kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий проект "Ёлочка, живи!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечение  внимания ребят к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности.Узнать о роли хвойных лесов на планете, о связяах с другими организмами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Ёлочка, живи!"»

Творческий проект «Ёлочка, живи!»


Новый год. Украшенная елка.
Все смеются, кружатся вокруг.
А бедняжка плачет втихомолку -
Лишь вчера жила среди подруг.
Не руби ж красавицу лесную,
Если ты природе верный друг!
Не губите, люди, елочку в лесу,
Не губите елочку - русскую красу!
Не рубите вы ее ради двух-трех дней,
Вам без елки праздничной будет веселей!


Автор проекта: Лукьянова Т.Е.

Тема проекта: "Ёлочка, живи!"

Цель проекта: привлечение внимания ребят к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности

Задачи:

  • Ознакомиться с хвойными деревьями, используя научно-популярную литературу.

  • Выявить отношение обучающихся к данной проблеме.

  • Провести некоторые исследования.

  • Узнать о роли хвойных лесов на планете, о связях с другими организмами.

  • Провести количественный учет и сбор выброшенных хвойных деревьев.

  • Составить рекомендации по экологически грамотному поведению.

  • Провести разъяснительную работу по охране окружающей среды и возможному использованию хвойных деревьев.



Продолжительность проекта: 2 месяца (ноябрь- декабрь)

Основа проекта: Государственный стандарт начального общего образования.

Предметы, класс: окружающий мир, технология, русский язык, математика, ИЗО, 1 класс.

Краткая аннотация проекта:

В современном мире проблема утилизации отходов жизнедеятельности человека стоит очень остро. После новогодних праздников ко всему добавляется новая проблема – куда деть «отслужившее» хвойное дерево без ущерба окружающей среде.

Основополагающий вопрос:

Нужно ли беречь зелёные насаждения?

Проблемные вопросы учебной темы:

Важно ли сохранить природу родного края? Что нужно сделать для этого?

Учебные вопросы:

Почему жители нашего города ставят ёлку?»

Почему именно ёлка становится украшением новогоднего праздника?

Краткое описание проекта:

Проект поможет развитию экологической грамотности и знакомству с хвойными растениями (ель, сосна) Московской области. Научит называть и сравнивать эти растения, наблюдать за ними, поможет определить роль этих растений в природе. Учащиеся научатся вести себя в лесу, парке бережно относится к природе.



Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения пропаганды среди обучающихся школы, по месту жительства среди своих сверстников и местного населения;

  • высказывания собственных суждений о бережном отношении к природе.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

  • компьютер

  • телевизор

  • камера





План проведения проекта:

Подготовительный этап

  1. Составление предварительного плана проведения проекта;

  2. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о хвойных растениях;

  3. Подготовка презентации для привлечения детей к проекту;

  4. Разработка анкеты для проведения опроса учащихся, с целью выявления знаний детей о хвойных растениях.



Основной этап

мероприятие

сроки

1.

Анкета входная.

ноябрь

2.

Знакомство с растениями. Презентация, беседа.


3.

Экскурсия в парк и на школьную территорию.


4.

Рисуем ель и сосну (урок ИЗО)


5.

Экскурсия с родителями в выходные дни.


6.

Чтение стихов о ели и сосне, отгадывание загадок.


7.

Сбор книг о растениях, стихов, загадок, пословиц и поговороко ели и сосне. Подбор книг в библиотеке.


8.

Выполнение заданий и отгадывание кроссвордов, ребусов. (творческие задания)


9.

Просмотр мультфильма и чтение сказки Г.Х. Андерсена «Ель»


10.

Рисуем экологические знаки.


11.

Аппликация по технологии «Ёлочка». Коллективная работа.


12.

Презентация «С кем дружит ель».


13.

Викторина о хвойных деревьях.


14.

Правила поведения в парке, в лесу.


15.

Выставка работ «Моя ёлочка».


16.

Итоговая анкета по проекту.




Заключительный этап.

Готовый продукт проекта:

Оформление альбома работ на данную тему, выставка рисунков растений, поделок. Выполнение различных творческих заданий . Викторина по командам.

Оборудование:

  • фотоаппарат

  • компьютер

  • телевизор

  • магнитофон

  • мультимедийные системы

  • другие справочники на CD-ROM











Материалы к проекту

Хвойный лес



Очень хорош и красив хвойный бор. Идешь по лесу – точно высокие, чистые огромные свечи возвышаются над головою. Земля покрыта опавшей прошлогодней хвоей. Одна к другой тесно жмутся молодые елочки.

Лес – кладовая, из которой почти все отрасли народного хозяйства черпают сырье для производства. Основную массу древесины изготавливают в хвойных лесах. Ель дает ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, спирт и пластмассы, автомобильные покрышки, искусственную кожу и музыкальные инструменты. Кедровое масло, скипидар, канифоль, лекарства тоже получают из семян, древесины, хвои. Из ели изготавливают вискозные ткани. Если срубленное дерево используется разумно и экономно, то можно получить много разных полезных продуктов: из хвои – витаминную муку для домашних животных, из веток – древесноволокнистые плиты, из коры – удобрения, из пней – скипидар.

Лес – собиратель и хранитель влаги.

Лес играет огромную роль в борьбе с эрозией почв, суховеями и черными бурями.

Хвойные леса – это легкие земли, дарующие жизнь всем живым организмам. Они выделяют в воздух много кислорода, фитонцидов.

Ели и сосны могут быть синоптиками, т.к. перед дождем их ветви опускаются, а чешуйки шишек плотнее прижимаются друг к другу.



Ель

У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их игрушками и подарками. Но особенно хороша ель на свободе - зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами и выкармливая птенцов, в зимнюю лютую стужу. В непроходимых еловых лесах строят берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся от врагов и непогоды зайцы-беляки. В густых колючих ветвях ели строят домики-гнезда белки.

В феврале-марте из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк.

Сосна

С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Одно из ее необыкновенных качеств – стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится сосна – темноты. Ей нужно много света и солнца. Поэтому сосну сажают там, где не могут вырасти другие деревья. А сосне на пользу – никто не затеняет молодую поросль, не мешает ей. Ну, а если почва песчаная, где мало влаги и питательных веществ, - что же у сосны очень длинные корни. И благодаря ним дерево добудет из почвы все, что ему надо для жизни.

Еще одно замечательное свойство сосны – способность очищать воздух от бактерий, делать его здоровым. Это дерево здоровья. Сосновый воздух – драгоценность. Недаром санатории, дома отдыха, лесные школы строят там, где много сосен.

Образец анкеты

Фамилия имя ученика

Ежегодно ли в вашей семье наряжается живая елка под Новый год?

Есть ли в доме искусственная елка?

Хотели бы вы, вместо настоящей нарядить искусственную елку?




Кто дружит с елью

Изучите дополнительную литературу и узнайте, как ель связана со многими живыми организмами.



Питание

Жилище

Укрытие

Белка (семена, крупные почки, молодые побеги)

Строит гнездо – гайно


Мыши и полевки (семена)



Дятел (семена, личинки насекомых)




Дрозд рябинник, снегири


Клест (семена)

Строит гнездо на елях


Королек (семена, мелкие насекомые)

Строит гнездо


Синица длиннохвостая (мелкие насекомые)

Строит гнездо


Бурундук (семена)




Медведь (устраивает берлогу под корнями упавшей ели)

Заяц (прячется от врагов и непогоды)



Филин (караулит мышей для еды)

Усачи короеды (едят кору)





Кислица и черника любят еловую тень



Грибы любят расти под елью





Инсценировка «Ель».

Ель: «Узнать меня может всякий. В каждом доме в новогодний праздник стоят мои наряженные подружки».

Береза: «Ты забыла сказать, что колючие зеленые иголки на тебе круглый год».

Ель: «Права ты, соседушка. Про меня даже загадка есть:

-Что за стройная девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год».

Клёст – еловик:

«Но мало кто тебя узнает по голосу».

Сорока:

«Как по голосу?»

Клёст-еловик:

«У каждого дерева свой голос. Самый звонкий и певучий у ели».

Ель:

«Клёст правду говорит… Еще в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки. И по сей день не только скрипки, но и другие музыкальные инструменты делают из этого певучего дерева, потому что ни одно другое дерево не дает такого отголоска, отзвука, как ель».

Сорока:

«Интересное дерево. Казалось бы самая обыкновенная ель. Оказывается, вовсе и нет. Видно много загадок хранит она в себе».

-Ребята, а вы можете разгадать загадки елочки? (да).

-Конечно, сможете, если вспомните рассказ «ЕЛЬ» В. Зотова, а поможет нам игра «Цепочка»: передаем друг другу эту елочку и начинаем свой ответ со слов «Я знаю».

Игра «Цепочка»:

-Я знаю, что у ели листья называются…(хвоя).

-Я знаю, что у ели вверху …(короткие ветки, а внизу длинные).

-Я знаю, что еловыми шишками питаются…(белки, клесты, сороки).

-Я знаю, что белка питается не только семенами, но…(еще почками и молодыми побегами ели).

-Я знаю, что ель живет…(триста лет).

-Я знаю, что на Новый год наряжают…(елку).

-Я знаю, что у дерева есть…(ствол, ветки и корень).

-Я знаю, что с древесины делают… (мебель, дома, книги, тетради, карандаши и сувениры).

-Я знаю, что ели не боятся снегопада.

-Я знаю, что ели боятся сильного ветра, потому что корни неглубоко под землей.

-Я знаю, что ель может расти рядом с другими деревьями. (и т.д. - «Кто еще что знает?)



Традиции

Скоро наступит новогодний праздник и во всех домах замигают огоньки на нарядных елках. А знаете ли вы, что традиция ставить елку была не всегда? Как же справляли Новый Год раньше? В старые-старые времена в России Новый Год отмечали не 1-го января, как сейчас, а 1-го сентября. Прежде, чем символом и обязательным праздничным атрибутом Нового года стала елочка, существовал обычай: в честь прихода Нового года украшать деревья. В Гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связана с "его деревом" (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Именно поэтому и украшали деревья.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.



У славян существовал свой красивый обычай: ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. И на Новый год в доме благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками славянская новогодняя вишня.

Обычай выделять из всех деревьев елку и украшать на праздник именно ее родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый "дух лесов" - защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Именно на самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался "солнечный" год) люди "развешивали разные подарки" для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи - непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками.

И уже из Германии этот обычай проник и в другие страны. Некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).

У нас в стране судьба елочки складывалась не просто. И прежде чем у нас в домах стала появляться нарядная новогодняя елка, по приказу Петра I жилище украшали просто елочными ветками. После указа Петра I "О праздновании Нового года" по европейскому образцу, наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее, с середины XIX века. В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского вокзала. К концу XIX века елки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть к религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет вплоть до 1935 года. А сегодня мы не представляем себе Нового года без нарядной пушистой елочки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под елочкой.





Приключения еловой шишки.


На старой 150-летней ели созрели шишки. Однажды утром к большой грозди, на которой висели 5 или 6 шишек, подлетел клёст. Он ловко запустил свой крепкий клюв в одну из шишек и начал выедать вкусные семена. Но шишка внезапно оторвалась и полетела вниз. «Может быть я стала птицей?» - подумала она. На снегу в одиночестве она пролежала недолго. К шишке подбежала белочка и тоже начала объедать её. Но, услышав шорох, стрелой взлетела на дерево. Это шёл сохатый. Лось только понюхал шишку, но есть не стал – ведь лоси шишек не едят. На этом приключение шишки не закончилось. Шишку подхватил дятел и понёс её в свою «кузницу», чтобы закончить обед. Чешуйки шишки раскрылись, и маленькое семечко выпало из неё. Семечко подхватил ветер и понёс по насту, как маленький парусник, далеко от того места, где росла ель.

года семечко начало прорастать. В первый год появился росток высотой всего 4 см. Маленькая ёлочка была совсем слабенькой и очень боялась весенних заморозков. Первые десять лет наша знакомая росла очень медленно. Рядом с ёлочкой росли молодые берёзки, которые в жаркие дни давали ёлочке тень, а зимой защищали от ветра. К десяти годам ёлка вытянулась на полтора метра. Когда ели было 15 лет, она заметно стала обгонять берёзки, и они, не вынеся затемнения, погибли. А наша ель была высокой и стройной красавицей. В это же время у неё стал отмирать стержневой корень и остались только боковые корни. Теперь сильный ветер мог повалить дерево. Трава под елью почти не росла, так как опавшие иголки (а они меняются через 7-9 лет) очень медленно разлагались. Иголки были пропитаны смолой. Почва под елью сильно промерзала, Снег сходил поздно – ель давала много тени. Весной из-под снега появлялись мох, кислица, майник. Они зацветали белыми цветочками, так как в тени елей белый цвет лучше виден насекомым. Наша ель стала большой и красивой. Ель живёт 250 – 300 лет. Может достигать высоты 30 – 40 метров, и быть до 1метра в диаметре. Встречаются деревья в возрасте 400 – 500 лет. К нашей красавице прилетел дятел – он помогал ей и летом, и зимой. Появились на ели и лесные «цыгане» - клесты. Стоя на одной лапке, другой клёст придерживает шишку и выедает семена. Но всё есть , конечно не может, остаётся ещё белкам и мышам. Среди ветвей и в мягкой древесине строили свои жилища звери и птицы. Много лет радовала ель всех обитателей леса.





Ёлка

Андерсен Ханс Кристиан

Стояла в лесу этакая славненькая елочка; место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь, а вокруг росли товарищи постарше, ель да сосна. Только не терпелось елочке самой стать взрослой: не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину. Наберут полную кружку, а то нанижут ягоды на соломины, подсядут к елочке и скажут:

— Какая славная елочка!

А ей хоть бы и вовсе не слушать таких речей.

Через год подросла елочка на один побег, через год вытянулась еще немножко; так, по числу побегов, всегда можно узнать, сколько лет росла елка.

— Ах, быть бы мне такой же большой, как другие! — вздыхала елка. — Уж как бы широко раскинулась я ветвями да выглянула макушкой на вольный свет! Птицы вили бы гнезда у меня в ветвях, а как подует ветер, я кивала бы с достоинством, не хуже других!

И не были ей в радость ни солнце, ни птицы, ни алые облака, утром и вечером проплывавшие над нею.

Когда стояла зима и снег лежал вокруг искрящейся белой пеленой, частенько являлся вприпрыжку заяц и перескакивал прямо через елочку — такая обида! Но прошло две зимы, и на третью елка так подросла, что зайцу уже приходилось обегать ее кругом.

"Ах! Вырасти, вырасти, стать большой и старой — лучше этого нет ничего на свете!" — думала елка.

По осени в лес приходили дровосеки и валили сколько-то самых больших деревьев. Так случалось каждый год, и елка, теперь уже совсем взрослая, всякий раз трепетала, — с таким стоном и звоном падали наземь большие прекрасные деревья. С них срубали ветви, и они были такие голые, длинные, узкие — просто не узнать. Но потом их укладывали на повозки, и лошади увозили их прочь из лесу. Куда? Что их ждало?

Весной, когда прилетели ласточки и аисты, елка спросила у них:

— Вы не знаете, куда их увезли? Они вам не попадались?

Ласточки не знали, но аист призадумался, кивнул головой и сказал:

— Пожалуй, что знаю. Когда я летел из Египта, мне встретилось много новых кораблей с великолепными мачтами. Помоему, это они и были, от них пахло елью. Я с ними много раз здоровался, и голову они держали высоко, очень высоко.

— Ах, если б и я была взрослой и могла поплыть через море! А какое оно из себя, это море? На что оно похоже?

— Ну, это долго рассказывать, — ответил аист и улетел.

— Радуйся своей молодости! — говорили солнечные лучи. — Радуйся своему здоровому росту, юной жизни, которая играет в тебе!

И ветер ласкал елку, и роса проливала над ней слезы, но она этого не понимала.

Как подходило рождество, рубили в лесу совсем юные елки, иные из них были даже моложе и ниже ростом, чем наша, которая не знала покоя и все рвалась из лесу. Эти деревца, а они, кстати сказать, были самые красивые, всегда сохраняли свои ветки, их сразу укладывали на повозки, и лошади увозили их из лесу.

— Куда они? — спрашивала елка. — Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему они сохранили все свои ветки? Куда они едут?

— Мы знаем! Мы знаем! — чирикали воробьи. — Мы бывали в городе и заглядывали в окна! Мы знаем, куда они едут! Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь! Мы заглядывали в окна, мы видели! Их сажают посреди теплой комнаты и украшают замечательными вещами — золочеными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей!

— А потом? — спрашивала елка, трепеща ветвями. — А потом? Потом что?

— Больше мы ничего не видали! Это было бесподобно!

— А может, и мне суждено пойти этим сияющим путем! — ликовала елка. — Это еще лучше, чем плавать по морю. Ах, как я томлюсь! Хоть бы поскорей опять рождество! Теперь и я такая же большая и рослая, как те, которых увезли в прошлом году. Ах, только бы мне попасть на повозку! Только бы попасть в теплую комнату со всей этой славой и великолепием! А потом?.. Ну, а потом будет что-то еще лучше, еще прекраснее, а то к чему же еще так наряжать меня? Уж конечно, потом будет что-то еще более величественное, еще более великолепное! Но что? Ах, как я тоскую, как томлюсь! Сама не знаю, что со мной делается!

— Радуйся мне! — говорили воздух и солнечный свет. — Радуйся своей юной свежести здесь, на приволье!

Но она ни капельки не радовалась; она росла и росла, зиму и лето стояла она зеленая; темно-зеленая стояла она, и все, кто ни видел ее, говорили: "Какая славная елка!" — и под рождество срубили ее первую. Глубоко, в самое нутро ее вошел топор, елка со вздохом пала наземь, и было ей больно, было дурно, и не могла она думать ни о каком счастье, и тоска была разлучаться с родиной, с клочком земли, на котором она выросла: знала она, что никогда больше не видать ей своих милых старых товарищей, кустиков и цветов, росших вокруг, а может, даже и птиц. Отъезд был совсем невеселым.

Очнулась она, лишь когда ее сгрузили во дворе вместе с остальными и чей-то голос сказал:

— Вот эта просто великолепна! Только эту!

Пришли двое слуг при полном параде и внесли елку в большую красивую залу. Повсюду на стенах висели портреты, на большой изразцовой печи стояли китайские вазы со львами на крышках; были тут кресла-качалки, шелковые диваны и большие столы, а на столах книжки с картинками и игрушки, на которые потратили, наверное, сто раз по сто риксдалеров, — во всяком случае, дети говорили так. Елку поставили в большую бочку с песком, но никто бы и не подумал, что это бочка, потому что она была обернута зеленой материей, а стояла на большом пестром ковре. Ах, как трепетала елка! Что-то будет теперь? Девушки и слуги стали наряжать ее. На ветвях повисли маленькие сумочки, вырезанные из цветной бумаги, и каждая была наполнена сластями; золоченые яблоки и грецкие орехи словно сами выросли на елке, и больше ста маленьких свечей, красных, белых и голубых, воткнули ей в ветки, а на ветках среди зелени закачались куколки, совсем как живые человечки — елка еще ни разу не видела таких, — закачались среди зелени, а вверху, на самую макушку ей посадили усыпанную золотыми блестками звезду. Это было великолепно, совершенно бесподобно…

— Сегодня вечером, — говорили все, — сегодня вечером она засияет! "Ах! — подумала елка. — Скорей бы вечер! Скорей бы зажгли свечи! И

что же будет тогда? Уж не придут ли из леса деревья посмотреть на меня? Уж не слетятся ли воробьи к окнам? Уж не приживусь ли я здесь, уж не буду ли стоять разубранная зиму и лето?"

Да, она изрядно во всем разбиралась и томилась до того, что у нее прямо-таки раззуделась кора, а для дерева это все равно что головная боль для нашего брата.

И вот зажгли свечи. Какой блеск, какое великолепие! Елка затрепетала всеми своими ветвями, так что одна из свечей пошла огнем по ее зеленой хвое; горячо было ужасно.

— Господи помилуй! — закричали девушки и бросились гасить огонь. Теперь елка не смела даже и трепетать. О, как страшно ей было! Как

боялась она потерять хоть что-нибудь из своего убранства, как была ошеломлена всем этим блеском… И тут распахнулись створки дверей, и в зал гурьбой ворвались дети, и было так, будто они вот-вот свалят елку. За ними степенно следовали взрослые. Малыши замерли на месте, но лишь на мгновение, а потом пошло такое веселье, что только в ушах звенело. Дети пустились в пляс вокруг елки и один за другим срывали с нее подарки.

"Что они делают? — думала елка. — Что будет дальше?"

И выгорали свечи вплоть до самых ветвей, и когда они выгорели, их потушили, и дозволено было детям обобрать елку. О, как они набросились на нее! Только ветки затрещали. Не будь она привязана макушкой с золотой звездой к потолку, ее бы опрокинули.

Дети кружились в хороводе со своими великолепными игрушками, а на елку никто и не глядел, только старая няня высматривала среди ветвей, не осталось ли где забытого яблока или финика.

— Сказку! Сказку! — закричали дети и подтащили к елке маленького толстого человечка, и он уселся прямо под ней.

— Так мы будем совсем как в лесу, да и елке не мешает послушать, — сказал он, — только я расскажу всего одну сказку. Какую хотите: про Иведе-Аведе или про Клумпе-Думпе, который с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял?

— Про Иведе-Аведе! — кричали одни.

— Про Клумпе-Думпе! — кричали другие.

И был шум и гам, одна только елка молчмя молчала и думала: "А я-то что же, уж больше не с ними, ничего уж больше не сделаю?" Она свое отыграла, она, что ей было положено, сделала.

И толстый человечек рассказал про Клумпе-Думпе, что с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял. Дети захлопали в ладоши, закричали: "Еще, еще расскажи!", им хотелось послушать и про Иведе Аведе, но пришлось остаться при Клумпе-Думпе. Совсем притихшая, задумчивая стояла елка, птицы в лесу ничего подобного не рассказывали. "Клумпе-Думпе с лестницы свалился, а все ж таки принцессу за себя взял! Вот, вот, бывает же такое на свете!" — думала елка и верила, что все это правда, ведь рассказывал-то такой славный человек. "Вот, вот, почем знать? Может, и я с лестницы свалюсь и выйду за принца". И она радовалась, что назавтра ее опять украсят свечами и игрушками, золотом и фруктами.

"Уж завтра-то я не буду так трястись! — думала она. — Завтра я вдосталь натешусь своим торжеством. Опять услышу сказку про Клумпе-Думпе, а может, и про Иведе-Аведе". Так, тихая и задумчивая, простояла она всю ночь.

Поутру пришел слуга со служанкой.

"Сейчас меня опять начнут наряжать!" — подумала елка. Но ее волоком потащили из комнаты, потом вверх по лестнице, потом на чердак, а там сунули в темный угол, куда не проникал дневной свет.

"Что бы это значило? — думала елка. — Что мне тут делать? Что я могу тут услышать?" И она прислонилась к стене и так стояла и все думала, думала. Времени у нее было достаточно.

Много дней и ночей миновало; на чердак никто не приходил. А когда наконец кто-то пришел, то затем лишь, чтобы поставить в угол несколько больших ящиков. Теперь елка стояла совсем запрятанная в угол, о ней как будто окончательно забыли.

"На дворе зима! — подумала она. — Земля затвердела и покрылась снегом, люди не могут пересадить меня, стало быть, я, верно, простою тут под крышей до весны. Как умно придумано! Какие они все-таки добрые, люди!.. Вот если б только тут не было так темно, так страшно одиноко… Хоть бы один зайчишка какой! Славно все-таки было в лесу, когда вокруг снег, да еще заяц проскочит, пусть даже и перепрыгнет через тебя, хотя тогда-то я этого терпеть не могла. Все-таки ужасно одиноко здесь наверху!"

— Пип! — сказала вдруг маленькая мышь и выскочила из норы, а за нею следом еще одна малышка. Они обнюхали елку и стали шмыгать по ее ветвям.

— Тут жутко холодно! — сказали мыши. — А то бы просто благодать! Правда, старая елка?

— Я вовсе не старая! — отвечала елка. — Есть много деревьев куда старше меня!

— Откуда ты? — спросили мыши. — И что ты знаешь? — Они были ужасно любопытные. — Расскажи нам про самое чудесное место на свете! Ты была там? Ты была когда-нибудь в кладовке, где на полках лежат сыры, а под потолком висят окорока, где можно плясать по сальным свечам, куда войдешь тощей, откуда выйдешь жирной?

— Не знаю я такого места, — сказала елка, — зато знаю лес, где солнце светит и птицы поют!

И рассказала елка все про свою юность, а мыши отродясь ничего такого не слыхали и, выслушав елку, сказали:

— Ах, как много ты видела! Ах, как счастлива ты была!

— Счастлива? — переспросила елка и задумалась над своими словами. — Да, пожалуй, веселые были денечки!

И тут рассказала она про сочельник, про то, как ее разубрали пряниками и свечами.

— О! — сказали мыши. — Какая же ты была счастливая, старая елка!

— Я вовсе не старая! — сказала елка. — Я пришла из лесу только нынешней зимой! Я в самой поре! Я только что вошла в рост!

— Как славно ты рассказываешь! — сказали мыши и на следующую ночь привели с собой еще четырех послушать ее, и чем больше елка рассказывала, тем яснее припоминала все и думала: "А ведь и в самом деле веселые были денечки! Но они вернутся, вернутся Клумпе-Думпе с лестницы свалился, а все ж таки принцессу за себя взял, так, может, и я за принца выйду!" И вспомнился елке этакий хорошенький молоденький дубок, что рос в лесу, и был он для елки настоящий прекрасный принц.

— А кто такой Клумпе-Думпе? — спросили мыши.

И елка рассказала всю сказку, она запомнила ее слово в слово. И мыши подпрыгивали от радости чуть ли не до самой ее верхушки.

На следующую ночь мышей пришло куда больше, а в воскресенье явились даже две крысы. Но крысы сказали, что сказка вовсе не так уж хороша, и мыши очень огорчились, потому что теперь и им сказка стала меньше нравиться.

— Вы только одну эту историю и знаете? — спросили крысы.

— Только одну! — отвечала елка. — Я слышала ее в самый счастливый вечер всей моей жизни, но тогда я и не думала, как счастлива я была.

— Чрезвычайно убогая история! А вы не знаете какойнибудь еще — со шпиком, с сальными свечами? Истории про кладовую?

— Нет, — отвечала елка.

— Так премного благодарны! — сказали крысы и убрались восвояси.

Мыши в конце концов тоже разбежались, и тут елка сказала, вздыхая:

— А все ж хорошо было, когда они сидели вокруг, эти резвые мышки, и слушали, что я им рассказываю! Теперь и этому конец. Но уж теперь-то я не упущу случая порадоваться, как только меня снова вынесут на белый свет!

Но когда это случилось… Да, это было утром, пришли люди и шумно завозились на чердаке. Ящики передвинули, елку вытащили из угла; ее, правда, больнехонько шваркнули об пол, но слуга тут же поволок ее к лестнице, где брезжил дневной свет.

"Ну вот, это начало новой жизни!" — подумала елка. Она почувствовала свежий воздух, первый луч солнца, и вот уж она на дворе. Все произошло так быстро; елка даже забыла оглядеть себя, столько было вокруг такого, на что стоило посмотреть. Двор примыкал к саду, а в саду все цвело. Через изгородь перевешивались свежие, душистые розы, стояли в цвету липы, летали ласточки. "Вить-вить! Вернулась моя женушка!" — щебетали они, но говорилось это не про елку.

"Уж теперь-то я заживу", — радовалась елка, расправляя ветви. А ветви-то были все высохшие да пожелтевшие, и лежала она в углу двора в крапиве и сорняках. Но на верхушке у нее все еще сидела звезда из золоченой бумаги и сверкала на солнце.

Во дворе весело играли дети — те самые, что в сочельник плясали вокруг елки и так радовались ей. Самый младший подскочил к елке и сорвал звезду.

— Поглядите, что еще осталось на этой гадкой старой елке! — сказал он и стал топтать ее ветви, так что они захрустели под его сапожками.

А елка взглянула на сад в свежем убранстве из цветов, взглянула на себя и пожалела, что не осталась в своем темном углу на чердаке; вспомнила свою свежую юность в лесу, и веселый сочельник, и маленьких мышек, которые с таким удовольствием слушали сказку про Клумпе-Думпе.

— Конец, конец! — сказало бедное деревцо. — Уж хоть бы я радовалась, пока было время. Конец, конец!

Пришел слуга и разрубил елку на щепки — вышла целая охапка; жарко запылали они под большим пивоваренным котлом; и так глубоко вздыхала елка, что каждый вздох был как маленький выстрел; игравшие во дворе дети сбежались к костру, уселись перед ним и, глядя в огонь, кричали:

— Пиф-иаф!

А елка при каждом выстреле, который был ее глубоким вздохом, вспоминала то солнечный летний день, то звездную зимнюю ночь в лесу, вспоминала сочельник и сказку про Клумпе-Думпе — единственную, которую слышала и умела рассказывать… Так она и сгорела.

Мальчишки играли во дворе, и на груди у самого младшего красовалась звезда, которую носила елка в самый счастливый вечер своей жизни; он прошел, и с елкой все кончено, и с этой историей тоже. Кончено, кончено, и так бывает со всеми историями.





Сказка про ёлочку

Жила-была маленькая ёлочка. Она, как и все ёлочки, жила в лесу. Была наша ёлочка зелёная и пушистая. Росла она на полянке и очень радовала своей красотой разных лесных зверушек.

Пришла зима. Белый снежок засыпал ёлочку, и стала она ещё пушистей, ещё нарядней, как будто оделась в тёплую меховую шубку. Целый день веселилась лесная детвора: зайчата, бельчата, лосята, синички и снегири на полянке, около ёлочки. Как-то раз послышались в лесу чьи-то шаги, звери в испуге бросились кто куда и затаились. Вскоре на полянку вышли папа и трое деток: две девочки и мальчик.

- Папа, папа, посмотри какая ёлочка! Как раз то, что нам нужно! – радостно закричали старшие дети и потянули папу за рукав.

- И, правда, — ответил папа, — запомним эту полянку и придём завтра с топором, чтобы срубить ёлочку. Нарядим её получше, и украсит она наш дом к празднику.

Старшие дети обрадовались, а младшая девочка вдруг начала плакать:

- Папа, папа, не надо рубить ёлочку, — всхлипывала она, — Она такая красивая, такая пушистая, жалко мне её рубить.

- Ну, а как же мы без ёлки на Новый Год? – спросил папа.

- Папочка, давайте купим искусственную. Я в магазине видела. А эту оставим для зайчиков и белочек. Им же тоже нужна ёлочка на праздник.

Папа внимательно посмотрел на неё, а затем улыбнулся и сказал:

- Ты права, жалко ёлочку. Пропадёт она у нас дома, в тепле. А здесь сможет ёлочка ещё расти много-много лет и всех радовать.

На том и порешили, а затем ушли домой. Только вот на следующий день снова раздались шаги в лесу. Испугались лесные зверушки. Неужели люди передумали и идут рубить ёлочку? Видят, что опять выходят на полянку тот же папа и дети. Но в руках у них не топор, а огромная коробка. А в коробке чего только нет! И шары, и золотые шишки, и мягкие игрушки, и бусы! Стали они украшать ёлочку. На макушку надели большую и блестящую красную звезду. А под ёлочку положили подарки для лесных зверушек: морковку, яблочки, орехи, зёрнышки и сено.

- Красивая у нас ёлочка получилась! – сказал папа, — Хорошо мы придумали. Ну а теперь идёмте домой, надо торопиться, а то не успеем в магазин за ёлкой.

Ушли они, а зайчата, бельчата, лосята и другие лесные зверята выскочили на полянку. Стали они угощаться дарами, а затем водить хороводы вокруг ёлочки. А ёлочка-то такая красивая, такая нарядная! Стоит, радуется, своим друзьям улыбается. Наконец-то и у них, у зверят лесных настоящий новогодний праздник! Так им весело, так хорошо, что они даже песенку запели. Вот такую:



Мы весёлые зверята:

Зайки, белочки, лосята.

Стали дружно в хоровод,

Чтобы встретить Новый Год.

Будем весело плясать,

Будем песни распевать

Будем все мы очень дружно

В лесу праздник отмечать.

Мария Шкурина http://maminiskazki.ru/skazka-pro-yolochku.html



День рождения старой ели

Жила-была елка. Уважаемая всем лесом старая ель. Ей исполнялось сто лет. Это много — сто лет. Даже ель, дерево сильное, в этом возрасте считается пожилым. Столетняя елка много повидала на своем веку и многое умела.
Умела ель предсказывать погоду. Это ей было совсем не трудно, потому что все на свете ветры и даже маленькие ветерки были ее добрыми друзьями. Они и научили ее узнавать погоду. Прилетит ли завтра туча из-за леса и прольет ли дождь над лесом, или туча улетит далеко за речку и погода будет ясной. А ведь лесным жителям очень важно, какая будет погода. Если солнечно — белкам можно грибы на зиму сушить, а если пасмурно, прохладно — можно лягушатам по влажной траве прыгать в соседний ручей в гости к бабушке. Ну а если сильный ливень приближается, значит, всем по норкам прятаться.
А еще старая ель умела рассказывать удивительные сказки и истории. И откуда она их столько знала? А вот откуда!
Самые короткие сказки рассказывала елке быстрая молния. Самые длинные истории поведали долгие зимние ночи. Самые веселые сказки рассказывали солнечные лучи. Самые грустные — осенние дожди. За сто лет много разных историй узнала елка, а ведь интересные сказки все любят. Вот и прибегают к елке зайчата, ежата, медвежата, прилетают синицы, дрозды и просят: «Елка, елка, расскажи сказку! Пожалуйста!»
И за сказки любили елку, и за то, что про погоду все знала, а главное, за то. что доброй и справедливой была. Поэтому, когда стал приближаться день рождения старой ели, весь лес задумался: чем бы ее порадовать? Ведь это не простой день рождения, а сотый!
— Послушайте меня,— важно сказал дедушка медведь.— Хоть и считается, что слуха у меня нет и в музыке я ничего не понимаю, а все-таки я точно знаю, что лучше всех в нашем лесу поет розовый дрозд. Давайте попросим его спеть для елки свои самые лучшие песни.
— Я очень рад, что вам нравятся мои песни, уважаемый дедушка медведь,— вежливо поклонился розовый дрозд,— но я пою их часто и не могу дарить на день рождения то, что дарю каждый день.
— Дрозд прав,— застрекотала сорока.— Нельзя дарить уже подаренное.
— Придумал!— весело подпрыгнул заяц.— Мы, зайцы, соберем самые красивые грибы, а белки пусть нанижут их на ветки старой ели. Мне рассказывала одна маленькая елочка, что деревья очень любят, когда их украшают грибами.
— Ну-у-у! Тоже придумал,— насмешливо фыркнула рыжая белочка.— Мы уже неделю назад нанизали на елкины веточки самые красивые грибы.
— Я знаю, что сделать!— сказал маленький зеленый лягушонок.— Нужно спросить у самой елки, какой подарок она хотела бы получить. На том и порешили. Пошли к елке.
— Дорогая наша именинница,— сказал дедушка медведь,— мы долго думали, что подарить тебе, чем порадовать в твой сотый день рождения. Думали, да придумать не смогли. Не подскажешь ли ты нам?
— Спасибо, друзья,— зашуршала иголками старая ель.— Спасибо, что помните о моем празднике. Мы старые друзья, и поэтому открою я вам мою тайну. Есть у меня заветное желание...
Замерли звери и птицы — слушают.
— Девяносто девять раз встречала я свой день рождения зеленым-презеленым летом. А ведь день рождения — это начало нового года моей жизни. Это праздник — почти как Новый год. У нас, у елок, традиция — встречать Новый год в пушистом легком платье из нежных трепетных снежинок. Но я знаю,— вздохнула елка,— что даже вы, мои верные друзья, не сможете подарить мне ни единой снежинки. Только зима со снегом могут сделать это...
Опечалились лесные жители: действительно, как исполнить желание ели? Вдруг крохотная белая бабочка опустилась на лапу дедушки медведя. Посмотрел медведь на белую бабочку, задумался и понял, что не просто так прилетела она.
— Бабочка,— тихо спросил он,— много ли у тебя подружек?
— Много, дедушка медведь: и в лесу, и на лугу, и в поле, и в березовой роще. .
— Они такие же белые, нежные, легкие, как ты? Так же похожи на снежинки?
— Да, дедушка медведь. Правда, я никогда не видела снега — ведь мы. бабочки, спим зимой. Но однажды старая ель сказала мне, что я похожа на большую снежинку. Вот я и подумала...
— Ты замечательно придумала, маленькая белая бабочка. Собирай своих подружек.— И медведь легонько подбросил бабочку.
...Вот и настал день рождения ели. Друзья пришли поздравлять ее. И бабочка здесь. Она тихонько что-то сказала дедушке медведю.
— Милая елка,— торжественно произнес дедушка медведь,— с днем рождения! Закрой, пожалуйста, только на одну минутку глаза.
Закрыла ель зеленые глаза. (Почему зеленые? Конечно, зеленые. Какие же глаза могут быть у ели. Только зеленые-презеленые.) Закрыла ель глаза. А когда открыла, увидела, что на каждой ее веточке, на каждой ее хвоинке сидит, взмахивая крылышками, легкая, невесомая, почти белая бабочка. Бабочка-снежинка.
Такого необыкновенного, прекрасного живого снега ель еще никогда не видела. Она была очень счастлива, благодарно кивала ветками и думала: «Как хорошо, как радостно жить на свете, если рядом настоящие друзья».
А друзья повторяли:
— С Новым годом! С днем рождения!

Наталья Абрамцева http://skazki.org.ru/tales/den-rozhdeniya-staroj-eli/



Осенний бал.

Вы когда-нибудь бывали на осеннем балу в лесу? Давайте, заглянем туда!

Вот осенняя полянка в лесу. Каких только красок здесь нет! Все деревья принаряди­лись к осеннему балу. Осень расписала их наряды в разные цвета и оттенки. Посмотрите, как возвышается могучий крепкий Богатырь-Дуб. У него торжественный желто-зелёный костюм. Красуются, ше­веля своими жёлтенькими листочками белоствольные Берёзки. Подружки слегка перешёпты­ваются, поглядывая на другие деревца. Дрожит, как всегда трусишка - Осинка. Каждый красный листик её трепещет, рвётся улететь вдаль. А вот рядышком стоят крепыши Вяз и Клён, красуются своими красно-жёлтыми нарядами, спорят, чей костюм моднее и изящ­нее. И только скромная зелёная Ёлочка на краю поляны грустно одиноко зеленеет. Давайте, послу­шаем, о чём они говорят!

- Мы, Берёзки, самое любимое растение русского народа. Нас чествовали с глубокой древности, украшали разноцветными лентами и водили хороводы вокруг нас. А сколько пе­сен и стихов нам посвятили! Из нашей бересты делали посуду и украшения. Наш берёзовый сок очень вкусен и ароматен и каждую весну мы дарим его живым существам. А как же при­годятся в бане наши берёзовые венички! А какие у нас кудри! Как у русских девушек красавиц. Ну не хороши ли мы?

- И я дарю людям красоту. Как красные огоньки пламени горят мои осиновые листья золотой осенью. Меня очень любят грибы. В честь меня они так и называются – подосино­вики. Ни одно дерево не сможет сравниться со мною по быстроте роста. Древесина моя почти не подвергается гниению. А людям я тоже приношу пользу, палочки для спичек изго­тавливают из моей осиновой древесины, и погреба, и дома, и овощехранилища, и срубы ко­лодца – всё это делают из моей древесины.

- Посмотрите, посмотрите сюда, как красивы и мои листья! - пропел Вяз. А как много оттенков можно найти на моей листве! Древесина моя твёрдая, упругая, вязкая. Я – прекрасный пылесос, один из лучших очистителей воздуха от пыли и сажи. Моей древеси­ной отделывают каюты кораблей, делают детали для кораблей.

- Да все мы красивы! - заговорили Дуб и Клён. И наши и ваши листья, -все они ра­дуют глаз, украшают наш осенний бал.

А пока деревья спорили, поднялся ветерок, подхватил листву, закружил её сначала в медленном, а потом в быстром вальсе. Этот вальс был зелёного, жёлтого, пурпурного, баг­ряного цвета. Листья плавно кружились и медленно оседали на землю, покрывая её разно­цветным ковром. Листья Клёна танцевали с листьями Берёзы и Осины. Вяз и Дуб кружили в танце зелёные листья Ольхи.

- Посмотрите, на край поляны. Как скромно стоит на ней наша ёлочка! – зашептали Бе­рёзки.

- Ёлочка, почему ты не танцуешь с нами?

- Вы все сбрасываете и кружите свои листья осенью, танцуете на балу, готовитесь к зиме. А я не могу кружить свои хвоинки. Я их сбрасы­ваю постепенно, не все сразу. Поэтому кажется, что я всегда стою зелёной. Мои хвоинки живут 5-7 лет. Я тоже, как и вы приношу людям пользу. Из моей древесины из­готавливают высококачественную бумагу и картон, автомобильные покрышки, получают кормовые дрожжи, лекарства, искусственную кожу. Моя древесина ещё и поёт, когда из неё делают музыкальные инструменты. Людям я могу дарить и весёлый праздник. Ни один Новый Год не обходится без нас, елей. Люди ставят нас в домах, на улицах городов и украшают игрушками и гирляндами.

- Ёлочка, так вас всех так вырубят в лесу!

- В лесу нас трогать не разрешают. Ведь мы нужны лесу, животным. Белки и клесты строят на нас гнёзда. Медведи любят устраивать под нашими еловыми лапами берлоги. Нашей корой любят полакомиться еловые усачи и короеды, и поэтому к нам в гости часто прилетают на обед синицы. Наши шишки – любимое лакомство белок, дятлов, клестов, полёвок. Зимой мы помогаем животным выжить, даём им корм и убежище.

А ели для праздника везут из питомников, где их специально выращивают. На база­рах, правда, продают неказистые, жидкие ёлочки. Прореживая ельники, лесники удаляют слабые деревья. Ведь сильные и хорошие ели нужны людям на семена. Но всё равно находятся люди, которые перед Новым Годом срубают нас в лесу. Они не понимают, что нас с каждым годом нас остаётся всё меньше и меньше.

- Неужели нельзя ничего сделать?

- Люди стараются охранять нас. В Германии вот как решили на время эту проблему. Наших подружек-елей у шоссе опрыскивают специальным препаратом, запах которого отвратителен. Но запах ощутим только в закрытом и тёплом человеческом жилище. И обладателям таких ёлок придётся встречать Новый Год в противогазе.

- Ёлочка, присоединяйся к нам. Сбрось часть своих хвоинок, потанцуй, пошурши ветками под осеннюю музыку.

И тут снова поднялся ветерок. Он подхватил желающих потанцевать и закружил их в быстром танце. Танцуйте, танцуйте, листья! Ведь это ваш бал, ваш осенний праздник, ваша золотая пора! Берюхова Е.К.



Ель новогодняя в комнате стоит…

Ёлка новогодняя в комнате стоит
И, блестя игрушками, с нами говорит.
Вспоминает елочка с грустью зимний лес,
Полный звонких песенок, сказок и чудес.

Ёлка новогодняя, не печалься ты зря, -
Мы твои лучшие, верные друзья.
Так сверкай же радугой дождевой для нас,
Будь счастливой, ель, как и мы сейчас!

Елка

Елка ветви свои опустила,
Белый иней осыпал ее...
Отчего мне так близко, так мило.
Деревцо ты родное мое?
Зеленея безмолвным приветом,
Ты приходишь как друг дорогой,
И надеждой и радостным светом
Загорается даль предо мной...
Г.Галина



В снегу стояла елочка

В снегу стояла елочка -
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения -
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!
Сергей Михалков



Елочка

- Елочка, елка,
Колкая иголка
Где ты выросла?
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.

- Что в лесу?
- Морозы. Голые березы,
Волки да медведи
- Вот и все соседи.
- А у нас под Новый год
Каждый песенку поет.
А.Твардовский



Искусственная ёлка

Как красива наша ёлка,
Хоть и не росла в лесу,
Хоть не видела ни волка,
Ни медведя, ни лису!
Мы развесим звёзды, шишки,
Бусы, сладости, шары,
В гости к нам придут детишки для веселья и игры.
Огоньки засветим ярко.
Скоро Дед Мороз придёт,
Принесёт мешок подарков,
и наступит Новый Год!
... Бьют часы, снежок кружится,
И проходит день за днём.
А когда январь промчится,
Ёлку снова уберём,
Но не выбросим на свалку,
Как ненужный старый хлам!
С ёлкой нам расстаться жалко --
Через год вернётся к нам.
А тем временем лесная
Пусть красавица растёт,
Вся зелёная, живая
Пусть встречает Новый Год!



Живи, елочка!
И. Токмакова.

Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Творческий проект "Ёлочка, живи!"

Автор: Лукьянова Татьяна Евстафьевна

Дата: 02.11.2022

Номер свидетельства: 616499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Проектная деятельность учителя начальной школы Васильевой Ларисы Минтагировны. Тема творческого проекта:«Живи, Ёлочка, живи!»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_uchitielia_nachal_noi_shkoly_vasil_ievoi_larisy_min_1"
    ["file_id"] => string(6) "374461"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483019717"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация и разработка к уроку-проекту "Ёлочка, живи""
    ["seo_title"] => string(57) "prezentatsiia_i_razrabotka_k_uroku_proektu_iolochka_zhivi"
    ["file_id"] => string(6) "645069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1706869557"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательский проект:   ВОДА ВОЛШЕБНИЦА"
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-voda-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "282597"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453717432"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства