Просмотр содержимого документа
«Вежливость и внешний вид»
Занятие по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра» «Вежливость и внешний вид»
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, предназначен для учащихся 4 классов; может быть использован на занятиях по внеурочной деятельности и во внеклассной работе. Цель: закрепить различные средства выражения вежливости; прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям; воспитывать у школьников культуры внешнего вида: аккуратность, чистоплотность, опрятность. Формирование УУД Познавательные: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Коммуникативные: формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; использовать доброжелательный тон в общении; Регулятивные: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способов решения проблем творческого и поискового характера; начальных форм познавательной и личностной рефлексии; начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Личностные: формировать готовность и способности обучающихся к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению. Оборудование урока: интерактивная доска, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия) Ход занятия
I. Организация внимания - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем занятии. II. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию Учитель читает стихотворение Лившица « Неряха » слайд 1 Тротуар ему не нужен, Расстегнувши воротник, По канавам и по лужам Он шагает напрямик. Он портфель нести не хочет, - По земле его волочит. Сполз ремень на левый бок. Из штанины вырван клок. Мне, признаться, непонятно – Что он делал? Где он был? Как на лбу возникли пятна Фиолетовых чернил? Почему на брюках глина? И расстегнут воротник? Кто он – этот ученик? - Как вы ответите на этот вопрос? слайд 2 - Что именно поразило автора? - Как всё это можно назвать? (внешний вид) - Сегодня мы поговорим о внешнем виде учеников слайд 3 - Каким, по вашему мнению, должен быть внешний вид ученика, и каким - ни в коем случае? III. Закрепление знаний изученных раннее Учитель: Но сначала повторим изученные правила вежливости, выполним тест. Для этого возьмите листочки. (Дети выполняют тест) слайды 4-14 (Проверяют выполнение теста и обсуждают ответы) слайд 15, 16 IV. Актуализация знаний - Возвращаемся к нашей теме занятия. Давайте вспомним тему (Вежливость и внешний вид). Каким, по вашему мнению, должен быть внешний вид ученика, и каким - ни в коем случае? - Предлагаю обсудить этот вопрос в парах (каждой паре выданы карточки с вариантами ответов с целью обогащения словарного запаса и направления беседы в «нужное русло»). Соедините ученик должен и ученик не должен слайд 17 Обсуждение: чистый, опрятный, аккуратный, неряшливый, иметь всевозможные украшения, в одежде для прогулок, в спортивном костюме, в бальном платье, в шортах, в джинсах с модной вышивкой, без сменной обуви, подстриженный, с распущенными волосами,
с грязными руками, следить за личной гигиеной, в мятых вещах, в отглаженных вещах, с накрашенными ногтями, глазами, в школьной форме, одетым в то, что больше нравится с убранными в косу волосами со второй обувью b]V. Усвоение новых знаний[/b] - Отгадайте загадку: слайд 18 На дворе мороз и стужа Одеваться тепло нужно Это поймет любой невежда Зимняя нужна … (Одежда) - В школе мы проводим не всё время. Какая ещё одежда нам нужна? А каково главное назначение одежды? Для чего она нужна? (удерживать тепло тела человека) - Что такое одежда, для чего она предназначена мы сейчас узнаем. Одежда – совокупность предметов, покрывающих тело человека слайд 19 Одежда: - защищает человека от неблагоприятных условий климата; - поддерживает нормальное, здоровое состояние организма; - служит украшением. ВИДЫ ОДЕЖДЫ слайд 20 • Рабочая; • Торжественная; • Национальная; • Домашняя; • Спортивная; • Специальная; • Ведомственная; • Театрально-игровая. (Далее показ слайдов) 21-31 Физминутка (игра «Пожалуйста»)(Учитель говорит любые движения, но ученики выполняют лишь в том случае, если учитель в конце фразы говорит: "Пожалуйста!") - Ребята, скажите, пожалуйста, а какую одежду вы носите в школе? (форму) Когда появилась школьная форма, мы сейчас узнаем, для этого отправимся назад в прошлое слайд 32 В школах Древнего Египта учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться. Школьной формы как таковой еще не было. слайд 33 Первая известная школа в Древней Греции была создана известным философом и ученым Пифагором и названа в его же честь – Пифагорейская школа. В школе формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды — это кусок плотной ткани, набрасываемый на плечи и скрепляли на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков. слайд 34 В Риме государственная школа, открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точнее, во второй половине I века н.э. Никакой формы однако не было, общепринятыми были лишь одежды для гимнастических упражнений. Но если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы. слайд 35 Уже в период правления династии Хань (1-е тысячелетие) в Китае стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. К этому же времени относятся первые упоминания о школьной форме. Вид ее напоминал одежду буддистских монахов. слайд 36 С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Почти каждая школа имеет свою форму. Сейчас почти всегда школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» — это матроска, юбка и банты у девочек. Она уже стала своеобразным символом. Для современных японских девочек — это уже больше, чем просто школьная форма, — это полноценный стиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики — это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся. слайд 37 Единая одежда для учеников школ в Европе впервые с античного времени появилась в Англии: в 1552 году была основана школа Christ’s Hospital для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIII веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями. Слайд 38 В России в 1834 году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков и имела полувоенный вид. Слайд 39 Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. И обязательный атрибут - ранец. Слайд 40 Когда появились женские гимназии, в 1896 году, также ввели форму для девочек. Воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета. Слайд 41 Гордились В гимназиях учились дети состоятельных родителей, форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию Не гордились Форму обязывали носить и после уроков (если гимназистов «засекали» в неположенных местах – им приходилось несладко) - Как относились гимназисты 19 века к своей форме? Слайд 42 Однако в 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. Период «бесформенности» длилось до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны. В СССР вводится единая школьная форма (показ слайдов 43-44). Слайд 45 В современной России нет единой школьной формы, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды. -А какая форма в нашей школе? Слайд 46 Великий русский полководец А.В.Суворов писал: « Чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость - ПОБЕДА, СЛАВА!» Он в один ряд со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считая их необходимым условием победы и славы. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, недисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать свои поступки. Быть аккуратно и чисто одетым - значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону. -Как вы думаете, кто должен следить за сохранностью и чистотой своей одежды и обуви? (За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам). VI. Повторение изученного слайд 47 А теперь «Замысловатые вопросы»: 1. Какие 4-е предмета нужны, чтобы содержать зубы в порядке? (Вода, щетка, паста, зубочистка) 2. Как превратить грязную одежду в чистую? (Постирать, почистить) 3. Чем начищают обувь? (Щеткой с кремом) 4. «Чистюля» — это чистая кастрюля? (Человек) 5. Что делает парикмахер? 6. У людей когти или ногти? 7. Сколько раз в неделю нужно купаться? 8. Зачем стричь ногти? 9. Ноги моют утром или вечером? — Молодцы! слайд 48 Игра «Доскажи словечко» 1. В нашем класс есть закон: Вход грязнулям … (запрещён). 2. Чтобы грязь не собирать, Ногти надо … (подстригать) 3. Даже маленькие хрюшки Обожают чистить … (ушки) 4. Тело мылом мыть не лень, В душе губкой каждый… (день) 5. Для красивенькой прически Носим мы всегда взято с… (расчески) VII. Подведение итогов. Рефлексия. - Для чего нужна одежда? - Какая бывает одежда? Какая должна быть моя одежда? слайд 49 Я называю варианты ответа, а вы поднимаете руку, если да, а если нет -ничего. Я считаю, что моя одежда должна быть, прежде всего: 1. Дорогой 2. Опрятной 3. Модной 4. Чистой 5. Новой 6. Аккуратной. Так какой должна быть наша одежда? (опрятной, чистой, аккуратной) слайд 50- Каков же должен быть ваш внешний вид, чтобы вы стали интересны и приятны окружающим? слайд 51 Кто аккуратен, тот людям приятен. слайд 52 А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Раскрасьте тем цветом, который слайд соответствует вашей оценке - - очень хорошо занимался, все получилось сегодня; - старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось; - был не в настроении сегодня, получится на следующем занятии.