КВН для девочек «Супершкольница».
Кунагина Н.Б.,
родительский комитет.
Духовно – нравственное
1. Праздник «Я песню милой маме пою»
2. День театра (27 марта).
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1. Кл.час «Какое оно, наше общество?»
2.Концерт, посвященный 8 марта.
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. Родительское собрание « О детской дружбе».
2. Праздник «Я песню милой маме пою»
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственный
Апрель
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Почему важно не забыть о гигиене».
2. День здоровья «Весёлые старты» (7 апреля – Всемирный день здоровья)
Кунагина Н.Б.,
родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
2. Конкурс лучших тетрадей, дневников, учебников.
3. «Космический» КВН
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Готов ли я к обучению в 5 классе?»
2. Путешествие по Красной книге.
3. Беседа о международном дне книги.
Кунагина Н.Б.,
Ганина И.А.
Общекультурное
1. День космонавтики. Игра – викторина «Космический рейс».
2. Деловая игра «Мои права и обязанности».
Кунагина Н.Б.
Социальное
1. День здоровья «Весёлые старты».
2. Беседа с родителями по теме «Проблемы преемственности обучения в начальном и среднем звене, пути и способы решения».
Кунагина Н.Б.
Направление
Мероприятие
Ответственный
Май
Спортивно-оздоровительное
1. Кл.час «Волшебные стёкла»(разговор о зрении)
2. Игра – путешествие «Станции здоровья»
3. Выезд на природу.
Кунагина Н.Б.,
родительский комитет,
Дурнев А.Н.
Общеинтеллектуальное
1. Игра «Путешествие по родному краю».
2. КВН «Природные зоны»
Кунагина Н.Б.
Духовно – нравственное
1. Беседа – диспут «За что уважают человека в семье и обществе».
2. Кл.час «Международный день птиц».
Кунагина Н.Б.
Общекультурное
1. Концерт. «Вспомни героев своих!»
2. Конкурс чтецов ко дню Победы.
3. Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова)
Кунагина Н.Б.,
родительский комитет
Социальное
1. Родительское собрание «Прощай начальная школа».
2. Консультирование родителей.
3. Выезд на природу.
Кунагина Н.Б.,
родительский комитет
Управление. Контроль. Мониторинг
Мониторинг проводится на каждом этапе. Обсуждение результативности деятельности осуществляется в конце четверти по всем направлениям воспитательной работы. Эффективность качества реализации программы оценивается в конце учебного года.
Критерии эффективности классно-воспитательной системы
Анкета «Комфортность, защищенность ребенка в семье»
Определить характер взаимоотношения в семье
Здоровье учащихся
Анкета «Отношение учащихся к своему здоровью»
Определить характер отношения учащихся к своему здоровью
5. Ожидаемый результат
Таким образом, задаются три уровня конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся, которые могут быть использованы как критерии оценки результатов (эффективности) классного руководства:
1. Сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
2. Сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
3. Наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Список используемой литературы
Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ)
Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду
Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997.