Просмотр содержимого документа
«Учебные игры как средство развития интереса и внимания у обучающихся младших школьников»
Учебные игры как средство развития интереса и внимания у обучающихся младших школьников
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» гласит древняя китайская мудрость. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную.
Если ребёнок не мотивирован на усвоение знаний, в голове у него ничего не отложится. Я считаю, что необходимо в первую очередь увлечь ребёнка, заинтриговать. При помощи каких средств и методов сделать обучение увлекательным?Для младшего школьника имеет исключительное значение игра.Игра для них – учёба, труд, серьёзная форма воспитания.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игра - это естественная форма обучения для ребёнка, которая ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, способствует развитию восприятия, внимания, мышления, развитию творческих способностей, направлена на умственное развитие школьника в целом, формирует навыки самоконтроля и самооценки. Дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т. д.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразии. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Включение игр и занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у детей редкостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.