Воспитание интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности
Воспитание интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности
В данной статье рассмотрены проблемы воспитания интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности. Разграничены понятия интерес к чтению и читательский интерес. Изучены различные формы, методы, средства, используемые во внеурочной деятельности по воспитанию интереса к чтению у младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности»
Исполнитель:
Александрова Гюнай Велиевна,
студентка 2 курса направления подготовки
«Психолого педагогическое образование»
УрГПУ
Научный руководитель:
Ахмерова Нурия Минияровна
Доктор педагогических наук,
профессор кафедры технологий
социальной работы УрГПУ
Воспитание интереса к чтению у младших школьников
во внеурочной деятельности
В данной статье рассмотрены проблемы воспитания интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности. Разграничены понятия интерес к чтению и читательский интерес. Изучены различные формы, методы, средства, используемые во внеурочной деятельности по воспитанию интереса к чтению у младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, внеурочная деятельность, воспитание, интерес, интерес к чтению.
В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.
Сегодня вопрос о воспитании интереса к чтению стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Интерес к чтению является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
Воспитание интереса к чтению школьников привлекает внимание многих. Однако, учитывая, что для эффективной работы по данной проблеме необходимо определить реальные учебные возможности обучающихся, а также оптимальные психолого-педагогические условия ее протекания, вопрос о педагогических условиях, способствующих воспитанию интереса к чтению рассмотрен недостаточно.
Приобщение к чтению детей младшего школьного возраста является педагогической проблемой. Как вызвать у младших школьников интерес к чтению? Что ученые понимают под «интересом к чтению» и «воспитанием интереса к чтению»? Всестороннее определение и правильное, с учетом современных тенденций, понимание понятий имеет важное значение для дальнейшего анализа формирования интереса к чтению у детей в начальной школе.
В современном мире снижение интереса к чтению у детей является важной проблемой. Вследствие явления всеобщей компьютеризации, обилия гаджетов, отсутствия примера читающих родителей дети перестали читать. В результате младший школьник затрудняется грамотно формулировать свою точку зрения и доказывать её, не умеет анализировать прочитанное и понимать его смысл. Это создает большие затруднения в учебной деятельности.
Интерес (от латинского interest) — иметь значение, стремиться, проявлять эмоционально окрашенное отношение к объекту [1, с. 27]. Психологи давно разделили интерес на два главных вида: интерес к познанию и интерес к участию. Интерес к познанию заключается в приобретении и обработке информации. Движимый интересом к участию, человек погружается в переживания других людей. Оба вида интереса сливаются в чтении художественной литературы и допускают дальнейшее деление.
Наличие или отсутствие интереса к чтению — основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности. Книгой пользуются. С книгой работают. Из книги черпают сведения. По ней учатся. Но не читают: если принять за чтение особого рода эмоционально творческую жизнь, обогащающую личность. Как говорит психолог А.Н.Леонтьев, «чтение утрачивает статус деятельности, мотивированной личностным смыслом, глубинными потребностями, превращаясь либо в действие (в рамках деятельности учебной), либо в операцию («воспроизвести — забыть»). По большому счету интерес как сила, влекущая к чтению — это центральное звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь решения проблем, именуемых «кризис». Будет интерес, будет и чтение. Не будет интереса — не будет и чтения, какие бы усилия библиотекарь, учитель, родитель не прикладывали к этому.
Наличие или отсутствие интереса к чтению - основной фактор отношения детей к книге. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы [1]. Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.
В психолого-педагогической литературе «интерес к чтению» характеризуется следующим образом. Он возникает, когда дети свободно владеют осознанным творческим чтением, у них развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Интерес к чтению активизирует творческие способности младших школьников, самовыражение.
Особенностью содержания воспитания интереса к чтению у младших школьников служат такие черты, как интерес к новым объектам, людям, событиям. Важное значение имеет любознательность, так как через эту черту личности может осуществляться развитие интереса к чтению [3, 253 с].
Большую роль в развитии интереса к чтению играет педагог или родители. Они должны научить ребенка выбирать нужные книги, которые помогут пережить эмоции высокого уровня. Дети соотносят себя с героями книг, сравнивают себя с ними, так воспитывается личность [2, 12 с].
Важным условием развития интереса младших школьников являются формы организации внеурочной деятельности. Существует большое количество форм такой деятельности, которые используют учителя в своей работе. Такие формы, как классный час, викторины, игры, являются одними из ведущих и часто используемыми учителями в школе.
Внеурочная деятельность по воспитанию интереса к чтению – это работа, организованная после уроков с целью, расширения читательского кругозора, литературного образования и развития учащихся. Она предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников чтением, сделать его в первую очередь любимым, но, к сожалению, в последнее время внеклассное мероприятие - это готовый сценарий, отточенный до такой степени, что уже даже не хочется присутствовать на репетициях. В основе подготовки и проведения внеклассных занятий должны быть взаимный интерес и увлечённость педагога и учащихся. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у педагога, тем больше шансов увлечь учеников.
При планировании внеурочной деятельности по воспитанию интереса к чтению следует предусматривать:
разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами учителя и учащихся) [4, 56 с].
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся в школе (кроме учебной деятельности на уроке), которые направлены на решение задач воспитания. Все направления внеурочной деятельности являются частью содержания, которое необходимо использовать при разработке соответствующих образовательных программ, а реализацию конкретных форм внеурочной деятельности основывать на видах деятельности. Существуют разнообразные виды внеурочной деятельности. Мы выделяем следующие формы взаимодействия с младшими школьниками во внеурочной деятельности:
дискуссия;
коллективное чтение;
беседа;
беседа – «приманка»;
состязание чтецов;
реклама книги;
литературный праздник;
литературная игра;
литературная гостиная;
театральный фестиваль;
библиотечный час;
час «тихого чтения».
Внеклассная работа по развитию читательского интереса направлена на ознакомление учащихся с детской литературой и книгой, авторами, усилить взаимосвязь между детьми и родителями через книгу.
Изучив внеурочную деятельность по воспитанию интереса к чтению в начальной школе, можно сказать, что при правильном выборе методов, различных форм, видов деятельности и средств воспитания младших школьников можно воспитать интерес к чтению. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.
Список литературы.
Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 12. – 27 с.
Галкина Л.П. Формирование читательского интереса младшего школьника как педагогическая проблема // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. – 12 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 253 с.