На данном мастер-классе ребята под руководством учителя проводят опыты и узнают как воздушный шарик проникает в банку, откуда берётся статическое электричество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Веселые научные опыты для детей и взрослых»
Мастер-класс
«Веселые научные опыты для детей и взрослых»
Цель: формирование у младшего школьника учебно-познавательной активности и умение видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.
Ожидаемые результаты:
Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания через опыт практических опытов и изучения свойств разных предметов.
Умения вести исследования в виде простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в старшем звене.
Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.
Ход мероприятия 1. Эмоционально установочный этап - Добрый день, дорогие гости. - В мире много интересного, о чём нам предстоит еще узнать. Много загадок, которые нужно разгадывать. А ведь может быть так, что этими открывателями можете стать вы- наши маленькие исследователи. -Вы находитесь в научной лабаратории "Химифизика" - В нашей лаборатории есть правила ( на доске)
1. Внимательно слушать инструкции учителя!
2. Стеклянной, пластмассовой посудой и приборами надо пользоваться осторожно.
3. Никогда не ставить их на край парты.
4. Перемешивать жидкость палочкой осторожно, не задевая стенок стакана.
5. По окончании работы все оборудование необходимо размещать на отведенных ему местах, а рабочее место привести в порядок.
6. Опыты проделывать ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ!!!
Но сначала я предлагаю немного поиграть.
Игра "Атомы-молекулы" Правила игры: Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена». Последняя команда: "Реакция идёт по 5!". 2. Деятельностный этап Как шарик проникает в 3л банку или званый обед - Воздушные шарики есть нельзя. Однако существует один предмет, который с удовольствием их поглощает. Это обычная стеклянная бутылка. Давайте устроим бутылке званый обед. Этот опыт, как и все остальные, нужно проделывать только с помощью взрослых!!! Я наливаю горячую воду в банку, чтобы ее нагреть. Когда банка нагреется , выливаю воду и закрываю наполненным водой шариком. - Обратите внимание, что сейчас произойдет. - Пока наша прожорливая банка будет наслаждаться вкусным обедом, я покажу вам еще одно волшебство. Золушка или волшебный шарик
- Вспомним сказку про Золушку. Пока мы готовили обед, Золушка просыпала перец и соль на кухне. Ей предстоит отделить это все. Как же это сделать до приезда злой мачехи и её дочерей?
- Нам понадобится обыкновенный надутый шарик.
- Потрите шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесите к блюдечку. Посмотрите, что получилось: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике. Золушка спасена!
- Точно также можно собрать овсяные хлопья, сделать «красивую» прическу, быть повелителем ватных облаков, заставить танцевать бумажные человечки, управлять с труйкой воды и т.д.)
Вывод: Шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки, приобретают положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли электроны перемещаются плохо, поэтому она остаётся нейтральной, не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему! - В этом нам помогает статическое напряжение. Следует сказать, что у наших предков интерес к электричеству возник именно в связи с явлением электризации тел трением. Но если человечество знакомо со статическим электричеством так давно, означает ли, что в наш компьютерный век оно абсолютно потеряло к нему интерес? Нет. Зачастую электризация тел и последующие за ним разряды несут в себе большую опасность. Микроэлектроника может запросто выйти из строя из-за проскочившей искры, поэтому материнские платы, процессоры всегда кладут в антистатические пакеты. По этой же причине к бензовозам, которые электризуются из-за непрерывного трения шин о дорожное покрытие сзади цепляют металлические цепи, которые волочатся по земле и служат заземлением.
Продолжение 1 опыта «Как шарик проникает в 3л банку или званый обед - Может, кто из вас нам откроет тайну? .... - Посмотрите, шарик настолько плотно втянулся в банку, что невозможно его оторвать. А как нам открыть банку?
Вывод: Это все физика. Положив шарик на горлышко банки, мы, тем самым, перекрываем вход-выход молекул и создаем постоянный объем внутри емкости. Но помним, что воздух разогретый, расстояние между молекулами больше, чем при нормальных условиях, а, следовательно, их количество на единицу объема меньше.
Дальше – больше. А точнее, меньше. Меньше становится температура воздуха за счет теплоотдачи во вне через стекло. Скорость молекул уменьшается и расстояние между ними – тоже.
Опыт показывает, как теплый воздух при охлаждении стремится уменьшиться в объеме и таким образом втягивает шарик в банку. Когда частички находят мельчайшее место проникновения в банку, они устремляются в нее и своим давлением открывают крышку. - С этим явлением мы сталкиваемся во время закрывание крышек при мариновании и консервировании.
3.Рефлексия
-Ребята, представьте, что сегодня всё наше мероприятие снимал фотограф, но из-за неумелости фотографа плёнка засветилась. Давайте попробуем восстановить самые яркие кадры плёнки.
Ребята делятся впечатлениями, обсуждают опыты.(На столе лежит бумага формат А3, на них ребята наклеивают картинки опытов и объясняют их.)