Влияние родительских позиций на развитие личности ребёнка
Влияние родительских позиций на развитие личности ребёнка
В семье ребенок приобретает первый опыт взаимодействия с окружением эмоциональные и социальные контакты. Чувствительная атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, проявляет существенное воздействие на формирование личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние родительских позиций на развитие личности ребёнка»
В семье ребенок приобретает первый опыт взаимодействия с окружением эмоциональные и социальные контакты. Чувствительная атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, проявляет существенное воздействие на формирование личности ребенка. В общении детей с родителями создается «зона ближайшего развития», где совместная деятельность со взрослым партнером даёт возможность ребенку осуществить свои потенциальные возможности.
При воспитании детей в семье особую значимость приобретает родительская позиция, включающая: особенности эмоционального отношения к ребенку, цели мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребёнком, социальный контроль и тип семейного воспитания (Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская). В современной литературе изложена широкая феноменология стилей и типов родительских позиций. Многие отечественные исследователи занимались разработкой критериев выделения типов воспитания (А.Я.Варга А.Е.Личко, Г.Т.Хоментаускас, и др.).
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина: «родительская позиция – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков».
К сожалению, не всегда бывает так, что дети живут с кровными родителями, которые занимаются их воспитанием, содержанием и развитием.
В настоящее время замещающая семья является единственной возможностью воспитываться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в полноценной семье.
Поэтому в настоящее время особо остро ощущается потребность в изучении родительских позиций, их согласование, и влияние на гармоничные развития личности ребёнка в семье и практическое применение этих знаний.
Как показывают научные исследования Л.С. Алексеевой, Д. Баумринда, Е.И. Холостовой, в сфере детско-родительских отношений, одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми общаются родители, является проблема взаимоотношений между родителем и ребёнком. Детерминирующая в последствии проблемы в воспитании, формировании характера, и развития психической сферы ребёнка.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что проблема влияния родительских позиций на развитие личности ребёнка достаточно подробно и широко представлена в научных исследованиях. Однако в психолого-педагогической литературе недостаточно разработанных комплексных подходов согласования родительских позиций как условия развития личности ребенка в семьях разного типа, что делает тему исследования «Влияние родительских позиций на развитие личности ребёнка» актуальной.