Название условия | Краткая характеристика | Цели | Средства реализации |
Учебное сотрудничество | Взаимопомощь, взаимоконтроль в процессе учебной деятельности | Формирование коммуникативных действий | распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия; взаимопонимание; коммуникация; планирование общих способов работы; рефлексия |
Совместная деятельность | Обмен действиями и операциями, вербальными и невербальными средствами | Сформировать умение ставить цели, определять способы и средства их достижения, учитывать позиции других | Организация совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами |
Разновозрастное сотрудничество | Младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений: «пробую учить других», «учу себя сам» | Создает условия для опробования, анализа и обобщения освоенных учащимся средств и способов учебных действий | |
Проектная деятельность | | Развитие коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперация между детьми | Ситуации сотрудничества: 1. со сверстникамис распределением функций. 2. с взрослымс распределением функций. 3. со сверстниками без чёткого разделения функций. 4. конфликтного взаимодействия со сверстниками. |
Дискуссия | Диалог обучающихся в устной и письменной форме | Сформировать свою точку зрения, скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели, становление способности к самообразованию | Выделяются следующие функции письменной дискуссии: • чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей • усиление письменного оформления мысли за счёт развития речи младших подростков, умения формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими; • письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника • предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим, |
Тренинги | Способ психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных способностей | Вырабатывать положительное отношение к другому, развивать навыки взаимодействия, создавать положительное настроение, учиться познавать себя через восприятие других, развивать положительную самооценку и другие. | Групповая игра и другие формы совместной деятельности (учебно-исследовательская, проектная, поисковая) |
Общий прием доказательства | Процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения | Средство развития логического мышления, активизация мыслительной деятельности | • анализ и воспроизведение готовых доказательств; • опровержение предложенных доказательств; • самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства. |
Педагогическое общение | Сотрудничество учителя и ученика | Развитие коммуникативных действий, формирование самосознания и чувства взрослости | Партнерская позиция педагога и ученика на различных этапах организации учебного процесса: целеполагание, выбор форм и методов работы, рефлексия. |