kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабта в мини-граппах. Игры, упражнения, направленные на усвоение новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку»

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы с вами собрались не просто так, а а для того чтобы поиграть… в слова. Для начала давайте определим, что такое слово?
Чтобы лучше понять что такое слово, давайте послушаем одно занимательное стихотворение.

Плим
Ложка- это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка, 
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка, 
Оделся и пошел.

А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!

Мальчик придумал слово – «плим», является ли оно словом? Вот мы и выяснили, что «плим» не слово, а набор звуков.
(Задания для детей представлены на экране, для лучшего восприятия заданий, см. презентацию)

Конкурс 1.
«Постройте пирамиду»

Она проста довольно с виду.
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
Но попытаться все же стоит.

В основании пирамиды лежит слов из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех:
Рак
Кара
Карта
Кварта
Квартал
Задание для команд в виде загадок:

Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)
Я не простое учреждение. (Банк)
Во мне всегда хранят варенье. (Банка)
А я нужна грузовику. (Кабина)
А я нужен меткому стрелку. (Карабин)

Ведущий: между прочем, некоторые словечки способны поставить в тупик кого угодно! Попадаются такие словечки, у которых своя тайна. Вот попалось мне недавно слово стрекоза. Стрекоза – это она, а как же тогда будет звучать он? Стрекозел? Не может быть! Не бывает ведь такого слова. А ведь такое безобидное на вид слово стрекоза. Никогда бы не ожидала от слова такого коварства!
Конкурс 2.
«Найди хитрое слово»
Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы.

Кот – (коты) 
Плот – (плоты) 
Крот – (кроты)
Дуга – (дуги) 
Рука – (руки) 
День – (дни)
Лень – (….) 
Цыпленок – 
Козленок – 
Бочонок –

Еда – (…)
Слива – (сливы)
Диво – (….)
Грива – (гривы)
Метро – (…..)
Пень – (пни)
Бедро – (бедра)

Разминка

  • Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый

  • 1) актёр  2) тополь  3) марка 

  • 4) банка  5) парта

Конкурс 3.

  • Седьмая вода на киселе – это:

  • 1) компот 2) сказочный родник

  • 3) зелье  4) самый далёкий из известный предков

  • 5) какой-то дальний родственник

Конкурс 4.

  • Рассмотрите слова:

  • 1) легендарный

  • 2) мифичечкий

  • 3) мифологический

  • Какой из них означает «знаменитый, прославленный»

Конкурс 5.

  • Сегодня мы говорили… Как нужно продолжить, чтобы её можно было понять только одним способом:

  • 1) о математике  2) о физике

  • 3) о технике  4) о химике

  • 5) о механике

Конкурс 6.

  • Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?

  • 1) речь  2) нарекание

  • 3) прорицатель  4) речка

  • 5) изречение

Конкурс 7.

  • Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?

  • 1) речь  2) нарекание

  • 3) прорицатель  4) речка

  • 5) изречение

Конкурс 8.

  • Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?

  • 1) речь  2) нарекание

  • 3) прорицатель  4) речка

  • 5) изречение

Конкурс 9.
«Найди хитрое слово»

  • Кот – …

  • Плот –  … 

  • Крот – …

  • Дуга – …  

  • Рука – … 

  • День – …

  • Лень – …  

  • Еда –…

  • Слива – …

  • Диво – …

  • Грива –  …

  • Метро –…

  • Пень – …

  • Бедро –

Конкурс 10. 
"Ответь на пять!«
1) Сосчитай, сколько звуков и сколько букв.

Солнце
Юла 
Касса  
Деньки 

Яма
Сердце
Грамм
Пеньки

2) Составь слово, переставив буквы.

Ланпе 

Тарпа 

Ганик

Ватра 

Чкару

Кисарк

Вонзок

Елонь

Конкурс 11. 
"Где слова родные, однокоренные?"

Белка,беленький,белить 
Водяной, вода, водить 
Лист, лиса, лисёнок 
Лось, лоскут, лосёнок 
Горный, горка, городок 
Пёс, песочный и песок.

Моряки, морской, морж
Корень, корневой, корж
Холод, холмик, холодок
Носик, носит и носок
Семя, семечко, семья
Вдруг, подруга и друзья.

Конкурс 12
"Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"

(С) кресла шарф
(С) тащил щенок…
(По) волок
(За) уголок...
(По) трепал
(Со) всех сторон…
И (по) мчался
(На) балкон.

Конкурс капитанов
1) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник
Целым же в космос проник.

2) Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

  • Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Конкурс 13. 
"Замени одним глаголом"

Совать нос –  
Надуть губы –  
Выходить из себя -
Зарубить на носу –
Заговаривать зубы –  

Чесать языки - 
Водить за нос -
Унести ноги -
Клевать носом - 
Ломать голову –

Конкурс  14.
" Предмет или действие?"

1) Затопили печь, чтобы пироги печь.
2) Ведро дало течь, и вода стала течь.
3) Медведь в лесу, не зная правил
Однажды мотоциклом правил.

1) Снежное покрывало всё поле покрывало.
2) Была Катюша запевала, она все песни запевала.
3) Кто без кисти и белил,
Крыши города белил?





Конкурс 16.

«Дополни крылатым выражением»

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу 
Окажешь... 
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес,... 
Ребята слушать их не станут:
От этой песни...

Конкурс 17.
“Отгадай пословицу”

  • “свет”, “тьма”.

  • “погибай”, “выручай”.

  • “встречаются”, “провожают”.

  • “труд”, “лень”.



Разминка викторины
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Есть ли в русском языке приставка «з»?

3. Является ли местоимение частью речи?

Стихотворные загадки о русском языке для 4 класса
Если действие прошло,
То «прошедшее» оно.
Если действие сейчас,
«Настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет. (Время)
Конфета в вазе была одна.
Мама насыпала, стало полно.
Ответьте же мне на вопрос, детвора,
Что у конфет изменилось? (число)
Если первое — «Я», «Мы»,
Если третье — «Он», «Они»,
А второе если, значит,
«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — ... (обращение)
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется... (приставка)
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся...
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? (Подлежащее)
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется... (сказуемым)
Мы давно позабыли такие слова:
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем... (устаревшие)
Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова...
Собираются звуки в... (слова)
Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем... (фразеологизмом)
«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это... (падежи)
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так:... (служебные)
Что означают эти крылатые выражения?
Нужно раскрыть смысл крылатых выражений. Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы:
Рукой подать. (Близко)
В час по чайной ложке. (Медленно)
Во весь дух. (Быстро)
Работать засучив рукава. (Хорошо работать)
Работать спустя рукава. (Плохоработать)
Прикусить язык. (Замолчать)
Ни пуха ни пера. (Пожелание удачи)
Морочить голову. (Обманывать, запутывать)
Сломя голову. (Быстро)
Зарубить на носу. (Запомнить)
При царе Горохе. (Очень давно)
Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)
Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)
Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)
Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)
Бить баклуши. (Ничего не делать)
Разгадайте ребусы
Ответ: падеж
Ответ: спряжение
Ответ: глагол
Вопрос с подвохом
Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, страус не умеет разговаривать)
Игра «Гонка за лидером»
Учитель задает вопросы, команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.
Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)
На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)
Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)
К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)
К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)
К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)
Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)
Определите род имени существительного «трель». (Женский)
Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)
Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)
Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)
Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)
В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)
В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)
Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)
На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)
Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)
На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)
Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)
Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)
Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)
Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)
Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)
Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)
Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)
Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)
Словообразование
В Москве живут москвичи, во Владимире - владимирцы. А как зовут себя жители Курска и Архангельска? (Куряне и архангелогородцы)
Ребусы с цифрами
Прочитайте слова, зашифрованные в ребусах:
3буна. (Трибуна)
ко100чка. (Косточка)
по100вой. (Постовой)
40а. (Сорока)
по2л. (Подвал)
3тон. (Тритон)
Найди спрятанное слово
Даны слова, в каждом из которых спряталось еще одно слово. Найдите эти слова.
Хлев (лев).
Укол (кол).
Столб (стол).
Коса (оса).
Щель (ель).
Мрак (рак).
Зубр (зуб).
Удочка (дочка).
Полк (пол). 




Подведение итогов КВН. Жюри называют победителей.
Дети читают стихи.

Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Сколько правил, сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, все поймешь.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Викторина по русскому языку

Автор: Иванова Дарья Константиновна

Дата: 28.06.2019

Номер свидетельства: 516180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация. Интеллектуальная игра "Любители русского языка" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-intielliektual-naia-ighra-liubitieli-russkogho-iazyka-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410326597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Викторина по русскому языку "В мире грамматике" "
    ["seo_title"] => string(49) "viktorina-po-russkomu-iazyku-v-mirie-ghrammatikie"
    ["file_id"] => string(6) "103335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402580458"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "vneurochnaia_deiatelnost_po_russkomu_iazyku_eio_rol_i_mesto_v_uchebno_vospitatel"
    ["file_id"] => string(6) "529748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575233701"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи""
    ["seo_title"] => string(64) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-iunyie-filologhi"
    ["file_id"] => string(6) "253753"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447661535"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи""
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-iunyie-filologhi-1"
    ["file_id"] => string(6) "253754"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447661542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства