Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2012.).
Кружок «В мире книг» направлен на расширение читательского пространства, реализацию дифференцированного обучения и развитие индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитание ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Актуальность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Цель, задачи, принципы программы по научно-познавательному направлению
Цель: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
развивать память, внимание, воображение.
создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
Принципы:
Принцип наглядности
Принцип сознательности и активности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип помощи друг другу
Принцип культуры общения
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7 - 8 лет.
Срок ее реализации (общая продолжительность, этапы)
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, что значит 33 часа в год.
Формы и режим занятий (дел)
Режим: 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем через один час после окончания уроков, продолжительность занятия – 35 минут.
Формы: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
При прохождении данного кружка предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов-учащиеся должны знатьоб основных произведениях литературы, которые изучаются в 1 классе.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям литературного чтения.
Второй уровень результатов-получение учениками опыта прочтения основных произведений.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
осознание значимости чтения для личного развития;
сформированность потребности в систематическом чтении;
оценивание конкретных поступков как хороших или плохих;
эмоциональное "проживание " текста, выражение своих эмоций.
Требования к уровню сформированности знаний и умений учащихся
К концу обучения курса учащиеся должны знать:
а. Основные произведения литературного чтения.
б. Представления о детских писателях и их сказках.
в. Основы о произведениях литературы
К концу обучения учащиеся должны уметь:
а. Ориентироваться в содержании и смысле произведения.
б. Решать литературные дилеммы на основе учета позиций партнеров в общении, ориентироваться на их мотивы и чувства.
в. Адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей и других людей.
г. строить общение в устной форме.
д. Адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.
Формы подведения итогов реализации программы:
Проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов проводится в виде утренников и соревнований.
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы-темы
Общ. кол-во часов
Теор. кол-во часов
Практ. кол-во часов
1.
Здравствуй, книга!
2
2
1.1.
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление).
1
1
1.2.
Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой.
1
1
2
Книги о Родине и родной природе.
2
1
1
2.1.
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
1
1
2.2.
Структура книги, справочный аппарат книги.
1
1
3.
Писатели детям.
3
2
1
3.1.
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
1
1
3.2.
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
1
1
3.3.
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
1
1
4.
Народная мудрость. Книги-сборники.
2
1
1
4.1.
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
1
1
4.2.
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
1
1
5.
По страницам книг В. Сутеева.
3
2
1
5.1.
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
8.3. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
9. Сказки зарубежных писателей (3ч).
9.1. Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
9.2. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
9.3. Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
10. Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
10.1. Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
10.2. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
11. Дети – герои книг (3ч).
11.1. Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
11.2. Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
11.3. Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
12. Книги о животных (4 ч).
12.1. Книги-сборники о животных.
12.2. Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
12.3. Книги В.Бианки, Г. Скребицкого.
Методическое обеспечение
Формами организациизанятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» являются:
литературные игры,
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями родного края,
уроки-спектакли и т. д.
В процессе деятельности используются такие методы и приемы, как: словесные, наглядные, беседа, викторина, сюжетно-ролевые игры, презентация и печатный материал.
На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
портретов писателей, поэтов;
репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
иллюстраций к литературным произведениям.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
Список литературы
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф