Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития осознанного чтения»
Методы и приёмы формирования правильного чтения
Правильное чтение – это чтение безошибочное. Для выработки правильного чтения учащихся необходимо соблюдение следующих условий: организация каждодневных упражнений в чтении под контролем учителя, предупреждение ошибок в чтении ,своевременное их исправление.
Для предупреждения и преодоления возможных ошибок при чтении включен материал, который предполагает проведение работы по следующим направлениям:
1. Формирование умения осознавать механизм образования слоговой структуры слова.
2. Привлечение внимания учащихся к буквенному составу слова.
3. Привлечение внимания учащихся к морфемному составу слова.
В рамках первого направления большое внимание уделяется правильному прочтению учащимися слов, многосложных по составу или имеющих рядом несколько букв, обозначающих согласные звуки (слова со стечением согласных звуков). Такие слова даны перед текстом в послоговой разбивке и обязательно должны быть прочитаны учащимися до работы над текстом. Чтобы предотвратить у школьников снижение интереса к самому процессу чтения, учитель может предусмотреть использование на уроке различных вариантов чтения отдельных слов:
— хоровое, групповое или индивидуальное;
— чтение с поощрением жетонами или фишками; чтение-соревнование.
Ошибки, связанные с перестановкой или пропуском букв, чаще всего возникают в тех словах, где рядом находятся несколько букв, обозначающих согласные звуки. В качестве основных приемов работы, направленных на предотвращение появления такого рода ошибок, в содержание материала учебника включены упражнения на чтение с подготовкой и чтение с наращиванием одной или нескольких букв. При чтении с подготовкой ученики начинают читать не с прямого открытого слога, а с произнесения гласного звука, обозначенного одной буквой. Это позволяет им сначала почувствовать положение органов артикуляционного аппарата при произнесении изолированного гласного звука, а затем уже произнести согласный в артикуляционном укладе данного гласного звука. После этого ученики читают полученный слог, добавляют еще одну букву и т. д., пока не сложится слово.
Второе направление работы по формированию правильности чтения — это привлечение внимания учеников к словам, различающимся по буквенному составу либо количеством букв и их последовательностью в словах, либо одной лишь буквой при совпадении количества и порядка буквенного состава. В этих случаях смыслоразличительные буквы также выделены полужирным шрифтом. Для того чтобы чтение этих слов было достаточно осознанным, учитель или просит ученика объяснить значение слова, или обращает его внимание на иллюстрацию, помещенную в тексте.
Памятка «Учись читать правильно»
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. «Речевая зарядка это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения учащихся при чтении текста» (А.К. Аксенова). Речевая зарядка помогает решить следующие задачи: установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференцировать сходные единицы чтения, накопить в памяти слоги и слова, схватывающиеся сразу, без буквенного чтения.
Речевая зарядка – особый этап урока, где в момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Правильно проведенная речевая зарядка воспитывает у учащихся убеждение, что любые трудности, связанные с чтением могут быть преодолены. Дальнейшая работа с текстом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная.
Речевая зарядка проводится в начале урока в течение 3-5 минут и может включать следующие виды упражнений:
1.Дифференциация сходных слогов и слов.
са — за ма — мя гол — кол
со —зо мо — мё гора — кора
су — зу му — мю игра — икра
2. Чтение слогов по подобию.
а о у
на но ну
за зо зу
ла ло лу
При выполнении этого задания учитель должен обращать внимание учащегося на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одним и тем же гласным — положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
3.Чтение слов по подобию.
мак майка Ваня
рак зайка Маня
бак гайка Таня
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов.
4. Чтение слов путем наращивания согласных.
низ — вниз плыл — всплыл чай — чайник
бил — вбил плеск — всплеск двор — дворник
лез — влез копал — вскопал рыба — рыбак
5. Чтение слогов и слов с подготовкой.
а— ан— бан — бант
е— се— сер— серп
о— то— сто — стол — столб
с— то— сто — ит — стоит
6.Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной - двумя буквами (звуками).
пила — липа карп — парк коза — коса
палка — лапка гора — рога ужи — лужи
Эти задания закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляции. Хоровое проговаривание рифмованных строчек организует учащихся и создает в классе хороший эмоциональный фон.
Методы и приёмы формирования беглости чтения
Под беглым чтением понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста. Нормальным считается темп, приближающийся к разговорной речи. Учитывая требования программы, необходимо обеспечить постепенный переход учащихся от неслогового чтения к чтению целыми словами, т. е. заложить определенную базу для формирования данного качества чтения. Основная причина, затрудняющая выработку беглости чтения, заключается в узости поля зрения и неточности зрительного восприятия школьников с недоразвитием интеллекта — они зачастую не могут «схватить» слово целиком или даже часть слова. Чтобы помочь им преодолеть это затруднение в текстах, предусмотрена определенная последовательность в послоговой разбивке слов.
Какие условия способствуют развитию беглости чтения? Учащиеся должны чаще и больше читать. На чтение отводится 25-30 минут урока. При этом очень важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Так как слабые учащиеся могут утомлять своим чтением остальных, их следует вызывать чаще, но читать они должны недолго. Один и тот же текст нужно перечитывать неоднократно во время урока. Но проводить эту работу следует творчески, не заставляя учащихся бессмысленно перечитывать текст, как это бывает, когда учащиеся читают «цепочкой», один за другим, без задания. Такое чтение порождает скуку на уроке, ослабляет интерес к содержанию материала и вырабатывает лишь отвращение к чтению.
Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, можно использовать следующие приёмы:
- ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста;
- повторное чтение после указания учителем ошибок, допущенных учеником при первом чтении;
- нахождение и перечитывание отдельных мест текста при разборе содержания.
Помогает развитию беглости чтения сочетание различных способов работы. На одних уроках учащиеся читают и подробно разбирают текст со стороны содержания, лексики и фразеологии. На других уроках, когда читается лёгкий и интересный текст, подробного разбора не проводится, усваивается только общий смысл и последовательность событий. Ни в коем случае нельзя торопить детей при чтении. Торопливое чтение, как правило неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от такого чтения никогда не будет. Нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика. Надо чаще читать хором, всем классом, колонками, рядами, парами, по одному. Первый раз читать тексты должен только учитель, он передает текст грамотно, эмоционально Пусть дети следят пальчиком: через пальчик, выражаясь фигурально, передается грамота. Следует постоянно расширять их запас слов, когда дети понимают значение слов, им интересно читать. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом.
Методы и приёмы формирования выразительности чтения
Выразительность чтения – это важное средство воспитания и обучения детей. Оно способствует пониманию произведения, воздействует на чувства, эмоции детей, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку. Однако часто учитель требует выразительного чтения, но не знает, как научить читать выразительно.
Выразительно прочитать – это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюдать паузы и логические ударения, нужную интонацию. Учащихся нужно обязательно учить технике выразительного чтения. Необходимо в первую очередь упражнять их в соблюдении грамматической паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки требуют длительной паузы, запятая – короткой паузы). Для выразительности чтения очень много значит логическое ударение, т.е. умение найти самое главное слово во фразе и выделить его голосом. Выработке этого умения помогают упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением её смысла. Например, учитель читает предложение с разной постановкой логического ударения.
Оля купила платье в магазине. (Кто купил платье?)
Оля купила платье в магазине. (Что сделала Оля?)
Оля купила платье в магазине. (Что купила Оля в магазине?)
Оля купила платье в магазине. (Где Оля купила платье?)
После того как дети узнают, что логическое ударение выделяется голосом, они начинают выкрикивать в этом слове ударный слог. Им следует пояснить, что выделить слово ударением – это не значит его выкрикнуть. Слово под ударением должно прозвучать сильнее других, но оно должно быть произнесено даже шёпотом. Необходимо также учить детей изменять силу своего голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса.
Для выработки навыка выразительного чтения большое значение имеет способность учащихся подражать интонации учителя. Выразительное чтение – это умение, основанное в известной степени на подражание образцу. Учащиеся коррекционной школы чаще всего не умеют воспроизводить интонацию учителя, искажают и упрощают её. Им необходима специальная тренировка речевого и слухового аппарата не только в первом классе, но и на последующих годах обучения.
В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной школе во время речевой разминки (пятиминутке). Учитель дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались им, становится неинтересно. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников.
Упражнения для обучения чтению.
1. Упражнения для развития четкости произношения.
1)Образцы чистоговорок:
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ар-ар-ар - кипит наш самовар.
Ор-ор-ор - созрел красный помидор.
Ир-ир-ир - мой папа командир.
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Су-су-су - было холодно в лесу.
2) Образцы скороговорок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Шапкой Мишка шишки сшиб.
- Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит.
- Синичка, синичка - воробью сестричка.
- Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
2. Упражнения для разминки перед чтением.
Параллельно с чистоговорками и скороговорками ведется отработка сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения включены в качестве разминки перед чтением:
1) Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и. э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: а - у, а - о, о – и - е, э - а, а - у -о, у – о –и – э и т. д.
3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.
4. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.