Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС .Выступление на педсовете « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции В.А. Сухомлинский
1. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- существует несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать не только владение учителем классической структурой урока, но и умение активно применять новые творческие наработки, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
При моделировании современного урока большую роль играет технологическая карта урока. Уважаемые коллеги! Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, которая обеспечит эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.2.Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – это документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 3.Структура технологической картывключает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
4.Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. 5.Технологическаякарта позволитучителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
6.Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
7.Блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса
1-блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); 2-инструментальный блок (какими средствами это достижимо); 3-блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
8.Цельурокаучитель определяет как решение триединой задачи –образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр.
9. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока (УМК).
Задачи урока – ряд действий, которые способствуют организации деятельности обучающихся на уроке. Сформулированный перечень задач урока позволяет выстроить их последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке.
Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
Учебно-методический комплекс урока должен отражать источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся.
Формулировка задач должна начинаться с глаголов "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
10. ІІІ блок- это блок организационно-деятельностный: Сюда входит таблица-схема"План урока»; диагностика результатов урока и домашнее задание.
Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.
Основные понятия – ключевые определения, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.
Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учитель указывает предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
Действия обучающихся как раздел технологической карты отражает деятельность обучающихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока,основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательного учреждения. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
11. Таким образом, новый подход в проектировании современного урока, с использованием технологической карты, позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
12, 13 пример структуры технологической карты урока, соответствующей требованиям ФГОС.