Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ для обучающихся с овз»
Окружающий мир
Развитие устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности
1
Искусство
Изобразительное искусство
1
Технология
Ручной труд
1
Физическая культура
Физическая культура
1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ для обучающихся с овз
1 (дополнительный класс) домашнее обучение
(____ VIII вариант 4, СИПР)
Развитие устной речи на основе изучения предметов окружающей
действительности 1ч в неделю
Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения детей с РАС и умеренной, тяжелой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами:
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь).
Ребенок знакомится с 2-3 объектами растительного и животного мира.
Примерное содержание предмета.
1. Растительный мир.
Узнавание (различение) и называние растений (дерево, цветок, трава).
Узнавание (различение) фруктов (банан, яблоко,). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
2.Животный мир.
Узнавание (различение) и называние домашних животных (кот, собака). Знание способов передвижения домашних животных.
Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) диких животных (заяц, волк).
Знание способов передвижения диких животных.
3.Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Развитие устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности»Предметные результаты
Минимальный уровень:
узнавание изученных объектов на иллюстрациях, картинках;
Достаточный уровень:
узнавание и называние (звукокомплексы) изученных объектов на иллюстрациях, картинках;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.
Материально-техническое обеспечение:
графические средства: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы;
информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
аудио и видеоматериалы.
Учебно- методическое обеспечение
Литература для учителя:
Основная: АООП НОО КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г.
Дополнительная: Мультимедийный проектор. Раскраски. Наглядное пособие для педагогов «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». «Ознакомление с окружающим миром», Л.В. Кмытюк, А.В. Усвайская, Москва «Просвещение» 1998 г.
Предметно-практические действия.
Пояснительная записка.
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования предметно-практической деятельности. Задачи изучения предмета:
― расширение знаний о материалах и их свойствах;
― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
На занятиях ППД учебные задачи решаются в практической деятельности обучающегося. Особенностью обучения практической работе является использование без орудийного ручного труда (разрывание, обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание, связывание и т.д.).
Программой предусмотрены следующие виды труда: работа с бумагой, работа с природным материалом, работа с предметами.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой работы кисти и пальцев рук;
формирование зрительно – двигательной координации.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия и узнавания:
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений и ориентации.
3. Развитие учебных умений и навыков:
- контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов).
Развитие речи.
Компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, принятие помощи учителя).
Коррекция индивидуальных недостатков развития.
1. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение ППД отводится 0,5 часа в неделю, всего 16,5 часа
1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Предметно-практические действия».
Предметные результатыМинимальный уровень:
знание правил организации рабочего (сохранять порядок на рабочем месте);
графические средства: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы;
информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
аудио и видеоматериалы.
Учебно- методическое обеспечение Литература для учителя:
Основная:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г.
Дополнительная:
Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цико-то. — М., 1988.
Маллер, А. Р. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. — М., 1981.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практич. пособие / А. Р. Маллер. — М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.
Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с.
Обучение учащихся 1—4 классов вспомогательной школы (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / под ред. В. Г. Петровой.
— М., 1983.
Программы обучения детей с тяжелой формой умственной отсталости. Предметнопрактическая деятельность. 1—4 годы обучения. — Минск, 1998.
Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. —
М., 2001.
Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 1—4 классы. — Минск: Нар. асвета, 2007. — 53 с.
Шинкаренко, В. А. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недостаточности. — Минск, Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Педагог – психолог - 1 раз в месяц.
Заключение ПМПК - Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов.
Расширение представлений об окружающем мире.
5.3. Нравственное воспитание.
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Направления нравственного развития обучающегося:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).
Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности.
Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.
Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.
Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники.
Содержание
Наблюдения
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Доброжелательное отношение к окружающим;
умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема
пищи и др.).
Умение выражать свои желания, делая выбор;
умение принимать на себя посильную ответственность и
понимать результаты своих действий;
умение предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, досуге.
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.
Учебно-методическое обеспечение
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для
детей. – М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. – Москва. Терра –Terra, 1992.
Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. – М, 1991.
Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. – 1992. - № 11-12.
Ручной труд
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.: «Просвещение», 2011год.
Рабочая программа по труду конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимся. С учетом местных условий учебный план трудового обучения у обучающегося на дому включает 3 блока: работа с бумагой и картоном; с природным материалом; с пластическими материалами (пластилин).
Цель: формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученицы форме.
Задачи:
сформировать умения выполнять практические задания поручному труду в доступной для ученицы форме;
воспитывать положительные качества личности: настойчивость, аккуратность; - корректировать мышление и внимание.
Наряду с этими задачами на занятиях по труду реализуются и другие: развитие мелкой ручной моторики, умение сравнивать поделки с образцом, находить и исправлять свои ошибки и т.п.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения).
Однако решению указанных задач препятствуют такая особенность ребенка, как слабая словесная регуляция деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса. Поэтому эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при решении учителем специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.
Ученица должна знать:
применение картона и бумаги;
применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, поролон, обрезки кожи, фольги и др.);
организацию рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими материалами; - правила безопасной работы.
Уметь:
самостоятельно ориентироваться в задании и сравнивать образец с натуральным объектом;
самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия;
выполнять анализ своего изделия и изделия товарища;
употреблять в речи техническую терминологию;
размечать картон и бумагу по шаблонам, по линейке;
резать картон и бумагу ножницами по кривым и прямым линиям;
прорезать отверстия в картоне;
сгибать картон и склеивать по стыкам, оклеивать бумагой объемные изделия.
№ п/п
Тема
кол-во
часов
дата
1
Вводный инструктаж по ОТ.
Работа с бумагой. Линия сгиба. «Веер»
0,5
2
Разрывание бумаги, отрывание небольших кусочков
0,5
3
Складывание фигур из палочек по образцу
0,5
4
Складывание разрезных картинок из 2-4 частей
0,5
5
Работа с мозаикой. Выкладывание прямого ряда из одного цвета
0,5
6
Выкладывание мозаики двух рядов из двух цветов
0,5
7
Работа с нитками. Наматывание в клубок, на картонку
0,5
8
Соединение узлом нескольких нитей
0,5
9
Работа с бумагой. Изготовление книжки-раскладушки
0,5
10
Изготовление закладки с геометрическими фигурами
0,5
11
Работа с конструктором. Построение башни
0,5
12
Построение домика из кубиков одинакового размера
0,5
13
Выкладывание узоров из кубиков по образцу
0,5
14
Инструктаж по ОТ. Приемы работы с пластилином.
0,5
15-16
Лепка палочек «Червяки», шариков «Колобки»
0,5
17
Лепка овощей по образцу
0,5
18
Лепка грибов
0,5
19-20
Сгибание и соединение палочек «Бублики»
0,5
21-22
Сплющивание шарика «Печенье»
0,5
23-24
Лепка предметов, состоящих из нескольких частей
1
25-26
Лепка предметов, состоящих из нескольких частей «Мишка – неваляшка»
1
Лепка предметов, состоящих из 2 частей «Башенка»
27-28
Лепка предметов, состоящих из нескольких частей «Птичка»
1
29-30
Лепка предметов, состоящих из нескольких частей «Утенок»
Рабочая программа по учебному предмету «ИЗО» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы -
М.: «Просвещение», 2011год.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель: формирование навыков изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Задачи:
научить изображать по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и цвету;
воспитывать интерес к рисованию;
прививать навыки самостоятельности и аккуратности; - корректировать моторику.
Ученица должна уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш; - рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Ученица должна знать:
применение картона и бумаги;
применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы – поролон, обрезки кожи, фольги и др.);
организацию рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими материалами; - правила безопасной работы. Ученица должна уметь:
самостоятельно ориентироваться в задании и сравнивать образец с натуральным объектом;
самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия;
выполнять анализ своего изделия и изделия товарища;
употреблять в речи техническую терминологию;
размечать картон и бумагу по шаблонам, по линейке;
резать картон и бумагу ножницами по кривым и прямым линиям;
прорезать отверстия в картоне;
сгибать картон и склеивать по стыкам, оклеивать бумагой объемные изделия.
Изобразительное искусство
№ п/п
Тема
кол-во часов
дата
1.
Вводный инструктаж по ОТ. Рисование кисточкой способом примакивания
«Праздник»
0,25
2.
Рисование красками разноцветных ленточек
0,25
3.
Рисование красками предметов округлой формы: яблок, апельсин,
мячик
0,25
4.
Рисование на тему «Листопад»
0,25
5-6.
Рисование фигур, состоящих из 2 частей (большой и маленький мяч, пирамида, неваляшка)
0,5
7-8.
Дорисовывание сюжетных картинок (колобок на пеньке, шарики на ковре)
0,5
8.
Рисование красками «следы на снегу»
0,25
9.
Рисование предметов овальной формы (яичко, слива, огурец)
0,25
10.
Рисование «корзина с фруктами и овощами» (предметами округлой и
(неваляшка на травке под солнышком; снеговик, внизу много снега, наверху
серые тучи)
0,5
14.
Рисование на тему «Новогодний праздник»
0,25
15.
Рисование предметов округлой формы «Цветные клубочки»
0,25
16.
Сочетание округлой формы с прямыми линиями «Светит солнышко»
0,25
17.
Рисование предметов четырехугольной формы «Разноцветные кубики»
0,25
18.
Рисование предметов четырехугольной формы «Книжки-малышки»
0,25
19-
20.
Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий «Платочек», «Высокий дом»
0,5
21.
Рисование узора из волнистой линии
«Платье»
0,25
22.
Рисование различных узоров «Скатерть», «Ковер»
0,25
23.
Рисование различных линий «Ленточки»
0,25
24.
Рисование предметов, состоящих из линий различной конфигурации
«Одуванчик»
0,25
25-
26.
Рисование предметов, состоящих нескольких частей «Цветы»
0,5
27.
Украшение предметов цветами «Фартук»
0,25
28-
29.
Рисование предметов, состоящих из нескольких частей «Дерево»
0,5
30-
31.
Рисование предметов, состоящих из нескольких частей «Яблоня»
0,5
32.
Рисование на тему «Сказочный лес»
0,25
33.
Рисование на тему «Здравствуй, лето!»
0,25
Физическая культура
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью и слепых слабовидящих детей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19 декабря 2014г. No1599,
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. No273-Ф3, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. No253 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013г, регистрационный 3 30213). «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год», «Письмом от 08.10.2010г. NoИК-1494/19»0 введении третьего часа физической культуры», приложение «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Программой для специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, 2014 г., Программой по физической культуре для учащихся 0-4 класса.
Цель: Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности.
Задача:
Воспитание у детей доброжелательности, терпимости, стремления к самосовершенствованию во всех сферах жизнедеятельности.
Формирование и совершенствование умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазанье, равновесии, передвижении на лыжах.
Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности учащихся.
Развитие основных двигательных качеств.
Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой.
Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Наглядные (показ упражнения учеником, демонстрации техники выполнения упражнений);
Практические (практически выполнения упражнений). Основные направления коррекционной работы.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсорного развития:
Развитие мелкой моторики и пальцев рук.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Коррекция и развитие внимания;
Развитие пространственных представлений и ориентации.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы:
Развитие инициативности, стремления доводить начатое до конца;
Формирование умения преодолевать трудности;
Воспитание самостоятельности принятия решения;
Формирование устойчивости и адекватной самооценки;
Воспитание правильного отношения к критике. Коррекция и развитие речи:
Укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
Формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения; • Расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; • Развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазанья, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и
техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры. Всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и
физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениям. Из программы характеристика.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В 1 классе на физическую культуру отводится по 0,25 часа в неделю, всего 8,25 часа на 33 учебные недели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета физическая культура.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; проявление учебных мотивов;
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Регулятивные результаты:
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные результаты:
Видеть красоту движений;
Оценивать красоту телосложения и осанки;
Технически правильно выполнять двигательные действия и использовать их в игровой деятельности.
Самостоятельно организовывать деятельность с учетом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе еѐ выполнения;
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их эталонными образцами; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса Учащиеся должны уметь:
, Выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме.
Чередовать бег с ходьбой.
Подпрыгивать на одной и на двух ногах.
Метать мячи одной рукой с места.
Мягко приземляться при прыжках.
Передвигаться на лыжах.
Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.
Учащиеся должны знать:
Где правая и левая сторона, верх и низ.
Что называется, гимнастическим упражнением, названия снарядов.
Правила поведения на уроках физкультуры
• Что такое ходьба, бег, прыжки, метание.
Как подготовиться к занятиям по лыжной подготовке.
Правила поведения на занятиях. • Правила поведения во время игр.
Календарно - тематическое планирование
Приложение 1
Перечень учебно-методического обеспечения
Тематическое планирование 1 класс.
Приложение 1
N
Тема урока
По плану
По факту
1
Инструктаж по ТБ. Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках. Подвижная игра «Два мороза».
2
Инструктаж по ТБ. Ходьба под счет. Ходьба на носках, на пятках. Подвижная игра «Два мороза».
3
Разновидности ходьбы. Бег с ускорением. Бег 60 м. Ходьба с высоким подниманием бедра. Подвижная игра «Вызов номера».
4
Ходьба на носках, пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Бег 30, 60 м. подвижная игра «Зайцы в огороде».
5
Бег с ускорением. Бег 60 м. Подвижная игра «Вызов номера».
6
Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. Подвижная игра «Два мороза».
7
Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. Подвижная игра «Два мороза».
8
Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. Подвижная игра «Лисы и куры».
9
Метание малого мяча из положения стоя грудью в направления метания. Подвижная игра «К своим флажкам».
10
Метание малого мяча из положения стоя грудью в направления метания. Подвижная игра «Попади в мяч».
11
Метание малого мяча из положения стоя грудью в направления метания. Подвижная игра «Кто дальше бросит».
12
Инструктаж по ТБ. Эстафеты. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза».
13
Игры: «Лисы и куры», «Точный расчет».
14
Игры: «Лисы и куры», «Точный расчет».
15
Игры: «Лисы и куры», «Точный расчет».
16
Основная стойка. Перекаты лежа на животе и из упора стоя на коленях. Игра «Лисы и куры».
17
Основная стойка. Перекаты лежа на животе и из упора стоя на коленях. Игра «Лисы и куры».
18
Инструктаж по ТБ. Бросок мяча снизу на месте. Игра «Школа мяча».
19
Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра «Играй, играй-мяч не теряй».
20
Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра «Играй, играй-мяч не теряй».
21
Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра «Играй, играй-мяч не теряй».
22
Инструктаж по ТБ. Переноска и надевание лыж
23
Ступающий и скользящий шаг «Играй, играй-мяч не теряй».
24
Ступающий и скользящий шаг «Играй, играй-мяч не теряй».
25
Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). Игра «Попади в обруч».
26
Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). Игра «Попади в обруч».
27
Ловля и передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте. Игра
«Мяч водящему
28
Ловля и передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте. Игра
«Мяч водящему
29
Инструктаж по ТБ. Бросок мяча снизу на месте в щит. Игра «Попади в обруч».
30
Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой. Игра «У кого меньше мячей»
31
Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой. Игра «У кого меньше мячей»
32
Прыжок в длину с места.
Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи: повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических
образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и на занятиях; обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и
результатах ее освоения; Мероприятия:
Психокоррекционные занятия.
Индивидуальные консультации родителей со специалистами.
Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.
Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка.
Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.
Консультирование.
Ведение дневника наблюдений (краткие записи).
Личные беседы. Поощрение активных родителей.
Задачи
Мероприятия
Отчет о проведении
Повышение осведомленности
родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка
-индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей);
-индивидуальные консультации родителей по темам:
«Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях»,
«Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР».
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной
организации
-участие родителей в разработке СИПР;
-консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы
Организация
регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения
-личные беседы;
-ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
-присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир»происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным) .
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) , тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы) , так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации) . По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.
Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме» необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка.
Должна быть обеспечена материально техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
Информационно-методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
0 баллов – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).
1балл – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.
2 балла– выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 3 балла– выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
балла– выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
баллов– выполняет действие самостоятельно
Карта формирования умений и навыков по ППД
№
ЗУН
1ч
2ч
3ч
4ч
1.
Умение фиксировать взор на деятельности педагога
2.
Умение выполнять простые статические
подражательные действия за учителем
3.
Умение выполнять простые динамические
подражательные действия за учителем
4.
Умение выполнять простые статические действия по словесной инструкции
5.
Умение выполнять простые динамические действия по словесной инструкции
6.
Умение катать мячик по подражанию
7.
Умение катать мячик по словесной инструкции
8.
Умение бросать мяч в корзину по подражанию
9.
Умение бросать мяч в корзину по словесной инструкции
10.
Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по подражанию
11.
Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по словесной инструкции
12.
Умение складывать пирамидку по подражанию
13.
Умение складывать пирамидку по словесной инструкции
14.
Умение нанизывать пуговицы на нитку
15.
Умение катать машинку в определенном направлении
Итог
Карта формирования умений и навыков по самообслуживанию
№
ЗУН
1ч
2ч
3ч
4ч
1.
Умение различать части тела
2.
Умение использовать массажную расческу и гребень
3.
Умение открывать и закрывать пластмассовую посуду, банки и бутылки
4.
Умение протирать тряпкой рабочий стол и предметы обихода
5.
Умение застегивать и расстегивать пуговки и кнопки на дидактическом материале
6.
Умение застегивать и расстегивать пуговки при использовании одежды
7.
Умение застегивать и расстегивать молнии на дидактическом материале
8.
Умение застегивать и расстегивать молнии при использовании одежды
9.
Умение соотносить реальный предмет и его изображение с написанием
10.
Умение шнуровать при использовании
дидактического материала
11.
Умение выполнять элементы шнурования
ботинок
Итог
Карта формирования умений и навыков по ИЗО
№
ЗУН
1ч
2ч
3ч
4ч
1.
Умение использовать простой карандаш, ручку
2.
Умение использовать цветные карандаши и фломастеры
3.
Умение изображать произвольную прямую линию на листе бумаги
4.
Умение изображать произвольную прямую линию в рамках фигур
5.
Умение заштриховывать фигуры и символы горизонтально
6.
Умение заштриховывать фигуры и символы
вертикально
7.
Умение раскрашивать, используя знакомые ахроматические цвета
8.
Умение раскрашивать используя знакомые
хроматические цвета
9.
Умение рисовать простым карандашом по опорным точкам
10.
Умение дорисовывать изображения
слаборасчлененных кругов и квадратов
11.
Умение выполнять элементы шнурования
ботинок
Итог
Контроль уровня обученности
№
п/п
Критерий
I
полугодие
II
полугодие
год
1.
Слежение глазами за движущимся предметом или человеком
Высказывание и повтор слов, обозначающих просьбы и действия
5.
Рассматривание простых картинок в книге
6.
Узнавание и показ знакомых предметов на картинках
7.
Узнавание частей тела, показ на себе
8.
Понимание и точное исполнение простых речевых инструкций («Покачай куклу», «Возьми шарик»)
9.
Конструктивная деятельность (складывание, накладывание)
10.
Сборка и разборка пирамидки из 1 кольца
11.
Сборка и разборка без учета величины колец
12.
Складывание матрешки из двух частей
13.
Разбор постройки, аккуратное складывание деталей в коробку
14.
Сортировка предметов по цвету
15.
Сортировка предметов по форме
16.
Сортировка предметов по размеру (большой-маленький)
17.
Копирование простых рисунков (дорожка на манке)
18.
Разминание пластилина, отщипывание по кусочку
19.
Рисование следов примакиванием кисточкой
20.
Удерживание в руке карандаша
21.
Проведение ломаных линий карандашом
Список литературы
Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития. – М.: Дефектология. – 2004.- 54 с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2005 – 208 с.
Программа «Воспитание и обучение детей в условиях домовинтернатов»/пособие для педагогов/под. ред. И.К. Боровской.- Минск, 2007. 4. Программа для 0-4 классов «Особый ребенок»/Худенко Е.Д., Баряева Л.Б., Шаховская С.Н. и др.- М., 2011.- 218 с.
Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/под. ред. В.В. Воронковой.- М.: «Просвещение», 1999 г.
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р. Маллер. – Москва: Аркти, 2005. – 176 с.
Шигарева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии.
Педагогическая помощь. – М.: Академия, 2006.- 124 с.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. - СПб.: Речь, 2005.- 477 с.
Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме» необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка.
Должна быть обеспечена материально техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
Информационно-методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.