Данная исследовательская работа представляет практико-ориентированный (учебный) проект по созданию азбуки, отражающей индивидуальные интересы учащихся. Над проектом работали учащиеся 1 «В» класса, их родители, учитель Чернова Г.В. Работу над проектом мы выполняли на уроках, дома и на занятиях научного общества «Прометей». Цель проекта - решение практической задачи в виде создания весёлой азбуки.
Практическая деятельность охватила следующие учебно-предметные области: письмо, чтение, изобразительное искусство. Конечным результатом работы является учебное пособие, выдержанное в определенной тематике: транспорт, предметы быта, морские обитатели, птицы, звери. Темы выбирались детьми и их родителями индивидуально и соответствуют интересам и увлечениям ребенка.
Работа над проектом длилась в течение учебного года и состояла из следующих этапов: выбор темы; поиск информации, оформление листов с гласными буквами, согласными буквами; защита индивидуальных проектов «Моя любимая буква» на празднике «До свидания, Азбука»; участие в школьной научно – практической конференции.
Полученный продукт может быть использован на уроках, занятиях в начальной школе и детских садах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Активизировать научно – исследовательскую деятельность на ранних этапах изучения языка и изобразительного искусства среди учащихся 1 класса.
Проектная деятельность учителя и ученика:
Учитель
Ученик
Предлагает,
ставит проблему,
консультирует,
наблюдает,
помогает,
уточняет,
проверяет,
обобщает,
контролирует,
оценивает.
Анализирует,
сравнивает,
выбирает,
исследует,
изучает,
разрабатывает,
определяет,
обобщает,
оформляет,
защищает проект.
Этапы проектной деятельности:
Этапы
Результаты
1. Обоснование, осознание и принятие идеи создания индивидуальной азбуки, отражающей интересы и увлечения учащихся
1. Осмысленная и принятая идея – задача
2. Технологическая разработка идеи
2. Доведение идеи до возможности ее практической реализации
3.Практическая работа над идеей
3. Практическая реализация идеи
4. Опробование объекта, доработка и самооценка творческого решения идеи
4. Анализ решения творческой задачи и обработка объектов творчества
(по П.Н. Андрианову)
Технология работы над проектом
(А.В. Горяев)
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентация (защита проекта).
Промежуточные этапы исследовательской деятельности.
Выбор темы: это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является компромисс – тема, определяемая как интересами детей, так и возможностями учителя.
Сбор сведений.
Реализация проекта.
Презентация (защита индивидуальных проектов) на празднике «Прощание с Азбукой».
Выступление на школьной научно – практической конференции
Результаты проекта
Самая первая книжка всех учеников – Азбука или Букварь. Она помогает учащимся усвоить печатные и рукописные буквы и их звуковые значения, научиться читать. «Сия зримая малая книжица по речённому алфавитица напечатана бысть по царьскому велению вам младым детям к научению.Ты же благоумное отроча сему внимай и от нижния степени на вышнюю восступай», - было напечатано к ученикам в одном из первых русских букварей. Ведь недаром говорят: азбука – к мудрости ступенька.
При изучении букв русского алфавита и выполнении проекта у нас возникли вопросы:
Что такое азбука и букварь?
Кто являлся создателем первых русских букварей и когда?
Чем алфавит отличается от азбуки?
Кто создал русский алфавит?
Посмотрим в современном толковом словаре русского языка значение слов – букварь и азбука, алфавит. Букварь - учебник для начального обучения чтению и письму. Азбука – русский алфавит или книга для первого знакомства с буквами. Само слово произошло от старинных названий первых двух букв "аз" и "буки". Итак, слова азбука и букварь имеют практически одно значение – это книга для изучения букв. Алфавит – система букв в каком-либо языке, расположенных в определённом порядке. Значит, азбука или букварь – это книга, по которой мы изучаем буквы и учимся грамоте, а алфавит – это порядок расположения букв. А зачем буквы расположили в определённом порядке? Мы выяснили, что знание алфавита - это ключ к быстрому нахождению слов в словаре. Во всех словарях слова расположены в алфавитном порядке. По первой букве слова, которое вы проясняете, вы можете определить, в каком разделе словаря его искать. Иначе можно запутаться, и на прояснение слов уйдёт много времени. Также, если не будем знать алфавит, то не сможем быстро найти нужную книгу в библиотеке, медицинскую карточку в регистратуре; пользоваться словарём, энциклопедией, каталогом. Алфавит - это система, порядок, прежде всего, экономия времени.
Появление букваря относится к 16 веку. В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 г., позже в 1634г. в Москве появился букварь В.Бурцева. В практике школы всегда выживают пособия, дающие высокие практические результаты. Так «Родное слово» К.Д. Ушинского, вышедшее впервые в 1864 году, царило в детской литературе в течение полувека. Книга К.Д.Ушинского – это и хороший букварь, и занимательная книга для детского чтения, и мини-энциклопедия русской жизни. Не забыта в наше время и азбука Л.Н. Толстова. Великий русский писатель главным делом своей жизни считал не многотомный роман «Война и мир», а «Азбуку». «Азбука» Л.Н. Толстова впервые вышла в Москве в 1875 году тиражом 50 тысяч экземпляров.
О своем любимом детище Лев Николаевич писал и говорил охотно и много. "Рассказать, что для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно. Гордые мои мечты об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее". Так писал Лев Николаевич в 1872 году. Полтора века миновало с тех пор. Не два поколения, минимум — пять сменили друг друга. Две мировые войны отгремели. Русского царства не стало. Советский Союз, пришедший ему на смену, тоже перестал существовать. А вот "Трех медведей", "Филиппка" и "Льва и собачку" читают до сих пор. И кто знает, как долго еще будут читать.
Славянский алфавит, в котором 43 буквы, создан двумя учёными монахами, братьями Кириллом и Мефодием. Было это в 863 году, братья Кирилл и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для старославянского языка и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. В честь создателя русской или славянской азбуки её называют кириллица.
До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов. На Руси использовалась глаголица, состоящая из 40-ка букв. В отличие от кириллицы, в основу которой был положен греческий алфавит, в основу глаголицы была положена христианская символика, в первую очередь - крест.
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. В разные исторические эпохи кириллица изменялась. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств.
По мере изучения алфавита мы ответили на все вопросы и создали свою азбуку, От каждого ученика получен результат в виде рисунков на альбомном листе, на котором изображена буква, любой пример на эту букву, подобран стишок или загадка. Далее собрали все и получили... такой результат!
Источники информации
Современный толковый словарь русского языка. М., Ридерз Дайджест, 2004.
Объекты (книги, фильмы).
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кириллица
http://www.detisavve.ru/prose/2011/30995/
http://rbardalzo.narod.ru/4/glag.html
Люди (родители, учителя, сверстники).
Приложение
Защита учебного проекта «Весёлая азбука».
Данная исследовательская работа представляет практико-ориентированный (учебный) проект по созданию азбуки, отражающей индивидуальные интересы учащихся. Над проектом работали учащиеся 1 «В» класса, их родители, учитель Чернова Г.В. Работу над проектом мы выполняли на уроках, дома и на занятиях научного общества «Прометей». Цель проекта - решение практической задачи в виде создания весёлой азбуки.
Практическая деятельность охватила следующие учебно-предметные области: письмо, чтение, изобразительное искусство. Конечным результатом работы является учебное пособие, выдержанное в определенной тематике: транспорт, предметы быта, морские обитатели, птицы, звери. Темы выбирались детьми и их родителями индивидуально и соответствуют интересам и увлечениям ребенка.
Работа над проектом длилась в течение учебного года и состояла из следующих этапов: выбор темы; поиск информации, оформление листов с гласными буквами, согласными буквами; защита индивидуальных проектов «Моя любимая буква» на празднике «До свидания, Азбука»; участие в школьной научно – практической конференции.
Полученный продукт может быть использован на уроках, занятиях в начальной школе и детских садах.
Во время работы над проектом мы узнали:
Что такое азбука и букварь?
Кто являлся создателем первых русских букварей и когда?
Чем алфавит отличается от азбуки?
Кто создал русский алфавит?
Значение слов – букварь и азбука, алфавит мы узнали в современном толковом словаре русского языка. Слова азбука и букварь имеют практически одно значение – это книга для изучения букв. Алфавит – система букв в каком-либо языке, расположенных в определённом порядке. Значит, азбука или букварь – это книга, по которой мы изучаем буквы и учимся грамоте, а алфавит – это порядок расположения букв. А зачем буквы расположили в определённом порядке? Мы выяснили, что знание алфавита - это ключ к быстрому нахождению слов в словаре. Во всех словарях слова расположены в алфавитном порядке. Также, если не будем знать алфавит, то не сможем быстро найти нужную книгу в библиотеке, медицинскую карточку в регистратуре; пользоваться словарём, энциклопедией, каталогом. Алфавит - это система, порядок, прежде всего, экономия времени.
Появление букваря относится к 16 веку. В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Федоровым. Не забыта в наше время и азбука Л.Н. Толстова. Великий русский писатель главным делом своей жизни считал не многотомный роман «Война и мир», а «Азбуку». «Азбука» Л.Н. Толстова впервые вышла в Москве в 1875 году тиражом 50 тысяч экземпляров.
О своем любимом детище Лев Николаевич писал и говорил охотно и много. "Рассказать, что для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно. Гордые мои мечты об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее". Так писал Лев Николаевич в 1872 году. Полтора века миновало с тех пор. Не два поколения, минимум — пять сменили друг друга. Две мировые войны отгремели. Русского царства не стало. Советский Союз, пришедший ему на смену, тоже перестал существовать. А вот "Трех медведей", "Филиппка" и "Льва и собачку" читают до сих пор.
Славянский алфавит, в котором 43 буквы, создан двумя учёными монахами, братьями Кириллом и Мефодием по приказу византийского императора Михаила III для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. В честь создателя русской или славянской азбуки её называют кириллица.
До Кирилла и Мефодия на Руси использовалась глаголица, состоящая из 40-ка букв. В отличие от кириллицы, в основу которой был положен греческий алфавит, в основу глаголицы была положена христианская символика, в первую очередь - крест.
В разные исторические эпохи кириллица изменялась. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств.
Во время работы над проектом мы учились находить и осмысливать нужную информацию, работать в парах и группах, самостоятельно принимать решение, работать по претворению своего выбора, учились презентовать свою работу.
По мере изучения алфавита мы ответили на все вопросы и создали свою азбуку. Каждый ученик проявил свое творчество и фантазию. Ребята использовали для портрета буквы разные материалы и техники.
Посмотрите, какими разными и интересными получились работы!
Закончу своё выступление словами, которые были напечатаны в одном из первых русских букварей: «Сия зримая малая книжица по речённому алфавитица напечатана бысть по царьскому велению вам младым детям к научению. Ты же благоумное отроча сему внимай и от нижния степени на вышнюю восступай». Ведь недаром говорят: азбука – к мудрости ступенька.