Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по окружающему миру "Знатоки природы"»
Сценарий мероприятия для младших школьников
- Ребята! Сегодня у нас третий день продолжается праздник!
- В понедельник мы провели необычное занятие под названием «Занимательная математика» и показали свои знания, участвуя в общешкольном конкурсе «Король счёта». Вчера мы были «Умницами и умниками» и определили «Королеву и короля письма».
- А сегодня мы должны показать свои знания по окружающему миру о природе и, конечно, узнать что-то новое.
- Вы любите предмет – урок «Окружающий мир»? Значит, вы любите природу. А это великое чувство! Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее. Тогда наш час должен пройти интересно!
Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным!
Сегодняшняя наша игра призвана научить вас быть такими.
Дети читают стихи:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Кромсая лёд, меняем рек теченье.
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где тёплый ветер так порою тих!
Где сотней радуг лёд зимой искрится,
Где по весне бушует ледоход,
Где летом пьёт доверчивая птица,
Где сосны зеленеют круглый год.
- Итак, продолжаем!
- На сцену поднимаются команды.
Сейчас узнаем, как будут называться команды!
1 конкурс «Загадки»:
1. Все растенье это знают
Иногда на нём гадают…
Может, любит, может, нет-
Скажет нам она в ответ…. /ромашка/
2. В поле есть такой цветок:
Ярко – синий лепесток.
На ветру качается,
Нежно называется ….. /василёк/
3. Ты в лесу его найдёшь.
Пожалеешь, не сорвёшь.
Очень нежный он на вид.
Тронь чуть – чуть и позвонит… /колокольчик/
* * *
На доске много картинок цветов. Капитаны выбирают картинку своего названия. Берут!
2 конкурс «Угадай цветок»:
1. Какой цветок носит имя звезды? /астра/
2. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что – то? /незабудка/
3. Какой цветок всегда следит за солнцем? /подсолнух/
4. Какой цветок символизирует болтливость? /колокольчик/
5. Какой синенький цветок римляне называли «царским»? /василёк/
6. Какой цветок считается самым благородным? /роза/
Учитель: Но как бы не были красивы цветы, лучше их не рвать.
1 ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Доставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
2 ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
3 конкурс «Лесные Айболиты»
- Какое растение богато витамином С? /шиповник/
- Какое растение лечит ссадины и раны? /подорожник/
- Какое лекарственное растение определяют даже слепые? /крапива/
Вопросы:
1. Для чего используют василёк? /Василёк в медицине используют для лечения болезней почек, кожи, глаз/
2. Сколько раз в году звенит колокольчик? /Колокольчики звенят 1 раз в году на праздник Ивана Купалы/
3. Как используют ромашку? /Чай из цветков ромашки восстанавливает силы/
4 конкурс: Игра со зрителями тестового характера
1. Что делает ёж зимой? /спит/
2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? /белка/
3. Какой зверь похож на ежа? /дикобраз/
4. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? /кукушка/
5. Как называются птицы, которые остаются зимовать? /зимующие/
6. Какая птица выводит птенцов зимой, в самый лютый мороз? /клёст/
7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листвы? /лиственница/
8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? /клён/
9. Из какого дерева делают спички? /из осины/
10. Какое дерево применяют для изготовления лыж? /берёзу/
11.Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? /ольха и липа/
12. У каких деревьев осенью листья красные? /у клёна и рябины/
13. Из какого дерева делают пианино? /из ели/
14. Какие дрова самые жаркие? /дубовые и берёзовые/
15. какой город парит в небе? /Орёл/
5 конкурс: «Составь картинку животного»
Командам: Что можете рассказать о нём?
В это время игра со зрителями.
«Узнай животное по описанию»:
1. Это животное – хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? /волк/
2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? /бобр/
3. Это животное известно людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Кто это? /ёж/
4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? /медведь/
5. У этого зверя 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? /заяц/
6. Этого животного величают по имени – отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это? /лиса/
6 конкурс «Составить пословицу!»
Командам: В конверте пословицы, разрезанные на слова.
1. Много снега, много хлеба.
2. Береги нос в большой мороз.
3. Весна красна цветами, а осень пирогами.
В это время игра со зрителями.
Загадки:
Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло. /Лёд/
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. /Снег/
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. /Мороз/
Что за зверь, скажите, братцы,
Может сам в себя забраться? /Норка/
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт – белого найдёт. /Заяц и лиса/
Водяные мастера
Строят дом из топора. /Бобры/
По земле ходит, неба не видит.
Ничего не болит, а всё стонет. /Свинья/
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. /Кузнечик/
В зоопарке верь, не верь
Проживает чудо – зверь.
У него рука во лбу
Так похожа на трубу. /Слон/
Ученица:
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится!
Учитель:
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
7 конкурс: «Узнай по описанию»:
1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. /Стриж/
2. Эти птицы выводят птенцов зимой. /Клёст/
3. Эти птицы считаются символом мира. /Голубь/
4. Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи. /Дятел/
5. Эта птица кричит громче всех. /Павлин/
6. Эта птица живёт на болоте. /Цапля/
8 конкурс: «Почему птицы так называются?»
1. Снегирь /появляется вместе со снегом/
2. Синица /основной цвет в оперении сине – голубой/
3. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/
4. Поползень /птица, которая ползает по стволу/
5. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки – мухи/
6. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/
Справочное бюро:
Справка об экологической роли птиц:
Дятел – лесной доктор, за день съедает до 750 – 900 насекомых – короедов.
Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.
Мухоловка – пеструшка – совсем небольшая.
Деревья:
1. Это дерево растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет. /5 – дуб/
2. А это дерево растёт очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды. /1 – берёза/
3. Цветы этого дерева дают первоклассный мёд. /2 – липа/
4. Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет. /6 – сосна/
5. Это дерево у древних славян было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней. /ива/
6. Этим деревом в старину убивали ведьм. /осина/
Справочное бюро.
Справка об экологической роли леса:
Лес – зелёные лёгкие нашей планеты. 1 га /10000 кв. м – 100 м х 100м/ лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Фитонциды – вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух. 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30 - 35 тонн пыли, 1 га лиственного леса 50 – 70 тонн.
Дети читают стихи о природе.
Учитель:
Любите родную природу:
Озёра, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Звучит песня «Не дразните собак».
Конкурс для болельщиков.
1. Не зверь, не птица – нос как спица /комар/
2. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам /кузнечик/
3. Живёт дед, - во 100 одёжек одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает /лук/
4. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной /ёж/
5. Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки /яблоко/
6. Шёл долговяз – в землю увяз /дождь/
7. Днём спит, а ночью летает /сова/
8. По полю рыщет, поёт да свищет,
Деревья ломает, к земле траву преклоняет /ветер/
Вопросы – загадки:
1. Голубой шатёр всю землю покрыл / небо/
2. Красная девушка по небу ходит/солнце/
3. Много рук, а нога одна /дерево/
4. Неизвестно, где живёт, налетит – деревья гнёт /ветер/
5. Кто в лесу без топора строит избу без угла? /муравьи/
7. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками /орехи/
8. Похож я с виду на горох, где пройду – переполох /град/
9. Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел /одуванчик/
10. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? /вода/
11. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает /лес/
12. Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает /подснежник/
9 конкурс: «Кто я?»
Описание первое:
У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко – жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я? /синица/
Описание второе:
Она немного больше галки. В народе её называют – белобока. Яркая чёрно – белая окраска и длинный, с зелёным отливом хвост. К тому же она стрекочет. /сорока/
Описание третье:
Наша родина – Антарктида. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы? /пингвины/
Описание четвёртое:
В нашей стране их 3 вида: деревенская, городская, береговушка. У деревенской – хвост вилочкой с длинными перьями – косицами. На горле и лбу – красное пятно. У городской на горле – белое пятно, а у береговушки – коричневое. /ласточка/
Описание пятое:
У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои, личинки красного цвета, очень прожорливы. Кто я? /Колорадский жук/
Описание шестое:
Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда – сюда, вверх – вниз по дереву, мне и крылья – то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? /поползень/
Описание седьмое:
Я – зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу, использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. Кто я? /кошка/
10 конкурс «Экологические задачи»:
Задание для 1 команды:
- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идёмте вот под дерево, там уютнее, – возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю кинули подальше, чтобы не мешала.
* Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.
Задание для 2 команды:
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего – либо подходящего, чтобы завернуть банку и положить в рюкзак.
- Чего ты носишься с этой банкой? – услышал он. – Брось её в воду и дело с концом.
* Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.
Задание для 3 команды:
Петя увидел в лесу гнездо, расположенное недалеко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.
- Что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно?
Учитель:
- Ребята! Какие правила поведения в природе вы знаете? Давайте их повторим:
· Никогда не убивай зверей и птиц.
· Не трогай домики животных и их детёнышей.
· Не разоряй птичьи гнёзда.
· Не ломай деревья, не делай на них надписи.
· Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
· Подкармливай зверей и птиц зимой.
· Не шуми на прогулках, не пугай животных.
· Учись наблюдать за природой.
· Учись слушать голоса природы.
Игра с командами «Крестики – нолики».
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? /белка/
Какая коняшка
Ходит в тельняшке? /зебра/
Он огромен, полосат,
А вообще – то кошке брат /тигр/
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги /черепаха/
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Пока сорвёшь –
Всю руку обдерёшь /крыжовник/
Землянике я родня.
На грядках ты найдёшь меня. /клубника/
Горят красные кисти
Хоть давно нет листьев /рябина, калина/
На болоте там и тут
Капли красные растут.
Он зелен, полосат, и всё же
Большая ягода он тоже /арбуз/
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? /белка/
Какая коняшка
Ходит в тельняшке? /зебра/
Он огромен, полосат,
А вообще – то кошке брат /тигр/
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги /черепаха/
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Пока сорвёшь –
Всю руку обдерёшь /крыжовник/
Землянике я родня.
На грядках ты найдёшь меня /клубника/
Горят красные кисти
Хоть давно нет листьев /рябина, калина/
На болоте там и тут
Капли красные растут.
Он зелен, полосат, и всё же
Большая ягода он тоже /арбуз/
Игра со зрителями «Викторина по окружающему миру»:
1. Что находится в мыльном пузыре?
- мыло
- воздух
- вода
2. К какому виду транспорта относится такси?
- личный
- общественный
- специального назначения
3. Укажи ягоды, растущие на болоте:
- клюква
- черника
- малина
4. Где весной раньше начинает таять снег?
- в городе
- в лесу
- в поле
5. Сколько ног у паука?
- 4
- 6
- 8
6. Как называют большие группы, образуемые птицами перед отлётом в тёплые края?
- стадо
- компания
- стая
7. Какое растение в народе называют порезник, ранник?
- ландыш
- одуванчик
- подорожник
8. Какую горную породу составляют эти минералы: полевой шпат, слюда, кварц?
- глина
- гранит
- кремень
9. Что находится в футбольном мяче?
- ничего
- воздух
- водород
10. Как называется твёрдое состояние воды?
- пар
- снег
- лёд
11. Как называются растения, у которых мягкие сочные стебли?
- кустарники
- деревья
- травы
12. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?