kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассные занятия с использованием ИКТ как средство развития познавательного интереса младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат на тему "Внеклассные занятия с использованием ИКТ как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассные занятия с использованием ИКТ как средство развития познавательного интереса младших школьников»


Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»













Реферат


Внеклассные занятия с использованием информационно- коммуникативных технологий как средство развития познавательного интереса младших школьников



44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании











Исполнитель:

Пелевин Д.Д.,

студентка 4кп группы

Руководитель:

Устьянцева И.Ю.,

преподаватель









Камышлов, 2020

Оглавление


Введение 3

§ 1 Познавательный интерес: понятие, сущность и анализ подходов 8

§ 2 Особенности развития познавательного интереса младших школьников 14

§ 3 Специфика и уникальность информационно-коммуникативных технологий 18

§ 4 Возможности использования внеклассных занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий для развития познавательного интереса 21

§ 5 Анализ имеющегося положительного педагогического опыта использования внеклассных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий для развития познавательного интереса младших школьников 31

Заключение 34

Список литературы 35

Приложения




















Введение





Проблема развития познавательного интереса возникает в образовательном процессе постоянно. Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути ее решения. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как развить познавательную интерес у нынешних детей, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как именно в процессе начального обучения закладываются основы навыков обучения, которые в дальнейшем становятся основным условием непрерывного образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса [12].

Таким образом, развитие познавательного интереса школьников – одна из важнейших проблем современной психологии. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Однако можно отметить, что возникают трудности с недостаточно высокими результатами реализации различных способов, направленных на формирование и развитие познавательной активности.

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Проблема развития познавательного интереса в учебной деятельности очень многоплановая. Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, З.Ф.Чехлова рассматривали процесс формирования и активизации учебно-познавательной деятельности. Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, А.П.Архиповым показаны пути и средства развития познавательного интереса учащихся. В.И.Аксюченко, Д.П. Барам рассматривали проблему формирования общих учебных умений. Д.Б.Богоявленская, М.Р.Гинзбург, В.Н.Пушкин, Э.А. Голубева, Н.С.Лейтес, И.А.Петухова, Б.Р.Кадыров изучали влияние различных видов активности на продуктивность учебной деятельности. М.И.Махмутов, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.Д. Кириллова рассматривали активизацию учебной деятельности учащихся в рамках, проблемного и развивающего обучения. [4, 103]

В.А. Крутецкий, Е.И. Щербакова рассматривают процесс развития познавательного интереса в связи с формированием у них математических способностей; А.П. Усова, У.В. Ульенкова связывали развитие активности детей с их способностью к обучению; М.И. Лисина, СЮ. Мещерякова, Т.Д. Сарториус, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина установили взаимосвязь и влияние общения с взрослым и сверстниками на развитие познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста [15]

Можно отметить достаточную теоретическую проработанность данной темы в педагогической науке. Однако, на сегодняшний день, можно увидеть противоречие в практической составляющей. Это связано с тем, что современная система образования позволяет использовать различные способы обучения. Вся чаще становится трудным заинтересовать обучающихся, отобрать действенные формы и средства, которые бы способствовали развитию познавательного интереса детей [2].

Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания.

В 2018 году поднимались вопросы о создании принципиально нового образовательного портала. Идея была поддержана Президентом РФ. Отсюда высокие темпы создания ресурса. Уже прошла апробация открытого информационно-образовательного портала «Российская электронная школа». Участники апробации протестировали портал на примере основной образовательной программы по обязательным учебным предметам 5 класса.

В основу проекта «Российская электронная школа» (РЭШ) легли интерактивные уроки по всем школьным предметам [13].

Главной концепцией портала стали видео-уроки лучших педагогов из всех регионов России, победителей конкурсов «Учитель года», обладателей правительственных наград.

РЭШ создана для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий в школе по какой-либо причине восполнить пробелы в знаниях. Проект поможет освоить школьную программу и тем, кто учится за рубежом [19].

К числу таких современных средств можно отнести использование информационно- коммуникативных технологий во внеклассной работе, которые позволяют осуществлять путешествия в различные места посредством компьютерной техники и сети Интернет.

Таким образом, формирование познавательного интереса школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. [1, 23]

На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта были определены следующие противоречия:

- между личностными результатами ФГОС НОО в части развития познавательной активности и недостаточно высоким уровнем ее сформированности у младших школьников;

- между потребностью практики начального образования в новых формах, методах, средствах, приемах развития познавательной активности и недостаточной их разработанностью, и представленностью в методической литературе;

- между необходимостью развития познавательной активности и недостаточным количеством методических разработок, содержащих описание особенностей применения виртуальных экскурсий [19].

На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема: как можно использовать средства ИКТ на внеклассных занятиях, чтобы их применение способствовало развитию познавательной активности младших школьников?

Выделенная проблема подтверждает актуальность и значимость темы нашего исследования «Внеклассные занятия с использованием информационно- коммуникативных технологий как средство развития познавательного интереса младших школьников».

Объектом исследования выступает процесс развития познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях.

Предмет исследования: информационно-коммуникативные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников.

Цель исследования: раскрыть сущность и особенности внеклассных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий, как средство развития познавательного интереса младших школьников.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

  1. рассмотреть психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса младших школьников;

  2. обосновать возможности внеклассных занятий с использованием ИКТ для формирования познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях;

  3. проанализировать имеющийся педагогический опыт проведения внеклассных занятий с использованием ИКТ для развития познавательного интереса младших школьников;

Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических методов исследования. К ним можно отнести: теоретический анализ научной и методической литературы, анализ педагогического опыта, абстрагирование, обобщение. Данные методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формирование закономерностей изучаемой темы.

Практическая значимость: результаты исследования раскрывают возможности исследования внеклассных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников.























§1 Познавательный интерес: понятие, сущность и анализ подходов



Проблема развития познавательного интереса возникла давно и до сегодняшних дней является одной из самых актуальных. Уровень познавательного интереса школьника определяет эффективность решения различный образовательных и воспитательных задач.

Познавательный интерес – это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.

Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский, определяет познавательный интерес следующим образом: «это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности» [24].

Г.И. Щукина, занимавшаяся исследованием познавательной активности в педагогике, определяет ее как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. [34, 56]

В педагогическом словаре под познавательным интересом понимается деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой познавательного интереса является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую интерес и направленность.

Рассматривая особенности развития познавательного интереса младших школьников, следует особое внимание уделить уровням ее сформированности. Так Г.И. Щукина выделила следующие уровни сформированности познавательного интереса [36]:

  • репродуктивно-подражательный, в которой собственного интереса ученика в учебной деятельности недостаточно;

  • поисково-исполнительный, при котором ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи

  • творческий, когда учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником

В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности [33].

Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательного интереса, но определяет их не по методам обучения, а по образцу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая интерес [16]. Находясь на первом уровне познавательней активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. При демонстрации интерпретирующего уровня обучающимся, уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень характерен для обучающихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.

И в той, и в другой классификации речь идет об обучающемся, который постоянно демонстрирует интерес (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс дознания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (в социологии - это одностороннее принятие), и того, чья интерес время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации.

Проанализировав, различные подходы к определению уровней сформированности познавательного интереса можно определить различную педагогическую тактику и стратегию в обучении.

Первый тип. Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, а включается в деятельность только под давлением педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе [14].

Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых» (прежде всего самим педагогом). Основным приемом, помогающим наладить такие отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.) [31]. При работе с этой группой учителю следует не ждать немедленного включения в работу, так как их интерес может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Стратегическое направление в работе с данными учащимися — перевод их в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию.

Второй тип реализуется преимущественно в объектной позиции ученика. Характерные показатели — проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе [8]. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес.

Стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока.

Третий тип - учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на них опирается учитель при изучении новой (непростой) темы, и они же выручают учителя в трудных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.п.). Главный плюс этих учащихся — стабильность и постоянство. Однако и у них есть свои проблемы. За усидчивость и прилежание их нередко называют «зубрилками». Основными приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках [9].

Творческий тип познавательной активности характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность.

Деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается, прежде всего, в развитии у школьников самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки. Но, работая с детьми творческого типа, педагог должен помнить о равноправии: каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение. Не нужно делить детей на талантливых и «остальных», даже если творческие проявления в чем-то не устраивают нас, педагогов [14].

Развитие познавательного интереса в целом способно только в том случае, если на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному - все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям - в этом задача учителя, формирующего и развивающего познавательную интерес. В этом случае действенным будет отбор новых, интересных и действенных средств обучения, к числу которых можно отнести внеклассные занятия с использованием ИКТ.

Таким образом, развитие познавательного интереса необходимо осуществлять в соответствии с уровнем сформированности познавательного интереса конкретного обучающегося.













































§ 2 Особенности развития познавательного интереса младших школьников



Возрастные психологические особенности учеников начальной школы, их естественное любопытство, чувствительность, особое отношение к овладению новым, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для формирования познавательного интереса

Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную роль в судьбе каждого человека. Основная и трудная работа, возлагающаяся на школу, заключается в том, чтобы подготовить школьников к независимости в постоянно изменяющемся обществе и дать им необходимые знания об обществе и правильном отношении к жизни. Появление нового человека, чувствующего «комфортно» с изменениями, а также готовность к непредвиденным ситуациям и возможность их преодоления – задача современного обучения и воспитания [7].

Формирование познавательного интереса – это усовершенствование приемов и методов, которые обеспечивают активную, самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учеников на всех ступенях образовательного процесса. Действенность какого-либо метода определяется успешностью приобретения учащимися знаний, умений и навыков, а также формированием их познавательных способностей. Для формирования познавательного интереса учащихся целесообразно использовать разнообразные способы организации процесса обучения и воспитания.

Прежде всего, это нестандартные формы организации урока. Основными переживаниями младшего школьника на уроках должны быть любопытство и интерес.

Познавательный интерес определяют, как необходимое и ключевое средство в обучении учащихся начальной школы. Без развития познавательного интереса у учащихся достижение цели обучения не только трудно в достижении, но и практически невозможно.

В своем развитии познавательный интерес проходит последовательные стадии, которые можно определить, как любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. В младшем школьном возрасте на смену преобладающих вопросов «Что это?» и «Почему» приходят: «Для чего?» и «Как?». Характерной особенностью обозначенного возрастного периода выступают познавательные интересы, которые выражаются во внимательном наблюдении за определенным процессом, рассматривании того или иного объекта или явления, в стремлении узнать у взрослых их причины и особенности, в самостоятельном поиске интересующей информации.

Активное развитие интернет-технологий, медиа, игровой индустрии в значительной степени влияют на уровень развития познавательного интереса у младших школьников. Проблема развития и формирования познавательного интереса учащихся является одной из актуальных проблем современной педагогики [11].

Познавательный интерес, теоретический интерес, познавательная активность являются достаточно сложными понятиями. В науке на сегодняшний день существует несколько подходов к их определению, что позволяет рассмотреть данные процессы с различных точек зрения. Интерес, как и познавательный интерес – не являются отдельными психическими процессами (в отличие от памяти, внимания или мышления), а сочетают в себе интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы.

Большой вклад в развитие исследуемой тематики внесли отечественные учёные (В.Б. Бондаревский, Ш.И. Ганелин, Э.А. Красновский, Г.И. Щукина и др.), которые обосновали влияние познавательного интереса на развитие самой личности, на познавательную активность и на результаты учебной деятельности, а также рассмотрели познавательный интерес как устойчивую черту личности школьника [5].

Мною были рассмотрены уровни познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Так, элементарным уровнем считают непосредственный интерес к занимательным явлениям, к новым фактам получаемой ребёнком в ходе обучения информации. Такой интерес ярко выражен и характеризуется открытостью. Дети часто задают неожиданные вопросы, у них просыпается любопытство.

Средний уровень познавательного интереса у младших школьников определяет интерес к познанию явлений, которые составляют более глубокую внутреннюю суть и нередко невидимую. Такой уровень требует догадки, поиска, активного оперирования приобретёнными способами действий, умениями и навыками, определенного запаса знаний [18].

Высокий уровень познавательного интереса представляет интерес учащихся младшего школьного возраста к установлению общих принципов, действующих в различных условиях явлений, к выявлению тех или иных закономерностей, к установлению причинно-следственных связей. Обозначенный уровень непосредственно взаимосвязан с элементами исследовательской творческой деятельности, сопровождается одновременным совершенствованием усвоенных способов действия и приобретенных [19].

Таким образом, познавательный интерес в процессе развития детей младшего школьного возраста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекающего ребенка обучения, как весомый мотив к интеллектуальному и длительному по времени протекания познавательной деятельности, как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.

Развитие познавательного интереса происходит поэтапно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Развитие познавательного интереса может происходить по двум направлениям: через содержание учебных предметов и через определённую организацию самой познавательной деятельности.

Среди наиболее распространённых методов и приёмов развития познавательного интереса выделяют следующие: создание ситуаций успеха, проектный метод, использование ИКТ, игровой метод, метод создания эмоционально-нравственной ситуации и др. Обобщая методы, изучаемые различными учёными-практиками, стоит отметить, что для развития познавательного интереса необходимо организовать следующие условия: самостоятельное выполнение задачи ребёнком, организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату; поощрение учителем промежуточных действий и создание ситуаций успеха [30].

Педагогическая наука и образовательная практика доказали, что они являются важным фактором продуктивного изучения окружающего мира, лучшего восприятия естественнонаучного материала и создают предпосылки для повышения мотивации к его изучению.



















§3 Специфика и уникальность информационно-коммуникативных технологий


Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.

Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании [4].

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер [17].

Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным.

Информационные технологии не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [25].

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Учащимся интересно работать с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, тестами.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудиосопровождения – все это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на флэш-карте [19].

Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1- 4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Таким образом, с применением ИКТ учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим [28]. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, изобразительного искусства.

Современные информационные технологии использую и в работе с одаренными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, праздников, родительских собраний.

Использование средств ИКТ позволяет сделать внеклассные занятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное - позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, и их родителей [18].











§4 Возможности использования внеклассных занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий для развития познавательного интереса


Познавательный интерес учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный [1]. Экстенсивный путь реализуется, прежде всего, через увеличение количества учебных дисциплин или, другими словами, увеличение объема знаний, сообщаемых ученикам. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции учащегося, и это предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение и т.д.).

Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить, как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания [9].

Внеклассное занятие — это организованный педагогом вид деятельности школьников во внеучебное время.

Внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей, творческого личностного потенциала ребенка, его умений и навыков, которые не всегда можно рассмотреть на уроке. Проведение внеклассной работы в первую очередь направлено на удовлетворение интересов самих школьников, развитие способностей в различных сферах общения и деятельности, раскрытие творческого потенциала. Доминирующая роль в проведении внеклассных мероприятий принадлежит классному руководителю, который и является организатором воспитательной деятельности. Классный руководитель, действуя сообща с другими педагогическими работниками, организовывает слаженную деятельность коллектива, направленную на достижение определенной воспитательной цели.

Особенностью внеклассных занятий является добровольное участие в ней учеников, которые сами выбирают профиль занятий, согласно своим интересам. Содержание воспитательного воздействия должно отвечать потребностям общества, отражать научные, культурные и спортивные достижения. Также педагог должен учитывать интересы воспитанников [3].

В педагогической практике существуют такие формы внеклассных занятий, как классные тематические часы, обсуждения книг и фильмов, экскурсии, этические беседы, читательские конференции, тематические диспуты, школьные вечера и утренники, соревнования (турниры, выставки, конкурсы и др.)

Внеклассные занятия направлены на углубление и закрепление знаний учащихся с последующим применением их на практике. Они расширяют кругозор и формирует мировоззрение школьников. Не менее важным в воспитательной работе является развитие навыков самообразования, организация культурного досуга и отдыха, развитие творческих способностей школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности [19, 20].

Наиболее оптимальным решением поставленных перед педагогами задач является организация и проведение внеклассных занятий, включающих в себя все необходимые аспекты личностного саморазвития ребенка.

Внеклассные занятия есть составная часть воспитательной системы школы и потому всегда согласована с жизнедеятельностью всей школы. В нее входит: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся на благо школы, семьи, отдельных учащихся, района, города и страны в целом; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Внеклассная работа строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жестко не планируется [10].

Мы остановились на следующих формах, которые, по нашему мнению, интересны и доступны для учащихся начальных классов. Они отвечают современным требованиям:

  • литературный вечер;

  • квест;

  • творческая лаборатория;

  • экскурсия;

  • заочное путешествие.

Литературный вечер – это одна из действенных форм воспитания эстетических вкусов учащихся, расширения их культурного кругозора, воспитание чувства прекрасного, развития творческих способностей и дарований, интереса к литературе [28].

Литературный вечер направлен на:

  • углубление и распространение полученных на уроках литературы знаний и закрепление навыков;

  • влияет на мысли и чувства школьников, побуждает задуматься над собственным поведением, отношением к миру и людям;

  • развивает творческие возможности детей и их организаторские способности

Квест – это игровая форма организации занятия. Основа квеста – достижение поставленной цели через преодоление череды заданий или ребусов постепенно, шаг за шагом. Для прохождения квеста школьникам понадобятся внимательность, умение работать в команде, логика и сообразительность. Квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Обучающиеся в процессе проведения занятия в форме квеста постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации. С точки зрения информационной деятельности участнику квеста требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Творческая лаборатория. Главная цель лаборатории – показать различные способы исследования, анализа произведения. Обучение учащихся организовывается на деятельностном подходе, коллективном способе обучения. Занятия строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости каждого ученика. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Педагог развивает мотив достижения, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее. Творческая лаборатория значительно расширяет возможности общения школьников с миром искусства, повышает их общий культурный уровень, вырабатывает художественный вкус, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы.

Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности. Экскурсия – это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно- патриотическому, эстетическому воспитанию. Мы принимаем позицию В.А. Сластенина, что экскурсия это: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.» [27, 12].

Нам показалось интересным мнение Н. В. Пакулова о том, что «Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях».

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Заочные путешествия проводятся с целью более глубокого ознакомления учащихся с темой занятия. Основная задача «путешествия» - расширить кругозор воспитанников, обогатить багаж их знаний, стимулировать познавательный интерес. Обучающиеся, участники путешествия, выполняют определённые задания, связанные с преодолением определённых «высот», посещением «станций» и других мест, демонстрируют свои знания по изучаемой теме. Особенностью данных занятий является широкое использование наглядности, технических средств обучения, раздаточного дидактического материала, использование карты маршрута, межпредметных связей.

Итак, по моему мнению, я обозначил эффективные формы для формирования нравственных ценностей у обучающихся.

Е.Н. Степанов считает, что в структуре внеклассного занятия можно выделить четыре основных компонента: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-аналитический [32].

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни [34].

Содержательный – содержание внеклассного занятия является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для развития нравственных ценностей у учащегося [35].

Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами внеклассных занятий. Активное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие нравственных ценностей.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности внеклассного занятия выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на формирование нравственных ценностей [35].

Таким образом, объединяя и дополняя всю вышеперечисленную информацию, можно сделать вывод, что внеклассные занятия являются эффективной формой организации обучения, проводится с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробела в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету, а также для повышения положительной мотивации к учебе.

Основными приемами, стимулирующими познавательный интерес учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на внеклассных занятиях. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило — никакой критики), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).

Для более творческих обучающихся деятельность педагога должна быть направлена на развитие у школьников самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации.

С целью развития у детей познавательного интереса учителю, по мнению Красновского Э.А., необходимо следующее [3]:

- создавать на внеклассном занятии атмосферу доброжелательности;

- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

- концентрировать внимание на главном в учебном материале;

- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

- избегать перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

- дифференцировать объем домашних заданий;

- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»

В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение учебных учреждений компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека [14].

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века [3, 54].

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами [16].

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Особенно интересными с помощью средств ИКТ можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины - всё становится интересным, если использовать информационно – коммуникативные технологии.

Наряду с презентацией на уроках литературного чтения можно смотреть видеофильмы по теме, сопровождать урок музыкой. Например, при чтении рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», предложить ученикам прослушать произведения Э.Грига. Это всегда вызывает живой эмоциональный отклик, повышает интерес к прочитанному тексту [20].

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала [23].




























§5 Анализ имеющегося положительного педагогического опыта использования внеклассных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий для развития познавательного интереса младших школьников



В педагогической практике учителей начальных классов имеется опыт проведения внеклассных занятий с использованием ИКТ, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности. Опишем данный опыт.

Учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга Незамаева Е.А. [4] применяет виртуальные экскурсии в рамках внеклассного занятия.

Педагог отмечает, что приоритетным направлением работы является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению школьников с родным городом. Поэтому целью своей деятельности в данном направлении Незамаева Е.А. определяет воспитание гражданина, любящего и знающего свой город.

Темы и задачи по ознакомлению детей с историей и культурой родного города должны быть довольно широкими, подача материала максимально доступна и процесс ознакомления должен быть разнообразен и регулярен. Детям дается представление о родном городе, побуждаю в них любовь к городу, в котором они живут, помогаю осознать значение своего родного города.

Главной формой работы по ознакомлению с родным городом являются познавательные занятия. Важно, чтобы занятия способствовали активизации мыслительной деятельности детей. С этой целью педагог использует приемы сравнения, вопросы поискового характера, побуждает детей искать способы решения проблемных ситуаций, а также применяет индивидуальные задания. Важным приемом подачи информации исторического характера являются познавательные рассказы, сопровождаемые различной наглядностью (иллю-страции, схемы, фотографии, слайды), дидактические игры.

Большую роль учитель отводит занятиям-экскурсиям по ознакомлению с родным городом. Педагогическая практика подтверждает, что экскурсион-ная форма работы с детьми обладает большой учебно-воспитательной эф-фективностью. Без экскурсий обучение неизбежно приобретет словесно-книжный характер. Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. С помощью экскурсий раскрываются принципы историзма, гуманизации, дифференциации, интегративности, наглядности, развивающего обучения.

Использование компьютерных технологий является очень эффективным, поскольку дети, в силу своего возраста не всегда имеют возможность посещать экскурсии, выставки, музеи, путешествовать по городу. Целью создания таких разработок стало обобщение знаний и дальнейшее стимулирование интереса детей к совместной познавательной деятельности в области краеведения, в процессе реализации нравственно-патриотического воспитания.

При планировании системы экскурсий педагогом учитываются следующие положения [2]:

- экскурсия должна дать первоначальное, яркое, целостное восприятие предметов и явлений, побуждать к развитию у детей любознательности, по-знавательных интересов

- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении необходимо провести повторные экскурсии; они раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, которые он наблюдал на предыдущей экскурсии;

- на каждой экскурсии решаются образовательные и воспитательные задачи в единстве, поэтому педагог планирует объем знаний и умений, продумываю, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

В процессе экскурсии Незамаева Е.А. поддерживает мыслительную активностью детей. С этой целью использует приемы, стимулирующее познавательный поиск: детям предлагается задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным, вспомнить соответствующие стихотворения, половицу, загадку, народную примету. В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели, что понравилось, что было особенно интересно.

Экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, си-схематизацию знаний: обращаются к художественным произведениям (книга, репродукция, предметы декоративно-прикладного искусства, песни, музыка) с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предполагаемого с тем, что непосредственно воспринимали; оформляют альбомы на различные темы (например, «Детям о Крон-штадте», «Мы в городе славном живем», «Мосты Кронштадта» и др.); проводят обобщающие беседы; создают макеты для мини-музея и др.

Информационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение в условиях быстро меняющегося мира. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Использование интерактивных технологий в дошкольном учреждении является эффективным средством развития познавательных интересов дошкольников. Создание единого информационного пространства является основной целью внедрения интерактивных технологий в дошкольном учреждении.

Таким образом, в современной педагогической практике имеется положительный опыт проведения внеклассных занятий с использованием ИКТ, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников в образовательном процессе начальной школы.

Следовательно, изучив передовой педагогический опыт, мы можем сделать вывод о том, что учителя в своей работе часто используют информационно-коммуникационные технологии для развития познавательного интереса. Педагогическую технологию обучение в информационной среде для формирования познавательного интереса могут использовать учителя применительно к учащимся любого возраста. Педагоги в своем опыте использовали различные методы и формы организации учебной деятельности (урочной и внеурочной). Опыт этих учителей будет использован нами в практической деятельности при решении задач исследования.



































Заключение





Проблема использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности актуальна сегодня, в век новых современных информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога младший школьник учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей [14].

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на внеклассных занятиях позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности.

Таким образом, использование ИКТ на внеклассных занятиях значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в предлагаемом материале [36].

Список литературы

  1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006

  2. Валиева З.И. Активизация познавательной активно-стиhttp://megaobuchalka.ru/3/30962.html (дата обращения 23.12.2018).

  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

  5. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Картины мира и методы их исследования// Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2007. №3.

  6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

  7. Зотова И.В. Метод наблюдений психолого-педагогических процессов // Школа и производство. 2007. № 2.

  8. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. М.: Просвещение,2009.

  9. Козлёнкова Е.П. Организация познавательной активности младших школьников в урочной и внеурочной деятельно-сти:https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshik.html (дата обращения 12.12.2018).

  10. Колосова Д.О. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-razvitie-poznavatelnih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-1559270.html: (дата обращения 17.12.2018).

  11. Коротаева Е. В. Уровни познавательной активности. Народное образование, 1995.

  12. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999.

  13. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М. Лизинский. // КТД 2004 - №2. С. 37-41.

  14. Лисова И.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обученияhttps://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh (дата обращения 16.02.2019).

  15. Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций. М.: Владос, 2010. – 647 с.

  16. Лихачев Д. С. Русская культура / под ред. Л.Р. Мариупольская. М.: Искусство, 2000. – 440 с.

  17. Миронов П.Г. Виды заданий по математике для начальной школы http://helpiks.org/8-91793.html (дата обращения 16.02.2019).

  18. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество С. В. Мухина. М.: Академия, 2007.

  19. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.

  20. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №295 (ред. от 26.01.2018) // Консультант Плюс. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182 (Дата обращения 07.03.2019).

  21. Овчарова Р. А. Практическая психология образования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.

  22. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы через проектную деятельность на примере УМК «Песпектва». https://infourok.ru/statya_razvitie_tvorcheskih_i_poznavatelnyh_vozmozhnostey_uchaschihsya_nachalnoy_shkoly_cherez-480628.ht (дата обращения 19.02.2019)

  23. Роберт И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования //Информатика и образование.1991.№4.

  24. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002. - 272 с.

  25. Рязанова Е.А. Развитие познавательной активности детей на уроках и внеурочной деятельности.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/10/29/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-na-urokah-i-vneurochno (дата обращения 29.11.2018).

  26. Рязанова Е.А. УМК, или Учебно-методические комплексы для начальной школы https://materinstvo.ru/art/uchebno-metodicheskie-kompleksy-dlya-nachalnoy-shkolyMaterinstvo.ru (дата обращения 14.01.2019).

  27. Сластенин В.А. Педагогика Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2002.

  28. Смирнов С. Д. От стиля деятельности к стилю общения // Национальный психологический журнал. 2010. №1.

  29. Смирнов С. Д. От стиля деятельности к стилю общения // Национальный психологический журнал. 2010. №1.

  30. Сорокин П. И. Занимательные задачи по математике в начальных классах. М.:1985.

  31. Статья «Развитие творческих и познавательных возможностей».

  32. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Изд-во МГУ, 1975.

  33. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: автореф. дис. канд. пед. наук. О., 1997.

  34. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб.пособие. М.: Просвещение, 1979.

  35. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика. 2008.

  36. Яговитина О.В. Пакет диагностических методик по изучению уровня развития познавательной активности младшего школьника http://lektsii.net/1-170705.html: (дата обращения 07.02.2019).







































Приложение 1

Диагностика познавательной активности на основе

опросника Ч. Д. Спилбергера

Фамилия, имя _________________________ Школа ________ Возраст _________

Класс _______  Дата проведения _______________

 

 

Почти
никогда

Иногда

Часто

Почти
всегда

1.

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути

1

2

3

4

3.

Я разъярен

1

2

3

4

4.

Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

1

2

3

4

5.

Я напряжен

1

2

3

4

6.

Я испытываю любопытство

1

2

3

4

7.

Мне хочется стукнуть кулаком по столу

1

2

3

4

8.

Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки

1

2

3

4

9.

Я раскован

1

2

3

4

10.

Мне интересно

1

2

3

4

11.

Я рассержен

1

2

3

4

12.

Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе

1

2

3

4

13.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

14.

Мне кажется, что урок никогда не кончится

1

2

3

4

15.

Мне хочется на кого-нибудь накричать

1

2

3

4

16.

Я стараюсь все делать правильно

1

2

3

4

17.

Я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

18.

Я чувствую себя исследователем

1

2

3

4

19.

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

20.

Я чувствую, что не справлюсь с заданиями

1

2

3

4

21.

Я взвинчен

1

2

3

4

22.

Я энергичен

1

2

3

4

23.

Я взбешен

1

2

3

4

24.

Я горжусь своими школьными успехами

1

2

3

4

25.

Я чувствую себя совершенно свободно

1

2

3

4

26.

Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

1

2

3

4

27.

Я раздражен

1

2

3

4

28.

Я решаю самые трудные задачи

1

2

3

4

29.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

30.

Мне скучно

1

2

3

4

31.

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

32.

Я стараюсь не получить двойку

1

2

3

4

33.

Я уравновешен

1

2

3

4

34.

Мне нравится думать, решать

1

2

3

4

35.

Я чувствую себя обманутым

1

2

3

4

36.

Я стремлюсь показать свои способности и ум

1

2

3

4

37.

Я боюсь

1

2

3

4

38.

Я чувствую уныние и тоску

1

2

3

4

39.

Меня многое приводит в ярость

1

2

3

4

40.

Я хочу быть среди лучших

1

2

3

4


Ключ

Шкала

Пункты, номер

Познавательный
интерес

2 6 10 14 18 22 26 30 34 38

Мотивация
достижения

4 8 12 16 20 24 28 32 36 40

Тревожность

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37

Гнев

3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Н екоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 1 2 3 4

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются:

по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;

по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;

по шкале гнева подобных пунктов нет;

по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (–Т) + (–Г), где

ПА — балл по шкале познавательной активности;

М Д — балл по шкале мотивации достижения;

Т — балл по шкале тревожности;

Г — балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень — резко отрицательное отношение к учению

Распределение баллов по уровням представлены в таблице ниже

Уровень

Суммарный балл

I

45 — 60

II

29 — 44

III

13 — 28

IV

(–2) — (+12)

V

(–3) — (–60)

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.

В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя


Нормативные показатели

Шкала

Уровень

Половозрастные группы, интервал значений

10–11 лет

12–14 лет

15–16 лет

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Юн.

Познавательный
интерес

  

  

Высокий

31–40

28–40

28–40

27–40

29–40

31–40

Средний

21–26

22–27

21–27

19–26

18–28

21–29

Низкий

10–25

10–21

10–20

10–18

10–17

10–20

Тревожность

  

  

Высокий

27–40

24–40

25–40

26–40

25–40

23–40

Средний

20–26

17–23

19–24

19–25

17–24

16–22

Низкий

10–19

10–16

10–18

10–18

10–16

10–15

Гнев

  

  

Высокий

21–40

20–40

19–40

23–40

21–40

18–40

Средний

14–20

13–19

14–19

15–22

14–20

12–18

Низкий

10–13

10–12

10–13

10–14

10–13

10–11


Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл. 4.

Интерпретация данных

Шкала

Интерпретация

Познавательный
интерес

Тревожность

Гнев

Высокий

Низкий,
средний

Низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

Средний

Низкий,
средний

Низкий

Позитивное отношение к учению

Низкий

Низкий,
средний

Низкий, средний

Переживание
“школьной скуки”

Средний

Низкий,
средний

Низкий, средний

Диффузное эмоциональное отношение

Средний

Н изкий,
средний

Высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

Низкий

Низкий,
средний

Высокий

Негативное эмоциональное отношение

Низкий

Низкий

Высокий

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Высокий

Высокий

Высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Высокий

Высокий

Средний

Повышенная эмоциональность
на уроке

Средний,
низкий

Высокий

Средний, низкий

Школьная тревожность

Высокий

Средний,
низкий

Высокий

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Высокий,
средний

Высокий

Низкий, средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения1


Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.





Приложение 2


Карта экспертной оценки

Ф.И.О. эксперта: ________________________________________

ОУ ___________________________________________________

Должность _________________Пед. стаж ___________________

Критерии оценки:

0 – признак не проявляется, 1 – признак проявляется частично, 2 – признак проявляется в полной мере.

Шкала перевода среднего балла в уровень: 1 – 1,6 – средний уровень; 0,5 – 0,9 – низкий уровень; 0 – 0,4 – недопустимый уровень.


Показатели экспертизы


Оценка

эксперта

1.Актуальность внеклассных занятий, направленных на развития познавательного интереса у младших школьников

1.1. Аргументированность выбора проблемы

1.2. Научность

1.3. Практическая значимость системы


2. Оформление системы внеклассных занятий, направленных на развития познавательного интереса у младших школьников

2.1. Структурированность (разделы)

2.2. Оформление в соответствии с требованиями

2.3 Педагогическая целесообразность (цели, задачи, соответствие форм, методов, средств)



3. Содержательность системы внеклассных занятий, направленных на развития познавательного интереса у младших школьников

3.1.Ориентированность на актуальные проблемы возраста детей

3.2. Направленность на развитие решения проблем развития познавательного интереса




4. Удобство в использовании системы


Общая оценка показателей экспертизы


Средняя оценка показателей экспертизы



Общие выводы, рекомендации:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Пелевин Даниил Дмитриевич

Дата: 05.04.2020

Номер свидетельства: 545447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "230336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442087453"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Материал на РМО учителя английского языка"
    ["seo_title"] => string(48) "matierial_na_rmo_uchitielia_anghliiskogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "391485"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1487011156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства