Беседа с родителями «Ваш ребенок перестал слушаться вас. Что делать?» Цель: дать рекомендации родителям, что делать, если ваш ребенок перестал слушаться; развивать культуру общения; формировать привычку жить по нормам социального общения. Каждый из вас когда-то был ребенком. Попробуйте вспомнить одну из ситуаций непослушания или просто очень запомнившуюся вам ситуацию такого рода. Поочередно опишите свои тогдашние эмоции и действия, постарайтесь определить главное, преобладавшее чувство, которое вы тогда испытывали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение, что-то другое) Слайд №2 Существует гипотеза, согласно которой причину непослушания ребенка можно определить по тому чувству, которое мы при этом испытываем. Если вы раздражены, то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание. Если переполнены гневом, то ребенок пытается противостоять вашей воле. Если поведение ребенка вас обижает, то скрытая причина — месть. Если вы находитесь во власти безнадежности и отчаянья, то ваш ребенок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие. - Вы согласны? - Давайте обсудим это. - Ваша задача состоит в том, чтобы выбрать наиболее значимые аргументы детского непослушания, оформить на листах и озвучить. Слайд №3 Аргументы 1. Непослушание вызвано борьбой за внимание. 2. Непослушание является борьбой за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. 3. Желание отомстить. «Мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!» 4. Потеря веры в собственный успех. 5. Появление нового члена семьи. 6. Смена места жительства. 7. Вседозволенность. Как же реагировать родителям на проявления «непослушания»? Слайд №4 Существует несколько способов реакции, основные из которых Не обращать внимание на подобное поведение ребёнка, или попросту, игнорировать. Переключить внимание ребёнка, дав ему, что-то новое, интересное, другими словами, отвлечь. Наказать ребёнка. Причем наказания в свою очередь тоже бывают разные, это и изоляция (стояние в тёмной комнате, углу, в ванной, или сидение на определенном «стуле наказания»), и физическое наказание (подзатыльники, порка, таскание за волосы и т. п.), и словесное наказание (угрозы, обзывания, унижения), и наказания лишением удовольствий, и наказание трудом. В любом из способов реакции существуют свои нюансы, и применять их нужно лишь с учетом возраста и индивидуальных показателей ситуации. Так если ребёнок грудной, то ни многим из родителей придёт в голову применять к нему такие виды реакции как игнорирование или наказания. И наоборот, если ребёнок взрослый, то вряд ли получиться переключить его внимание на что-то другое. Более подробно хотелось бы остановиться на наказаниях, ведь это одна из самых распространенных реакций. Я думаю, что не найдется ни одного родителя, который хотя бы раз не повысил голос на своего ребёнка, или не шлёпнул его по попе, или не назвал его «бездарностью» и тому подобное. Слайд №5,6 Что стоит знать о наказаниях? 1. Ребёнок должен знать, за что его наказали. 2. Не стоить наказывать в порыве гнева. 3. Помните, что ваши действия должны быть последовательны. 4. Не стоит наказывать за один проступок дважды. 5. Наказание должно быть справедливым. 6. Наказание должно быть индивидуальным (не для всех детей подходит одно и то же наказание, так для одних достаточно лишить их любимого занятия и осознание не правильности поступка придет, а для других достаточно поставить их в угол.) 7. Ребёнок не должен видеть, что вы сомневаетесь, стоит или нет, его наказывать. 8. Наказание не должно унижать ребёнка, а должно помочь в осознании не правильности того или иного действия. 9. Если получилось так, что вы наказали ребёнка в состоянии аффекта, и вы осознали что были не правы, будет правильным извиниться перед наказуемым, тем самым вы покажете, что вы тоже можете ошибаться и признать свои ошибки, чему и учите своего ребёнка. 10. После наказания не стоит напоминать ребёнку о случившимся в течение всего оставшегося дня. 11. При любом наказании ребёнок должен знать, что он всё- таки любим вами, и вы недовольны лишь его поступком, а не самим ребёнком. 12. Не стоить наказывать ребёнка в присутствии его сверстников и друзей. Проблема семьи в воспитании детей существовала всегда. Еще в восемнадцатом веке была написана замечательная книга "Отцы и Дети", где уже тогда, И. С. Тургеневым рассматривалась проблема разности поколений. Родители часто задумываются - как же правильно воспитывать своих детей? А дети в свою очередь задумываются, как же вести себя так, чтобы это нравилось родителям и окружающему их обществу? - Поделитесь опытом, как вы реагируете на поведение и поступки ваших детей. Для этого предлагаю обсудить несколько проблемных ситуаций. Слайд №7 Ситуация 1. Непослушание вызвано чрезмерной родительской опекой. Представьте себе такую ситуацию: Мама в детстве убирала за ребенком игрушки, ребенок вырос и пошел в школу. Мама просит ребенка убрать игрушки, ребенок отказывается, грубит, не слушает родителя, в чем причина данного конфликта? Как можно его избежать? Вывод: Конструктивное поведение взрослого в случае непослушания: Родителям уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для ребенка очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом". Слайд №8 Ситуация 2. Непослушание вызвано отсутствием внимания. Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет и ложится спать. На следующий день в школе – опять двойка». Что делать? Вывод: Конструктивное поведение взрослого в случае непослушания: Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки. Слайд №9 Ситуация 3. Потеря веры в собственный успех. Отец часто повторяет сыну, что он лентяй, у него все валится из рук, он не чего не умеет и вообще он в жизни никогда ничего не добьется. В какой-то момент отец просит сына помочь по дому – пропылесосить, а ребенок отказывается. Почему? В чем причина непослушания? Вывод: Конструктивное поведение взрослого в случае непослушания: Нужно перестать требовать "полагающегося" поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка. Слайд №10 Обсудив данные ситуации, хочу предложить вам рекомендации какими же надо быть взрослыми, чтобы не провоцировать своего ребенка на непослушание: Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у родителей. Уметь объяснять ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегать занудства, быть предельно краткими. Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется. Не торопиться с наказаниями. Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится больше времени, таким образом, вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание. Слайд №11 Итог - Подведем итог нашей беседы: Ваш ребенок перестал слушаться вас. Что делать? Главные усилия родители должны направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Мне было очень приятно с вами общаться. Слайд№12 Любите своих детей, понимайте, потому что вы самые лучшие родители! Чтобы в вашей семье всё было гармонично и счастье воцарилось там навеки, предлагаю приготовить его по рецепту: - берем большую горсть взаимопонимания, - всыпаем туда ложку взаимного уважения, - приправляем все это большой порцией любви, - посыпаем сверху совместными интересами и общением друг с другом, - по вкусу добавляем гармонию, - приправляем все это плодами нашей любви – детьми, И ВОТ ОН ГОТОВЫЙ РЕЦЕПТ СЕМЕЙНОГО ГАРМОНИЧНОГО СЧАСТЬЯ! Слайд № 13 Благодарю вас за плодотворное сотрудничество. |