Внеурочное занятие 1 на тему "Огонь - друг человека"
Внеурочное занятие 1 на тему "Огонь - друг человека"
Внеурочное занятие по теме "Огонь - друг человека" проводится в виде увлекательной игры. В ходе виртуального путешествия по станциям обучающиеся знакомятся с историей и легендами возникновения огня,отгадывают загадки. Оказавшися на "уроке в первобытной школе", ученики узнают об изобретениях человечества, связанных с огнем. Итого занятия является конкурс рисунков о положительной роли огня в жизни людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие 1 на тему "Огонь - друг человека" »
Внеурочное занятие 1 «Огонь - друг человека».
Игра - путешествие.
Занятие подготовили и провели
учителя начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 59» города Курска
Чернова Тамара Николаевна,
Петришина Татьяна Васильевна
Цель: расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.
Задачи:
Познакомить обучающихся с добрыми и злыми делами огня. Рассказать, что он издавна был другом человека.
Закрепить знания о причинах возникновения пожаров.
Учить повествовательному рассказыванию, а также описательному по картинке.
Развивать речевую активность.
Учить осторожному обращению с огнем и электроприборами, с огнем на природе.
Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного.
Учить обучающихся ценить мужество, героизм людей этой профессии.
Воспитывать умение слушать товарища, дополнять их ответы.
Ход занятия
Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. А вот огонь человеку друг или враг? (Ответы детей).
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в котором мы поближе познакомимся с огнем, узнаем друг он нам или враг.
Первая Станция отправления.
Наши предки знали немало хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, поселяли огонь в своих пещерах. И он помогал людям выжить, спасал от холода, его использовали в охоте на животных, в борьбе со страшными хищниками, а также для приготовления пищи. Древние люди считали огонь божеством и поклонялись ему.
Проходили века, люди все больше узнавали о свойствах огня. Огонь в человеческом представлении перестал быть божеством, но другом и помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас и помогает приготовить пищу. В огромных печах на хлебозаводе огонь печет для нас хлеб. Кирпичи для постройки зданий тоже обжигают огнем.
Огонь приводит в движение автомобили и самолеты, вед в моторах, реактивных двигателях, сгорает топливо. А горение - это и есть жизнь огня. Топливо сгорает в топках электростанций, за счет этого они производят электрический ток. Получается, что ток питает утюги, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и другие бытовые приборы. Между прочим, солнце - это тоже огонь, в его огромном раскаленном шаре сгорают газы.
Вторая станция «Историческая».
В старину огонь был судьей в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится… (меж двух огней).
Огонь стал для нас символом всего доброго и прекрасного. Про никчемного, мелкого человека, думающего только о себе, говорят, что он…. (не светит и не греет).
Про добросовестного, хорошего работника говорят, что трудится… (с огоньком).
Ведущий. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку. Сейчас мы вспомним древнегреческий миф о Прометее, принесшем людям огонь.
Последний из титанов ослушался воли великого Зевса и совершил страшный грех: он похитил искру огня и в тлеющей тропинке принес её людям.
Зевс произнёс: «Схватите Прометея, отправьте на край земли, наденьте на непокорного тяжёлые цепи. Накрепко приковать к скале!»
Он страдал… Но пощады не попросил ни разу, не смирился перед Зевсом и даже наедине с собой не пожалел о своей доброте к людям. Об одном просил судьбу: чтобы его муки не были напрасными, чтобы человек был свободен и счастлив с божественным огнём!
Третья станция «Загадочная».
Загадки:
1.Красная девушка по небу ходит. (Солнце)
2.В избе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ-
А тушить не идёт. (Печка)
3.На улице столбом,
В избе скатертью. (Дым)
4.Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь-
Искусает всю ладонь. (Огонь)
5.Это тёмно-тёмный дом.
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спичка)
6.Сидит на крыше
Всех выше
И дымом дышит. (Труба)
7.Схоронилось солнышко
В маковое зернышко.
Пробежит по земле-
Вспыхнет весело во мгле. (Искра)
Четвертая станция «Театральная».
«Огонь - учитель и друг» (урок в первобытной школе)
Старейшина. Дети, будьте готовы к тому, что жизнь человека сурова, полна лишений и постоянных опасностей. Наше спасение в учении у природы: у растений, у воды, у животных, у земли, у огня.
Расскажите, чему вы научились у огня.
Девочка. Моя мама не любит сваливать в кучу орехи или зерно, потому что их могут разбросать или растоптать. Она взяла несколько молодых гибких ветвей деревьев и переплела друг с другом так же, как пряди моих волос заплетает каждое утро. В этом сосуде было удобно сохранять запасы, но в него нельзя было наливать воду. Как-то раз я лепила игрушки из тяжёлой вязкой земли, взрослые её называют глиной. Мама обмазала глиной свой плетёный сосуд и поставила поближе к огню, чтобы он просох. Огонь сжёг прутья, но мама не расстроилась, потому что сосуд из глины стал ещё лучше. Он крепкий и легкий, и мама хранит в нём всё, что нужно.
1-й мальчик. А я хочу рассказать о том, чему научился у огня мой старший брат. Все знают, что он лучший охотник, быстрый и сильный, но иногда добыча ускользала и от него. Однажды он развёл большой костёр и уснул возле него. А когда проснулся, увидел, как в огне какой-то камень раскалился, будто уголь, и вдруг потёк. Из него вытек огненный ручеек, потом застыл и превратился в тяжелую тёмную полосу. Брат попробовал сломать её, но она не поддавалась. А вот под каменным молотком полоса плющилась и меняла форму. Брат стал плавить в огне камни, которые ему встречались. «Растаявшими» камнями он заполнял углубления в земле в форме топоров и наконечников для стрел. Оружие получилось прочнее каменного.
2-й мальчик. Мой брат не хуже твоего. Он лучший рыболов. Он ловил рыбу с плота, когда увидел дерево с выжженной молнией серединой. У дерева осталась от ствола только полая колода с загнутыми краями. Она держалась на воде и не тонула. Брат сел в неё и стал разгребать воду руками. Колода поплыла туда, куда было нужно. Улов в этот день был особенно хорош.
Старейшина. Вот видите, дети, как много может сделать наблюдательный человек. Скоро мы выйдем из лесов и пещер, и наша жизнь станет лучше и легче.
Ведущий (обращаясь к зрителям). Скажите, ребята, о каких изобретениях человечества шла речь в этой сценке? (Гончарное ремесло, обработка металла, изготовление лодок - кораблестроение).
Пятая станция «Художественная».
Выполнить рисунок на тему «Положительная роль огня в жизни людей». (Обсуждение работ).
Шестая станция. Рефлексия.
Викторина.
1.Как называется пища огня? (топливо)
2.Какой вид топлива самый распространенный и древний? (Дрова)
3.Огонь - наш друг или враг?
4.Почему в древности люди поклонялись огню как божеству?
5.Как использовали огонь наши предки?
6.Как сегодня работает огонь, и как он помогает людям?
Дети рассказывают о добрых делах огня, сопровождая показом иллюстраций.