Основное направление моей работы «Обучение детей грамоте», где более глубокое внимание уделяю теме «Звуковой анализ слова». В своей работе я руководствуюсь программами Шумаевой Д.Т., Журовой Л.Е.
Прежде чем научить ребенка анализировать звуки в словах, он должен выучить названия букв. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково, т.е. так, как звучит звук. Но надо объяснять детям, что звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. Название буквы не всегда соответствует звуку. Возьмем к примеру звук (Н). Мы произносим его отрывисто: Н! и букву Н необходимо называть так же: Н! ни в коем случае не ЭН! Говоря ЭН, мы произносим два звука (Э) и (Н). Это только сбивает детей, при изучении новой буквы и звука данное обстоятельство надо учитывать. Чтобы новая буква легче запомнилась ребенку, использую такие приемы:
а) лепка буквы из пластилина;
б) вырезание буквы по контуру;
в) сконструировать букву из палочки;
г) «написание» буквы в воздухе;
д) раскрашивание предметов, в названиях которых есть изучаемая буква.
Кроме того, дети изображают букву с помощью пальцев или показывают конфигурацию буквы позами. Например, буква Ф – руки, согнутые в локтях и развернутые в стороны, ставятся на пояс; буква Н – двое детей берутся за руки и т.д.
Очень часто, но не навязчиво – в форме игры повторяю с ребенком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке.
Например, предлагаю игры и упражнения: «Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука Н»; «Угадай, кто где живет»; «Займи свой домик»; «Какое слово задумано?»; «Звук потерялся»; «Свяжи шарики так, чтобы из букв (слогов) получились слова»; «Назови слова по заданной модели (схеме)» и т.д.
В тетрадях использую такие упражнения:
а) написать буквы, у которых есть две вертикальные палочки.
б) написать буквы, у которых есть одна дуга.
в) написать буквы, у которых есть три вертикальные палочки.
г) написать буквы, у которых есть одна горизонтальная линия.
д) написать буквы, у которых есть один круг.
Для знакомства с буквой использую книгу В.В.Волиной «Занимательное азбуковедение». За успешно выполненные задания и упражнения стараюсь детей поощрять фантиками, рисунками, «медалями», печатями, обложками и т.д.
После изучения 2-3 звуков, важно научить ребенка сливать эти звуки. Правильное чтение – Это чтение слогами. В начале периода дети долго тянут первую букву слога, пока не выявят для себя, какая буква следующая. Одновременно вместе с ребенком надо переводить указку с буквы на букву «пропевая» каждый звук. Постепенно ребенок преодолевает это «препятствие», овладевая самыми элементарными навыками чтения. У них появляется уверенность в свои силы, возрастает активность и желание познать новое, интересное.
Произнося слог, знакомлю со звуковым составом этого слога, рисуя графическую схему (согласный звук обозначаем синим квадратом, гласный звук красным), затем еще раз последовательно, указывая на каждый квадрат называю звуки слога (ребенок должен повторить чтение слога или короткого слова из трех звуков).
В дальнейшем при изучении согласных звуков предлагаю детям сравнить 2 звука. Чем отличаются звуки Т и М? Приложить ладонь к своей гортани. Если «горлышко дрожит», т.е. ощущается вибрация гортани – это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков. А вот при произнесении звука Т горлышко наше спокойно и этот звук мы произносим без голоса – это глухой согласный звук. Постепенно учу детей анализировать звуки. В подготовительной группе использую ленту букв, которая зрительно помогает запомнить, что гласные звуки в слиянии с согласными смягчают их (и, е, я, ю), а другие (а, о, у, ы, э) делают их твердыми; согласные звуки бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие Для того, чтобы вызвать интерес детей к занятию использую ребусы, шарады, кроссворды, загадки, занятия в форме путешествий, прогулок, сюрпризов.
Исходя из поставленных целей, мной проводились диагностические исследования детей по разделу обучению грамоте. По результатам обследования велась индивидуальная и коррекционная работа, а также групповые развивающие занятия с учетом индивидуальных особенностей детей. Сравнительный анализ диагностических данных в старшей и подготовительной группе показал, что уровень знаний умений навыков у детей по данному разделу повысился.
Для улучшения результатов работы с детьми провожу работу с родителями. Поквартально готовлю папку-передвижку на тему «Учите играя».
Провела консультации на темы «Готовим ребенка к школе», «Играем вместе», «Как сливать звуки», «Совершенствование техники чтения», «Какие книги выбирать». Разработала индивидуальные карточки для совместной работы родителей и детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение работы воспитателя»
Обобщение опыта работы воспитателя
Боровых Елены Владимировны.
Основное направление моей работы «Обучение детей грамоте», где более глубокое внимание уделяю теме «Звуковой анализ слова». В своей работе я руководствуюсь программами Шумаевой Д.Т., Журовой Л.Е.
Прежде чем научить ребенка анализировать звуки в словах, он должен выучить названия букв. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково, т.е. так, как звучит звук. Но надо объяснять детям, что звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. Название буквы не всегда соответствует звуку. Возьмем к примеру звук (Н). Мы произносим его отрывисто: Н! и букву Н необходимо называть так же: Н! ни в коем случае не ЭН! Говоря ЭН, мы произносим два звука (Э) и (Н). Это только сбивает детей, при изучении новой буквы и звука данное обстоятельство надо учитывать. Чтобы новая буква легче запомнилась ребенку, использую такие приемы:
а) лепка буквы из пластилина;
б) вырезание буквы по контуру;
в) сконструировать букву из палочки;
г) «написание» буквы в воздухе;
д) раскрашивание предметов, в названиях которых есть изучаемая буква.
Кроме того, дети изображают букву с помощью пальцев или показывают конфигурацию буквы позами. Например, буква Ф – руки, согнутые в локтях и развернутые в стороны, ставятся на пояс; буква Н – двое детей берутся за руки и т.д.
Очень часто, но не навязчиво – в форме игры повторяю с ребенком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке.
Например, предлагаю игры и упражнения: «Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука Н»; «Угадай, кто где живет»; «Займи свой домик»; «Какое слово задумано?»; «Звук потерялся»; «Свяжи шарики так, чтобы из букв (слогов) получились слова»; «Назови слова по заданной модели (схеме)» и т.д.
В тетрадях использую такие упражнения:
а) написать буквы, у которых есть две вертикальные палочки.
б) написать буквы, у которых есть одна дуга.
в) написать буквы, у которых есть три вертикальные палочки.
г) написать буквы, у которых есть одна горизонтальная линия.
д) написать буквы, у которых есть один круг.
Для знакомства с буквой использую книгу В.В.Волиной «Занимательное азбуковедение». За успешно выполненные задания и упражнения стараюсь детей поощрять фантиками, рисунками, «медалями», печатями, обложками и т.д.
После изучения 2-3 звуков, важно научить ребенка сливать эти звуки. Правильное чтение – Это чтение слогами. В начале периода дети долго тянут первую букву слога, пока не выявят для себя, какая буква следующая. Одновременно вместе с ребенком надо переводить указку с буквы на букву «пропевая» каждый звук. Постепенно ребенок преодолевает это «препятствие», овладевая самыми элементарными навыками чтения. У них появляется уверенность в свои силы, возрастает активность и желание познать новое, интересное.
Произнося слог, знакомлю со звуковым составом этого слога, рисуя графическую схему (согласный звук обозначаем синим квадратом, гласный звук красным), затем еще раз последовательно, указывая на каждый квадрат называю звуки слога (ребенок должен повторить чтение слога или короткого слова из трех звуков).
В дальнейшем при изучении согласных звуков предлагаю детям сравнить 2 звука. Чем отличаются звуки Т и М? Приложить ладонь к своей гортани. Если «горлышко дрожит», т.е. ощущается вибрация гортани – это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков. А вот при произнесении звука Т горлышко наше спокойно и этот звук мы произносим без голоса – это глухой согласный звук. Постепенно учу детей анализировать звуки. В подготовительной группе использую ленту букв, которая зрительно помогает запомнить, что гласные звуки в слиянии с согласными смягчают их (и, е, я, ю), а другие (а, о, у, ы, э) делают их твердыми; согласные звуки бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие Для того, чтобы вызвать интерес детей к занятию использую ребусы, шарады, кроссворды, загадки, занятия в форме путешествий, прогулок, сюрпризов.
Исходя из поставленных целей, мной проводились диагностические исследования детей по разделу обучению грамоте. По результатам обследования велась индивидуальная и коррекционная работа, а также групповые развивающие занятия с учетом индивидуальных особенностей детей. Сравнительный анализ диагностических данных в старшей и подготовительной группе показал, что уровень знаний умений навыков у детей по данному разделу повысился.
Для улучшения результатов работы с детьми провожу работу с родителями. Поквартально готовлю папку-передвижку на тему «Учите играя».
Провела консультации на темы «Готовим ребенка к школе», «Играем вместе», «Как сливать звуки», «Совершенствование техники чтения», «Какие книги выбирать». Разработала индивидуальные карточки для совместной работы родителей и детей.