Алгоритм - четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить; такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат.
Применение алгоритмов способствуют умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников. Высказывается опасение, что обучение алгоритмам может привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил детей. Конечно, огромное место в обучении занимает выработка различных автоматизированных действий - навыков. Эти навыки - необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Но, обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их. Оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это есть творческий процесс. Таким образом, алгоритмизация может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению.
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени. Наконец, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она представляется целесообразной.
Алгоритм - четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить; такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат.
Применение алгоритмов способствуют умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников. Высказывается опасение, что обучение алгоритмам может привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил детей. Конечно, огромное место в обучении занимает выработка различных автоматизированных действий - навыков. Эти навыки - необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Но, обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их. Оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это есть творческий процесс. Таким образом, алгоритмизация может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению.
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени. Наконец, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она представляется целесообразной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Алгоритм- четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить; такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат.
Применение алгоритмов способствуют умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников. Высказывается опасение, что обучение алгоритмам может привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил детей. Конечно, огромное место в обучении занимает выработка различных автоматизированных действий - навыков. Эти навыки - необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Но, обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их. Оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это есть творческий процесс. Таким образом, алгоритмизация может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению.
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени. Наконец, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она представляется целесообразной.
Неверно представлять дело и так, будто алгоритмизация, автоматизируя некоторые стороны учебной деятельности, в какой-то мере умаляет роль учителя. Учитель, был и останется главной фигурой в обучении. На нем по-прежнему будут лежать функции организации коллектива и воспитания учеников. Влияние его личности не сможет заменить никакое алгоритмизованное пособие или обучающая машина.
Неосновательно и мнение, что алгоритмы представляют собой некоторый сверхпрограммный материал, осложняющий учебный процесс. Дополнительная нагрузка и трудности для учащихся создаются не тогда, когда в их умственную деятельность вносится определенный порядок и система, а когда эти порядок и система отсутствуют.
Технологическая цепочка творческой работы с алгоритмами базируется на следующих пунктах:
Понятие о плане (алгоритме). Следование плану (алгоритму).
Воссоздание планов (алгоритмов).
Дополнение плана (алгоритма).
Творческое преобразование плана (алгоритма).
Конструирование алгоритмов на разных уроках.
Самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого характера.
В прилагаемых уроках мы попытались использовать разные пункты технологической цепочки творческой работы с алгоритмами.
Список источников:
Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Высшая школа, 1995. - 336 с.
Вельдбрехт Е. Е. Диагностика творческих способностей. - Херсон, Видавництво ХДПУ, 2002. - 104 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
Занков Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения - М.: Высшая школа, 1988. -39 с.
Лайда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966. - 254 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 23 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988. 175 с.
Селезнева Л.Б. Русская орфография и пунктуация. - М.: Высшая школа, 2003. – 352 с.