Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности
Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности
Быть родителем — всё равно что проходить квест повышенной сложности. И когда на пути его прохождения особенно нужен мудрый совет, бывает, что ждать его просто не от кого.
Чтобы родителям было легче разобраться в различных методиках, на помощь придут публикации, которые стали бестселлерами в области воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности»
Рахимзянова Гульнара Шамильевна
учитель МАОУ СОШ № 66
г. Екатеринбург
Воспитание как процесс целенаправленного
формирования и развития личности
Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Приемами управления он считал надзор за детьми, приказания. Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности в системе образования и культурных ценностей.
Соответственно концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к числу основных функций стандарта следует отнести обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования». А так же обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, что требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране.
Воспитание как компонент образования – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные.
В период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и ненасилия. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости… Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива…
Мне понятно и близко воспитание детей в духе толерантности, когда мы педагоги даем ребёнку уверенность в себе и, тем самым, обрекаем его на успешную жизнь. Уверенность в себе, как в личности, уважение к другим людям, несмотря на их отличия, дает человеку огромное преимущество перед другими. Не нужно никому доказывать, что ты лучше других, так как сознание своей уникальности и уникальности каждого человека в отдельности, освобождает от этих ненужных переживаний и соревнований и позволяет сосредоточиться на своей работе, на творчестве, на семье.
Но как же воспитывать в ребенке эти, так необходимые ему, качества?
Я стараюсь, научить каждого ребенка относится к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к нему. Обязательно нужно обращаться к человеку по имени, занимать позицию «глаза в глаза» при разговоре, обязательно улыбаться.
Рассказываю детям об обычаях, праздниках других народов, читаю национальные сказки на уроках литературного чтения, рассказываю истории о дружбе на классных часах и о различных верованиях и религиях, я не только расширяю кругозор своих детей, но и дарю счастливое будущее.
Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей.
Уверенность в себе, как в личности, уважение к другим людям, несмотря на их отличия, дает ребёнку в будущем огромное преимущество перед другими. Не нужно будет никому доказывать, что ты лучше других, так как сознание своей уникальности и уникальности каждого человека в отдельности, освобождает от этих ненужных переживаний и соревнований и позволяет сосредоточиться на своей работе, на творчестве, на семье.
Воспитание ребенка в начальной школе – комплексный и многогранный процесс. Нередко в образовательных учреждениях обучают детей иным ценностям, которые противоречат семейным. Объясните своему чаду, что семья – это главное в его жизни, а школа должна занять второстепенное место. Ребенок должен впитать в себя стандартные учебные программы, но использовать их по своему усмотрению. Нередко у детей в школе случаются проблемы и конфликты с учителями и одноклассниками. Ведь школа – это карусель разнообразных событий: первая детская ссора, первые обиды, первое предательство, первые достижения и первая любовь. Что бы ни случилось, детям всегда необходима родительская помощь и поддержка.
Быть родителем — всё равно что проходить квест повышенной сложности. И когда на пути его прохождения особенно нужен мудрый совет, бывает, что ждать его просто не от кого.
Чтобы родителям было легче разобраться в различных методиках, на помощь придут публикации, которые стали бестселлерами в области воспитания.
Валентина Дмитриева написала простое и понятное пособие для новоиспечённых родителей, которые заинтересованы в методике Монтессори, но не знают, с чего начать. Автор уверена, что работать над обучением ребёнка нужно уже с шести месяцев, но не растить из него вундеркинда, а помогать осваивать предметный мир и устную речь. В книге множество практических упражнений и советов, которые позволят сразу приступить к обучению.
Влияет ли окружение и воспитание ребёнка на его будущий успех? Как развить в нём настойчивость, выдержку и нужен ли лидеру большой IQ? Пол Таф считает, что успех зависит от особенностей характера ребёнка, а в качестве примера приводит реальные истории детей из неблагополучных семей и результаты исследований в области нейрофизиологии и психологии.
Юлия Гиппенрейтер — один из самых известных и уважаемых детских психологов. Её книги помогают родителям научиться общаться с ребёнком не через крики и приказы, а через взаимное уважение, доверие и понимание. С помощью её методики можно легко договориться со своими детьми и научиться интересно проводить время вместе.
Масару Ибука — один из основателей корпорации Sony и создатель «Ассоциации раннего развития». Он уверен, что возможности ребёнка неограниченны. В своей книге он объясняет, почему важно заниматься ранним развитием, как научиться не давить на ребёнка и не задаваться целью вырастить из него гения.
ПособиеАлександра Ченицкого, Виктора Бирюкова «Как воспитывать ребёнка до детского сада» для тех, кто не хочет тратить время на многостраничные книги о детской психологии. В нём собраны самые полезные и простые советы по воспитанию малышей до трёх лет. Нужно ли делать прививки, учить ребёнка плавать, чем его кормить и как одевать, что дарить и как наказывать, в какой детский сад отправить и зачем детям уроки музыки — открывайте и ищите совет себе по вкусу.