kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Формирование буквенного гнозиса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При оптической дислексии и дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представлений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование буквенного гнозиса"»

Презентация Тема: «Формирование буквенного гнозиса»  Учитель-логопед: Храмцова М.Г.

Презентация

Тема: «Формирование буквенного гнозиса»

Учитель-логопед: Храмцова М.Г.

Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы.  Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.

Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы.  Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.

Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.  Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

  • восприятие общей формы буквы;
  • изучение состава буквы (её элементов и их расположения);
  • сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.
Игры и упражнения  для профилактики оптической дисграфии  и дислексии

Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии и дислексии

«Учим буквы в стихах»  Ребёнку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные.  Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы.   Буква А Вот два столба наискосок, А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква «А».  Буква М   Длинные палочки крепко дружили,  Их две короткие соединили.  Мы эту букву всегда узнаём,  «Мама» - писать с этой буквы начнём.

«Учим буквы в стихах»

Ребёнку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы.

Буква А

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква «А».

Буква М

Длинные палочки крепко дружили,

Их две короткие соединили.

Мы эту букву всегда узнаём,

«Мама» - писать с этой буквы начнём.

Буквы в картинках

Буквы в картинках

Игра «Сложи букву»

Игра «Сложи букву»

  • Выложить букву из спичек, счётных палочек, пуговиц, камешков, мозаики и других мелких предметов.
  • «Нарисовать» букву горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулёчка.
  • Слепить букву из пластилина, солёного теста.
  • Сделать букву из проволоки.
  • Выложить букву с помощью верёвочки на бархатной бумаге – «ниткография».
Упражнение «Тело-буква»  Ребёнок изображает букву с помощью своего тела.

Упражнение «Тело-буква»

Ребёнок изображает букву с помощью своего тела.

Игра «Нарисуй букву»  В небольшой поднос с бортиками насыпать песок или любую мелкую крупу. Ребёнок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Можно предложить ребёнку во время прогулки нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу.  Игра «Буквенный след»   Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребёнка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребёнок меняются местами.  Другой вариант этой игры: ребёнок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.

Игра «Нарисуй букву»

В небольшой поднос с бортиками насыпать песок или любую мелкую крупу. Ребёнок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Можно предложить ребёнку во время прогулки нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу.

Игра «Буквенный след»

Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребёнка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребёнок меняются местами.

Другой вариант этой игры: ребёнок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.

Игра «Зашумлённые буквы»

Игра «Зашумлённые буквы»

Игра «Найди букву»

Игра «Найди букву»

Игра «Найди буквы»

Игра «Найди буквы»

Игра «Разрезные буквы» Ребёнку предлагается собрать буквы, предъявляя части разными способами:  - части одной буквы;  - части одной буквы + одну часть от другой буквы;  - части 2-3 букв одновременно.

Игра «Разрезные буквы»

Ребёнку предлагается собрать буквы, предъявляя части разными способами:

- части одной буквы; - части одной буквы + одну часть от другой буквы; - части 2-3 букв одновременно.

Игра «Половинки» Необходимо дорисовать недостающие половинки.

Игра «Половинки»

Необходимо дорисовать недостающие половинки.

Игра «Кольчуга» В древних кольчугах потемнели колечки и проступили буквы. Назови их.

Игра «Кольчуга»

В древних кольчугах потемнели колечки и проступили буквы. Назови их.

Игра «Коврики» Ребёнку предлагается посмотреть и назвать, какие буквы он видит.   Игра «Пуговки» Какие буквы можно получить, если по разному пришить пуговицы?

Игра «Коврики»

Ребёнку предлагается посмотреть и назвать, какие буквы он видит.

Игра «Пуговки»

Какие буквы можно получить, если по разному пришить пуговицы?

Игра «Найди такую же»  Необходимо найти в ряду букв такую же, как слева, и подчеркнуть. Игра «Продолжи ряд»

Игра «Найди такую же»

Необходимо найти в ряду букв такую же, как слева, и подчеркнуть.

Игра «Продолжи ряд»

Игра «Полубуковка» Нужно дорисовать недостающие элементы так, чтобы получилась буква.

Игра «Полубуковка»

Нужно дорисовать недостающие элементы так, чтобы получилась буква.

Игра «Фокусы с буквами»   Цель: профилактика зеркальных ошибок на письме при обучение грамоте.

Игра «Фокусы с буквами»

Цель: профилактика зеркальных ошибок на письме при обучение грамоте.

Игра «Узор из букв» Цель: профилактика пространственных ошибок в написании букв, развитие пространственного и образного мышления.

Игра «Узор из букв»

Цель: профилактика

пространственных ошибок

в написании букв, развитие

пространственного и

образного мышления.

Игра «Какая буква выглянула в окошко?» Ребёнка просят узнать букву «в окошке» (по её фрагменту). Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент

Игра «Какая буква выглянула в окошко?»

Ребёнка просят узнать букву «в окошке»

(по её фрагменту).

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке".

Игра «Буквы-сестрички» Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни. Игра «От какой буквы деталь?»

Игра «Буквы-сестрички»

Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни.

Игра «От какой буквы деталь?»

Игра «Буквопрятки

Игра «Буквопрятки"

Необходимо найти в узоре две спрятавшиеся буквы.

Игра «Исправь буквы» Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы… Какие это были буквы? Назови их и исправь.

Игра «Исправь буквы»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы… Какие это были буквы? Назови их и исправь.

Игра «Превращение буквы» Нужно из одной буквы получить другую, при этом можно убрать (добавить или изменить) только один элемент. Игра «Какая буква написана правильно?»

Игра «Превращение буквы»

Нужно из одной буквы получить другую, при этом можно убрать (добавить или изменить) только один элемент.

Игра «Какая буква написана правильно?»

Игра «Правильно - неправильно»

Игра «Правильно - неправильно»

Игра «Найди и закрась буквы» Найди и закрась гласные красным цветом. Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.

Игра «Найди и закрась буквы»

Найди и закрась гласные красным цветом.

Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.

Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом. Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.

Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.

Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.

Найди и закрась только буквы.

Найди и закрась только буквы.

Найди и закрась буквы, которые есть в словах  кот, дым .

Найди и закрась буквы, которые есть

в словах  кот, дым .

Игра «Разгляди буквы» Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.

Игра «Разгляди буквы»

Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.

Нахождение «спрятавшихся букв» Нужно определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой из фигур.

Нахождение «спрятавшихся букв»

Нужно определить, сколько и каких букв «спряталось»

в каждой из фигур.

Игра «Неправильная буква» Исправь одну букву и прочти слово.

Игра «Неправильная буква»

Исправь одну букву и прочти слово.

Игра «Бусы» Необходимо проследить глазами по ниточке и собрать слова из бусинок.

Игра «Бусы»

Необходимо проследить глазами по ниточке и собрать слова из бусинок.

Игра «Фотограф» Внимательно посмотри и запомни, какие буквы и где написаны в левом квадрате. Закрой его и напиши так же в правом квадрате. Игра «Волшебные точки» Соедини точки по порядку. Какие буквы получились?

Игра «Фотограф»

Внимательно посмотри и запомни, какие буквы и где написаны в левом квадрате. Закрой его и напиши так же в правом квадрате.

Игра «Волшебные точки»

Соедини точки по порядку. Какие буквы получились?

Игра «Найди отличия»

Игра «Найди отличия»

Игра «Пляшущие буковки» Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово. Игра «Верни букву на место» Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.

Игра «Пляшущие буковки»

Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.

Игра «Верни букву на место»

Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.

Игра «Пирамидки» Переложи кольца пирамидки так, чтобы образовалось новое слово.

Игра «Пирамидки»

Переложи кольца пирамидки так, чтобы образовалось новое слово.

Игра «Распутай слово»

Игра «Распутай слово»

Игра «Путаница»

Игра «Путаница»

Игра «Прочитай слова» Буквы в слове уменьшаются

Игра «Прочитай слова»

Буквы в слове уменьшаются

Игра «Прочитай слова» Буквы в слове увеличиваются

Игра «Прочитай слова»

Буквы в слове увеличиваются

Игра «Разнобуквица» Необходимо прочитать слова, соединив буквы одинакового цвета и размера.

Игра «Разнобуквица»

Необходимо прочитать слова, соединив буквы одинакового цвета и размера.

Игра «Найди слова» Каждое слово написано своим шрифтом, найди и прочитай слова.  Игра «Отражения» Найди неправильные отражения и составь из них слово.

Игра «Найди слова»

Каждое слово написано своим шрифтом, найди и прочитай слова.

Игра «Отражения»

Найди неправильные отражения и составь из них слово.

Игра «Найди животных» Найди буквы среди цифр и прочитай слова.

Игра «Найди животных»

Найди буквы среди цифр и прочитай слова.

Игра «Большие и маленькие»  Необходимо составить из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.

Игра «Большие и маленькие»

Необходимо составить из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.

Игра «Большие и маленькие»

Игра «Большие и маленькие»

Игра «Назови буквы» Назови только те буквы, которые расположены посередине. Составь из них слово. Назови только те буквы, которые расположены слева. Составь из них слово. Назови только те буквы, которые расположены справа. Составь из них слово. Соедини получившиеся слова с картинками.

Игра «Назови буквы»

Назови только те буквы, которые расположены посередине. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены слева. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены справа. Составь из них слово.

Соедини получившиеся слова с картинками.

Игра «Напиши и прочитай» Напиши букву С (в клетке с точкой), потом — О, в конце—К. Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С, после неё — М. Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О, перед О — Б. В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.

Игра «Напиши и прочитай»

Напиши букву С (в клетке с точкой), потом — О,

в конце—К.

Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С,

после неё — М.

Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О,

перед О — Б.

В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.

Игра «Безгласные» кроссворды Необходимо вставить в пропущенные клетки гласные. У каждого кроссворда — свой гласный.

Игра «Безгласные» кроссворды

Необходимо вставить в пропущенные клетки гласные.

У каждого кроссворда — свой гласный.

Игра «Безгласные» кроссворды

Игра «Безгласные» кроссворды

Игра «Крестики» Напиши в центре букву О, справа — М, слева — Д, сверху — С, снизу — М. Прочти слова по горизонтали и по вертикали. Напиши слева букву Ч, справа Ж, сверху букву Л, снизу — С, а в центре букву И. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.

Игра «Крестики»

Напиши в центре букву О, справа — М, слева — Д, сверху — С, снизу — М. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.

Напиши слева букву Ч, справа Ж, сверху букву Л, снизу — С, а в центре букву И. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.

Игра « Распутай слоги» Ребёнку предлагается вписать слоги в клетки и прочитать слова, которые получились.

Игра « Распутай слоги»

Ребёнку предлагается вписать слоги в клетки и прочитать слова, которые получились.

Игра «Кодовый замок» В каждой цифре замка закодирован слог. Какие слова получатся, если выбрать разные коды? Ключ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 КО КА ДА ЛИ РО СО ЗА СА ВА РА  Коды:

Игра «Кодовый замок»

В каждой цифре замка закодирован слог.

Какие слова получатся, если выбрать разные коды?

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

КО КА ДА ЛИ РО СО ЗА СА ВА РА

Коды:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Формирование буквенного гнозиса"

Автор: Храмцова Марина Геннадьевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства