Умственно отсталые дети с межполушарной дисфункцией испытывают сложности в овладении письменной речью – чтением и письмом, математикой. Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) очень распространены, среди учеников вспомогательной школы.
Для построения наиболее оптимальной психолого-педагогической коррекционной помощи учителю важно ориентироваться на типологию трудностей при обучении и причины их возникновения.
Типология трудностей обучения
Трудности овладения чтением и математикой:
- трудности при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
- замена близких по акустическим и артикуляционным признакам букв;
- трудности написания букв, «дрожание» букв;
- планирование движения руки с учетом особенностей графического пространства;
- неправильное чтение похожих при начертании букв;
- неумение выделить главное в задаче или проблемной ситуации.
- неверное употребление наречий, предлогов, указывающих место предметов, направления движения;
- неумение сравнивать предметы по величине, по форме;
- неумение мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в зрительном поле.
Анализ причин позволяет выделить группы нарушений. Несформированность зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений составляет первую группу нарушений.
Нарушение моторики проявляется медленным темпом письма, тремором. Дети пишут, рисуют с большим напряжением. Причина - недостаточное развитие мелких мышц, трудности в произвольном, пространственном управлении ими.
Вывод: умственно отсталые дети с проблемами развития пространственного мышления требуют адекватной коррекционно-развивающей помощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устранение оптической дисграфии и дислексии »
Выступление на МО начальных классов Подготовила Пурышкина Нина Владимировна КС(К) ОУ РА «С(К)ОШИ VIII вида Республики Алтай»,
г. Горно – Алтайск
Тема: «Устранение оптической дисграфии и дислексии»
Умственно отсталые дети с межполушарной дисфункцией испытывают сложности в овладении письменной речью – чтением и письмом, математикой. Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) очень распространены, среди учеников вспомогательной школы.
Оптическая дислексия связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. Дети затрудняются в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений, в преобразовании фигур. У них наблюдаются неточности срисовывания и конструирования:
а) упрощение фигур, уменьшение количества элементов;
б) неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом.
В процессе овладения чтением у этих детей отмечаются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешение и замены при чтении (т - г, д – л, в – з, р – ь, х – к, ж – к и др.).
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.
Нарушения воспроизведения букв и цифр на письме бывают двух видов:
а) замены графически сходных букв и цифр – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в - д, т - ш, 6 – 9, или букв, отличающихся одним дополнительным элементом: и – ш, л – м;
б) искажение графического образа букв: зеркальное написание з, с и т.д.
Для построения наиболее оптимальной психолого-педагогической коррекционной помощи учителю важно ориентироваться на типологию трудностей при обучении и причины их возникновения.
Типология трудностей обучения
Трудности овладения чтением и математикой:
- трудности при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
- замена близких по акустическим и артикуляционным признакам букв;
- трудности написания букв, «дрожание» букв;
- планирование движения руки с учетом особенностей графического пространства;
- неправильное чтение похожих при начертании букв;
- неумение выделить главное в задаче или проблемной ситуации.
- неверное употребление наречий, предлогов, указывающих место предметов, направления движения;
- неумение сравнивать предметы по величине, по форме;
- неумение мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в зрительном поле.
Анализ причин позволяет выделить группы нарушений. Несформированность зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений составляет первую группу нарушений.
Нарушение моторики проявляется медленным темпом письма, тремором. Дети пишут, рисуют с большим напряжением. Причина - недостаточное развитие мелких мышц, трудности в произвольном, пространственном управлении ими.
Вывод: умственно отсталые дети с проблемами развития пространственного мышления требуют адекватной коррекционно-развивающей помощи.
На уроках чтения и письма для формирования умения отличать букву независимо от ее величины, цвета, особенностей шрифта предлагается рисунок, на котором хаотично изображены буквы, различающиеся между собой цветом, размером, ориентировкой в пространстве и шрифтом. Детей просят, определит, сколько здесь данных букв.
Очень важно научить детей анализировать все изгибы контура буквы. С этой целью используется метод конструирования букв. С помощью нити на бархатной бумаге, шнурка, цепочки, пластилина, кубиков О.КООСА, магнитного конструктора. Этот метод используется как на уроках повторения, так и на уроках знакомства с новой буквой.
Большой трудностью для детей олигофренов является запоминание взаимного расположения элементов букв. Многие ребята пишут вместо Е буквуЗ и т.д. Для запоминания букв и умения отличать одну букву от другой предлагается выполнять такие упражнения:
1) Из каких элементов состоит буква?
2) Найдите общее и различное в построении буквы.
3) Покажите существенное и несущественное в каждой букве (используются буквы из старинных книг, нарисованных с особой выдумкой).
4) Сконструируйте букву из элементов, превратите одну букву в другую путем перестановки элементов, добавления и т.д. [4.163]
Длительное нахождение букв, частые манипуляции, действия с ними приводят к тому, что учащиеся заучивают буквы непроизвольно, то есть незаметно для себя.
ИГРЫ С БУКВАМИ
Напечатайте буквы, которые:
а) построены из двух палочек (У, Г, Х…);
б) трех палочек (А, И, Н…);
в) четырех палочек (Е, Ш…);
г) имеют овал (О, Ю…);
д) большой полуовал (С, Э);
е) малый полуовал (Б, В, З, Р, Ф, Ъ, Ы…).
Напечатайте буквы, которые «смотрят»:
а) прямо (А, И, М, Н, О, П, Т);
б) вправо (Б, В, Г, Е, К, Р, Ц…);
в) влево (З, Л, У, Ч, Э, Я).
Напечатайте буквы, которые:
а) «открыты» (А, Б, Г, Е);
б) «закрыты» (В, О).
Создайте ряды букв, которые:
а) похожи друг на друга (Л, А; Е, Ё; И, Й; О, Ю);
б) имеют хотя бы одну большую палочку (Б, В, Г, Е, Ж, И, К, Л, М, Ч);
в) похожи верхней частью (Б, Г, Е; И, Н, Ц, Ы; …).
Составить ряды букв, которые сделаны из одного и того же «строительного материала» (МШ, НПИА, ВФ, БЯ, КЧ).
Запиши буквы, которые совсем не похожи на А (О, С, З); З (А, Г, Д, Ж, И, К, Л, М…).
Среди букв Я Б Л Р Ы найдите «чужую» и напечатайте её (Л).
Найдите буквы, которые являются общими для всех слов, и напечатайте эти буквы.
КРОКОДИЛ ЛАСТИК ГЛИНА
(общие – И, Л).
Прослушайте слова. Обозначьте буквами только те звуки, которыми слова различаются:
ЗНАКИ – ЗЛАКИ ЛАПКА - ЛАТКА
Подумайте, как составлен ряд букв В, Д, Е… Продолжите его и допишите две буквы (З, Й – буквы идут по алфавиту через одну).
Добавьте по одному элементу, чтобы из знаков получились буквы: В каждой букве переставьте элементы местами, чтобы получились другие буквы; Б Н (Я П А).
Из каждой буквы уберите по одному элементу так, чтобы получились другие буквы: П Щ (Г Ш).
Подумайте, как образовано слово в скобках в первой строчке. Назовите пропущенное слово во второй строчке:
ПОЛЕ (ЛЕС) СОР
СТАДО (?) МАК (ДОМ)
Какой элемент можно добавить к каждой из букв Р Г Ч Е З, чтобы превратить их в другие: (Р – В, Г – П, Ч – Н, Е – Ё, З – В).
Каждую букву следует добавить к каждому слову, чтобы получились новые слова: ШАР, ВОЛ, БОБ, СТОЛ, БАР, ТРУС.
Игра «Угадай, какая буква».
Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и средней величины. Большая палочка стоит вертикально, а полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Что это за буква? (Я)
Игра «Угадай букву».
Игра «Шифровальщик».
Прочитайте слова. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы:
К Л Э В А Г О А Р Э Ш В Г У Л Н М И В П Д Г Л А Д В Г У Л М К И
(паук, коршун).
Игра «Раздели буквы на три группы».
А Б В Г Д Е И К Л О С Т Ф Х Ш Ю
а) «Прямые» (буквы из прямых линий);
б) «Кривые» (буквы из кривых линий);
в) «Смешанные».
Запиши печатные буквы письменными.
Назови или запиши буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
Обведи букву, раскрась, срисуй по предложенному образцу.
Обведи контуры букв, выполненные пунктиром.
Допиши букву.
Назови буквы, наложенные друг на друга.
Определи правильно и неправильно написанные буквы.
Лилаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. /Москва.
Гуманитарный издательский центр «Владос». 2004 – 223с.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. //Москва, «Просвещение». 1996 – 144с.
Петрова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. //Москва, «Просвещение». 1982 – 285с.
Петерсон Л.Г., Холина Н.Г. Раз ступенька, два ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. //Москва, издательство «Ювента». 2008 – 256с.
Поволяева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. //Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 – 349с.
Светлова И.Н. Большая книга заданий и упражнений по развитию логики. //Москва, «Эксмо». 2007 – 168с.
Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. //Москва, творческий центр «Сфера». 2004 – 80с.
Щербина С., Гаврина С. Учимся ориентироваться в пространстве. //Москва, «Академия развития». 2005 – 24с.
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. //Москва, «Просвещение». 2005 – 222с.