Тема урока «Размножение и развитие животных» | Тип урока: открытие нового знания |
Цель: | Познакомить учащихся с размножением и развитием некоторых групп животных (птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, зверей). Выявить с помощью групповой и фронтальной работы общие (одинаковые) стадии развития животных и на основе этого составить единую цепь развития животных. |
Задачи: Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций: синтеза, анализа, обобщения. Развивать познавательный интерес к предмету. Развивать информационно-коммуникативные умения: работать в группе, помогать друг другу. Развивать связную речь, умение работать с текстами и иллюстрациями. Создать на уроке ситуацию успеха для каждого ребёнка. Воспитывать у учащихся коммуникативные умения. Воспитывать навыки экологической культуры. Формировать чувство ответственности за всё живое. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- научаться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; - узнают как размножаются и развиваются разные животные; - научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей. | Регулятивные:- самостоятельно формулируют цели урока; - обнаруживают и формулируют учебную проблему, выдвигают версии решения проблемы; - понимать и сохранять учебную задачу урока; - планировать действия в соответствии с поставленной задачей; - выполнять действия по намеченному плану; - адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; Познавательные: - представлять в классе полученную информацию; - делать выводы на основе наблюдений; - высказывать предположения, проверять их правильность; - устанавливать последовательность действий; - работают с учебной информацией; - устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения; Коммуникативные: - слушают собеседника и вступают в диалог; - аргументировано высказывают своё мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - формируют навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы; - проявлять активность во взаимодействии; - договариваться при решении спорных вопросов. | - формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; - формируют умение определять своё отношение к миру; - осознавать личную ответственность за результат своего труда; - проявлять навыки сотрудничества при работе в парах; -определять мотивацию учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку. |
ЗУН, которые приобретут в ходе урока | Научатся применять полученные знания на практике; узнают развитие и размножение животных разных видов; |
Методы и формы работы | Системно-деятельностный, объяснительно - иллюстративный; фронтальная, гркпповая, индивидуальная; |
Оборудование | Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть; звуковая мультимедийная презентация; сигнальные карточки; карточки с заданиями; |
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Планируемые результаты |
Организа-ционный момент Цель: настроить детей на работу на уроке, провести рефлексию настроения. | Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. У вас на партах разноцветные карточки. Покажите желтую карточку, если у вас радостное, хорошее настроение и синюю, если у вас не очень хорошее настроение. Покажите своё настроение. Я желаю вам успешной работы на уроке. | Дети отвечаю: Мы начать урок готовы, Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. Учащиеся сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность (настроились слушать учителя, воспринимать материал урока). | Личностные: - учащиеся проявляют интерес к получению знаний; - проявляют эмоциональный настрой на хорошую работу, на предвещание ситуации успеха; - понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу и цель; - формируют положительную мотивацию. Коммуникативные: - высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. |
-
Актуализация знаний учащихся. Цель: проверить уровень усвоения материала прошлого урока; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к природе. На слайд | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Одна группа работает по карточкам. Составляет цепи питания по карточка. Остальные фронтальный опрос: Животные, которые питаются растительной пищей_______ Животные, которые питаются другими животными более мелкими ___________ Какое доброе слово можно сказать о хищниках? Почему? Животные, которые питаются насекомыми ______ Как связаны живые существа между собой? С чего начинаются цепи питания? Проверяем какие цепи питания составил первая группа. |
Растительноядные Хищники Санитары леса, уничтожают только больных и слабых животных Насекомоядные В цепи питания С растений
Жёлудь – мышь – лиса Растение – жук – дятел | Познавательные: - извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; - систематизирую собственные знания, осуществляют логические действия. Регулятивные: - ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; - осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: - обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания; - задают вопросы с целью необходимой информации для решения проблемы; - могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; - владеют навыками конструктивного взаимодействия. Личностные: - осознают свои возможности в учении; - способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием; - эмоциональный настрой на хорошую работу, на предвещание ситуации успеха. |
3. Самоопределение к деятельнос-ти Цель: формировать умение формулировать тему урока; учить ставить цели урока; определять область знания и незнания по теме урока. На слайде | Приём «Верите ли вы, что….» Ребята, давайте поиграем в иргу «Верите ли вы, что..» у каждого на парте таблица, как на слайде. Я буду читать вопросы, а вы ставьте плюс, если согласны с утверждением и минус, если не согласны. Третий столбик у вас пока остаётся пустым. …..насекомые, пресмыкающиеся и птицы размножаются яйцами? ….рыбы и земноводные размножаются икрой? …звери и млекопитающие рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком? … бабочки развиваются по пути: личинки – гусеницы – куколки – взрослая бабочка? … у всех насекомых бывают куколки? … земноводные развиваются по пути икра – головастики – взрослое земноводное? .. у большинства зверей и млекопитающих детёныши рождаются весной? Сегодня в течении урока вы будете обращаться к таблице и видеть насколько были правы. Приём «Корзина идей» Ребята, какие слова часто повторяются в вопросах? Как понимаете, что такое развитие и размножение? Проверим по толковому словарю С. И. Ожегова. Развитие- процесс закономерного изменения, переход из одного состояния в другое, более совершенное. Размножение - процесс воспроизведение себе подобных особей. Предположите, какая у нас сегодня тема урока? Что бы вы хотели узнать по этой теме урока? Давайте попробуем поставить цель на урок? | Дети отвечают на вопросы, ставят + или – после каждого вопроса, выясняют что поставили. Некоторые вопросы, почему так ответили. Слушают информацию, конкретизируют. Размножаются и развиваются Сопоставление предположений и понятий по словарю. Размножение и развитие животных Дети высказывают, что хотели бы узнать по теме урока, ставят цель на урок. | Познавательные: - самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; - осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: - умеют сравнивать, анализировать, делать выводы, строить рассуждения по выходу из затруднения. Умеют формулировать тему урока, ставить задачи и цели учебной деятельности на уроке; - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: - умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: - оценивают усваиваемое содержание с нравственно – эстетической точки зрения. |
4. Физминутка | Раз – присядка, два – прыжок, Это заячья зарядка. А лисята как проснутся Любят долго потянуться. Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка – косолапый Широко расставив лапы То одну, то обе вместе Долго топчется на месте. А кому зарядки мало- Начинает всё сначала! | Кулачками потереть глаза, потянуться Зевнуть, прикрывая рот ладошкой Движения из стороны в сторону Прогнуть спину вперёд, подпрыгнуть на месте Руки полусогнуты, ладошки соединены вместе ниже пояса, ноги на ширине плеч, переступание с ноги на ногу, раскачивание туловища из стороны в сторону | Коммуникативные: - смена деятельности учащихся. Волевая саморегуляция. Выполняют упражнений со всеми. |
5. Открытие новых знаний Цель: Учащиеся познакомятся с размножением и развитием некоторых групп животных; Научатся извлекать информацию по теме урока самостоя тельно из источников информа ции; развивать внимание, память, умение анализиро вать, конкретизировать информа цию . | Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, то есть в систему. У вас на партах есть таблицы, которые мы вместе будем заполнять. Рассмотрите таблицу. Назовите группы животных? Откройте учебник на стр. 100 -101. К какому виду животных относятся бабочка и кузнечик? Как размножаются и развиваются бабочка? Кузнечик? Занесите данные в таблицу. А сейчас вас ждёт групповая работа. Вам необходимо заполнить остальные графы таблицы: рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери, земноводные. 1 группа – учебник, стр. 101 – 102. 2 группа – учебник, стр. 102-103. 3 группа – учебник, стр. 103 -104. О каких животных будет заполнять 1 группа, 2 группа, 3 группа? Приступили. Подготовьте выступление группы. Как развиваются и размножаются рыбы? Как размножаются и развиваются земноводные? Как происходит развитие пресмыкающихся? Расскажите о размножении и развитие птиц? И последняя группа – звери? Оцените работу вашей группы. Всё ли у вас получилось? Все ли работали в вашей группе? | Дети рассматривают таблицу. Насекомые Запись в таблице: Яйцо – личинка – куколка – взрослая бабочка Яйцо – личинка – взрослое насекомое Дети слушают задание. Читают, анализируют, выделяют главное, заполняют таблицу по своему животному, выступают перед одноклассниками, заполняют оставшиеся графы таблицы. Отчёт групп, заполнение таблицы. Показывают модель на доске Икра – малёк – рыба Икра – головастик – лягушка Яйцо – детёныш – взрослое животное Яйцо – детёныш – взрослая птица Детёныш – взрослое животное | Познавательные: - учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей; - обнаруживать взаимосвязи в природе; - узнают, как развиваются и размножаются животные. Регулятивные: - осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; - проводят поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач; - осознанно и произвольно строят речевое высказывание; - используют знаково – символические средства представления информации для решения учебных и практических задач; - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: - выражают свои мысли, аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; - достигают договорённости и согласования общего решения; - владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстника и взрослыми. Личностные: - осознают ответственность за общее дело; - оценивают усваиваемое содержание с нравственно – этической точки зрения; - проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету. |
Систематизация знаний. Первичное закрепление материала. Цель: провести первичное закрепление знаний. | Какие животные откладывают яйца? Какие животные мечут икру? Чем отличается размножение животных от других животных? Кто три раза родится? Вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока. Давайте теперь заполним третий столбик. Оцените, насколько вы были правы? | Насекомые, пресмыкающиеся, птицы Рыбы, земноводные Звери рождают детёнышей Насекомые: 1-личинка, 2 – куколка, 3- взрослое насекомое Дети осуществляют анализ информации, высказывают свои результаты | Коммуникативные: Умеют высказывать свою точку зрения. Выполняют самоконтроль, самопроверку и коррекцию знаний. Регулятивные: Умеют оценивать свою деятельность. Определяют признаки конкретных групп животных. Выполнять учебное задание с поставленной целью. Познавательные: правильно называют группы животных, соответственно их групповым признакам. Личностные: - осознают ответственность за общее дело; - оценивают усваиваемое содержание с нравственно – этической точки зрения; - проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету. |
Примене- ние знаний на практике цель; формировать умение составлять модели развития животных на основе данных таблицы. | Вот какие открытия мы сегодня сделали на уроке. Давайте всё обобщим, пользуясь таблицей. Вам необходимо заполнить пропуски в схемах развития животных. | Дети пользуясь таблицей, заполняют пропуски в схемах. Схемы на доске, картинки с животными, вставить недостающую картинку. |
8.Рефлексия цель: определить область знания и незнания по новой теме урока. | Сейчас мы с вами заселим цветочную поляну бабочками и заодно проведём рефлексию. Желтая бабочка – мне всё понятно; Зелёная бабочка – у меня были затруднения (какие); Красная бабочка – я вообще не понял материал. | Учащиеся проводят рефлексию, рассуждают, делают выводы об изученном материале. | Регулятивные: Умеют оценивать результат своей деятельности. Умеют соотносить результат с поставленной целью. |
Итог. Цель: подвести итог урока, сделать вывод о тайнах природы, открытых на уроке. | Ребята, что на уроке запомнилось больше всего? Какие тайны мы с вами открыли на уроке? Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо знать эту информацию о развитие животных? Теперь оценим каждый свою работу на уроке. У вас на столах лежат отметки, поставьте каждый себе отметку за урок. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся подводят итог урока, оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: Умеют анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения по выходу из затруднений. |
10. Домашнее задание Цель:моти-вировать учащихся на ситуацию успеха при выборе и выполнении домашнего задания. | Красная карточка – задания повышенного уровня сложности Прочитать материал в учебнике на стр. 100 – 104. Выполнить задания в тетради на печатной основе. Выполнить все задания в учебнике на стр. 105. Зелёная карточка – базовый уровень сложности Прочитать материал в учебнике на стр. 100 – 104. Выполнить задания в тетради на печатной основе. Выполнить все задания в учебнике на стр. 104. Синяя карточка – минимальный уровень сложности Прочитать материал в учебнике на стр. 100 – 104. Выполнить задания в тетради на печатной основе. | Дети анализируют полученную информацию, выбирают карточку соответствующего уровня сложности. | Регулятивные: Умеют самостоятельно, адекватно оценивать свои возможности при выполнении домашнего задания. |
Спишите текст, вставьте где надо предлоги.
Спишите текст, вставьте где надо предлоги.
Ноябрь 2016 года.