Виды работ в подготовительный и основной периоды обучения грамоте.
Виды работ в подготовительный и основной периоды обучения грамоте.
В работе описаны виды работ в подготовительный и основной периоды обучения грамоте.Главной задачей в период обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, так как фонематические знания и умения являются предпосылкой формирования всех четырех видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Чтобы воспринимать речь, у ребенка должен быть развит фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их значению. В работы описаны виды работ для развития фонематического слуха у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды работ в подготовительный и основной периоды обучения грамоте. »
Педагогическая мастерская "Из опыта работы..."
Виды работ в подготовительный и основной периоды обучения грамоте.
Газизова Айгуль Римовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ д. Нуркеево
Главной задачей в период обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, так как фонематические знания и умения являются предпосылкой формирования всех четырех видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Чтобы воспринимать речь, у ребенка должен быть развит фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их значению.
В период обучения грамоте ребенок, едва ставший школьником, не только приступает к новому для себя делу – систематической и обязательной учебе, но и учится ему – учится учиться. В этот период школьник начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.
Задача учителя – научить младших школьников пользоваться языковым богатством, познавать его, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; – развивать наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и сравнивать, делать выводы; – обеспечить успех для каждого ребенка;
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Этот метод предполагает правильное, быстрое, неразрывное озвучивание какой – то последовательности букв с учетом возможного расхождения звукового и буквенного состава слова.
Особое внимание я уделяю точному выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и, конечно, говорения. Усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (речь, язык, слово, звук, текст, буква) осуществляется на уровне первичных и общих представлений. В их усвоении ученикам оказывает заметную помощь наглядность, особенно графическая, в виде схем слов, предложений, слогов. Начинается простейшее моделирование: дети учатся анализировать и строить предложения, слова, слоги.
В подготовительный период обучения грамоте я использую различные виды работ с учащимися, используя занимательные и игровые моменты, вот например:
Речь. Предложение.
Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений; составление предложений по серии картинок; рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ; творческое свободное рисование на сюжет сказки.
Слово.
Распределение слов по тематическим группам: учебные принадлежности, игрушки, инструменты, грибы, цветы, птицы, овощи, одежда, посуда, мебель и т. п. Выделение слова из предложения.
Чтение.
Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценированные сказки.
Эти задания дают возможность осуществить литературный, грамматический и фонетический анализ: вспомнить сказки и поговорить о них, поработать на уровне предложения, слова и звука – буквы.
Подготовленные в общем речевом развитии и в специальной языковой работе, дети переходят к основному периоду обучения грамоте, на котором усваивают все звуки и буквы, учатся читать и писать. Систематическая работа над звуками речи – это развитие и совершенствование чисто человеческой способности– усвоение языка и речи, развитие фонематического слуха.
В своей работе я использую основные приемы.
Анализ.
Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло,ша-ррр).
Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке. Я использую несколько приемов первичного выделения нового звука: а) выделение из предложения звука – слова; в) выделение согласного звука из закрытого слога (аааммм-ам,сааа-ммм); г) выделение согласного звука из открытого слога (Шшшуу-ра,Ссааа-ша); д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, : ю-ла, я-ма; е) перечисление слов с одинаковым начальным звуком (стол, стул, сом);
Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава.
Анализ образования звука, его артикуляция, точнее работа над дикцией. Ведь устная речь – звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами, сопровождается мимикой, жестами, следовательно, устная речь обладает большими выразительными возможностями. Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока, а особенно в период обучения грамоте.
Работу на уроках обучения грамоте начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.
Отчетливо и быстро прочитай слоги: за-зо-зы-зэ-зу.
Доскажи строку: та-та-та – у нас дома чистота.
Доскажи слово: ма-ма-ма – дома я (сама), му-му-му– молоко (кому?)
Чтобы научит детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, систематически использую на уроках чистоговорки, которые необходимы детям в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом) темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).
1. Жу-жу-жу – молоко дадим ежу, жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. Для этого использую такие упражнения:
Правильно произнеси звуки. Какой звук часто повторяется?
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.
Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок: белые бараны били в барабаны.
В развитии дикции у первоклассников помогают мне и загадки. Заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков.
Ж – Жу-жу, жу-жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу И звук твержу. (Жук)
С (Сь) –Длинная шея, Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь)
На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, так как слог – ключ к чтению. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову.
Упражнения, которые я провожу на уроках, направляют внимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогают им понять деление слов на слоги и определять ударный слог:
Придумай слова, которые по звучанию похожи на данные словосочетания:
Бу-бы-ба – из окна торчит тру…(ба), ду-до-да – гудят прово…(да)
Синтез.
Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки; чтение слога или слова.
Образование слоговых таблиц на основе согласного или на основе гласного (са, ма, ра, ша); чтение таблиц.
Чтение слов по подобию: мама-Маша-Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры по подобию могут составлять и сами учащиеся: сыр-сор-сом-сок
Добавление звука в середине слова: плот – пилот, трава – травка.
Все эти приемы, которые я использую, занимательны, они дают возможность организовать полу игровые моменты на уроке. Эффективным средством, облегчающий звукобуквенный анализ и синтез, служат такие дидактические пособия, как разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно (обще классное на доске и индивидуальное у каждого учащихся на столе); буквенный или слоговой абак – планшет с подвижными лентами на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты можно составлять на них слова, магнитофон для отработки произношения звуков, а также для воспроизведения выразительной речи, главным образом художественных произведений. На уроках обучения грамоте я ввожу скороговорки для речевой разминки, потешки, считалки, пословицы и поговорки русского народа, которые помогают совершенствовать речь учащихся, обогащают словарный запас, развивают память, мышление детей
Продуманная и целенаправленная работа позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.