Просмотр содержимого документа
«Воспитание у младших школьников любви к родному краю»
Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Статья на научно-практическую конференцию
По МДК 04.01
Воспитание у младших школьников любви к родному краю
Выполнила: студентка 413 группы
Орлова Ксения
2020 г.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего родного края, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своей малой Родине, но и культурный традициям всей страны в целом. Нельзя приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировать, воспитать. А воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой Родине.
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Младший школьный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании младших школьников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Младший школьный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о поведении человека, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными особенностями своего края помогает повысить интерес к истории, культуре и традициям своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края помогут:
духовно обогатить ребёнка,
поддержать его интерес к прошлому и настоящему,
воспитать любовь к своей малой Родине.
К данной проблеме в свое время обращались педагоги и ученые:
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родное село все более и более растущим, и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
Формирование чувства любви у детей к родному краю осуществляется через картины родной природы: горы и озера, степные дали и леса, а чудесные местные легенды, сказки и стихотворения, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Каждый человек тысячами нитей связан со своей «малой Родиной». У каждого города, района, села, улицы, уголка на карте - своё лицо, своя история, своё культурное наследие.
В настоящее время одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как они являются основами жизнеспособности любого общества и государства.
Уже в раннем возрасте у ребёнка складывается комплекс устойчивых мотиваций к учению и личностное восприятие общественной культуры. Чтобы ребёнок научился понимать и любить Родину, он должен познать истоки истории родного края, почувствовать окружающую его природу, проникнуть его культурой и традициями народов, которые в нём проживают.
Для чего же изучается свой край в начальной школе?
Так как ребенок 7 - 10 лет очень восприимчив к эмоциональному воздействию, его мышление- благодатная почва для новых знаний и впечатлений, поэтому необходимо наполнить его жизнь интересными, полезными, добрыми делами и событиями. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к обучению, создаются условия для формирования нравственных чувств.
Для того чтобы начать работу по воспитанию любви к родному краю, надо тщательно продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Задача учителя - создать условия для духовно-нравственной ориентации учащихся в окружающем микромире, способствующих становлению личности каждого ребенка.
Чувство Родины начинается у ребенка гораздо раньше - с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Внимание детей младшего школьного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, детский сад, почта, дом культуры и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят детей, постепенно расширяется – село и район села в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Каждый школьник должен знать название своего села, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
В воспитании у детей любви к Родному краю огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести к пониманию, что их село - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Не менее важным условием воспитания любви к родному краю является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Список литературы
Алферов, А. Д. Психология развития школьника: учеб. пособие по психологии / А.Д.Алферов.- Ростов –на- Дону: Феникс, 2006.
Иванов, П. В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов. - Петрозаводск, 2006
Ивановский, В. А. Занимательное краеведение / В.А. Ивановский. – М.:Ставрополь, 2013
Корнеева. А. И. Общество и окружающая среда / А. И.Корнеева. – М.: Мысль, 2005.
Лихачев, Д. С. Школа на Васильевском: Кн. для учителя / Д. С. Лихачев. М.: Просвещение, 2011