kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема семинара «Организация исследовательского обучения младших школьников» Тема выступления : «Тренинг по- ТРИЗовски»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема семинара «Организация исследовательского обучения младших школьников»

Тема выступления : «Тренинг по- ТРИЗовски»

Использование исследовательских методов добычи знаний требует от ребенка незаурядных творческих способностей

ТРИЗ  – теория решения изобретательских задач

 

Приемы и методы ТРИЗ – направления, по которым будут работать наши знания, в результате чего возникают идеи( «куда думать будем»).

 

РТВ – курс  развития творческого воображения- одно из направлений ТРИЗ- поможет в работе над фантастическими исследованиями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема семинара «Организация исследовательского обучения младших школьников» Тема выступления : «Тренинг по- ТРИЗовски» »

Выступление на городском практико – ориентированном семинаре при МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г,Свирска» 25.11.09 г.


Тема семинара «Организация исследовательского обучения младших школьников»

Тема выступления : «Тренинг по- ТРИЗовски»

Использование исследовательских методов добычи знаний требует от ребенка незаурядных творческих способностей

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач


Приемы и методы ТРИЗ – направления, по которым будут работать наши знания, в результате чего возникают идеи( «куда думать будем»).


РТВ – курс развития творческого воображения- одно из направлений ТРИЗ- поможет в работе над фантастическими исследованиями



Воображение - это способность человека представлять то, чего нет. Можно представить себе то, что вы уже видели когда-то, мысленно воссоздать знакомый образ. Труднее придумать что-то, чего никто никогда не видел.












Тренинг

  • Решение творческих задач, типа «Помоги Эмилю»

Представьте себе вот такую ситуацию. Однажды Эмиль попал в страшную пещеру Великана. Великан обрадовался легкой добыче, ведь Эмиль был только маленький мальчик. Но для забавы решил поиграть с Эмилем вот в такую игру. Если сможет Эмиль Великана из пещеры выгнать, отпустит он его на свободу, ну а не сможет... поджарит и съест. Как помочь Эмилю?

  • У девочки Ани день рождения. Ей подарили новое красивое платье, новые туфли, а на улице грязно после дождя – но так хочется поиграть с ребятами из детского садика в песочнице, построить разные фигурки, крепость, постряпать тортик.

Как помочь Ане?

  • Метод отсекающих вопросов или игра «Да – нет» (загадывать можно как предмет, так и таинственные ситуации)

Ведущий объявляет область, в которой он загадал какой – то объект, а играющие, задавая вопросы ведущему, должны отгадать этот объект, причем вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ предполагал только ответы «да», «нет».

Вариант этой игры – загадана какая - то таинственная ситуация:

За стеной раздался звон

В комнату ворвался Джон.

По полу вода бежит.

Под окном раскрытым

Мери мертвая лежит

На стекле разбитом (можно даже задать только один вопрос: что же произошло?)

(в конце концов дети должны придти к пониманию о соотношении трех разных предметов в одном: вода, стеклянный предмет, Мэри)

  • «Бином фантазии» (би – два, ном – имя, наименование)

Суть задания – берем два произвольных слова, далеких друг от друга), и по-разному соединяя их с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате чего может получиться сказка.

  • П: книжка + голубь (слова далекие друг от друга – больше шансов получить оригинальную идею) – соединяем предлогами

  • книжка с голубем

  • голубь с книжкой

  • книжка в голубе (идея сказочного голубя, который наизусть знает множество сказок, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, производить волшебные действия из этих сказок)

  • голубь в книжке

  • голубь под книжкой (грустный бездомный голубь, который живет под книжкой, поставленной домиком, заодно учится читать или осваивать фокусы из этой книжки и т.д.)

  • книжка под голубем

  • Варежки + облако (идея надувных варежек)

  • Дверь + ветер («ветер в двери» – идея двери, оборудованной системой запаса воздуха при открывании – закрывании и расходующей его на подметание крылечка)

  • Сухие листья + подоконник (идея отделки подоконника красивыми листьями и последующей лакировкой)

  • Сухие листья + болезнь (идея лечения запахом листьев – сделать подушку, матрац из листьев)

  • Метод гирлянд ассоциаций

  • - снег

  • – лыжи

  • – палки

  • – дрова

  • – огонь

  • – Прометей

  • – боги

  • – горшки

  • – детский сад

  • – воспитатель

  • – добрый

А если взять и соединить слова из этой цепочки с каким – нибудь понятием, по поводу которого мы хотим получить идею, например, с «искусством»

Снег+ искусство = снежные фигуры с подсветкой, с музыкой – общепринятые суждения, а что если научиться управлять снегопадом, чтобы он создавал в воздухе при движении рельефные узоры?

Искусство + дрова = дрова для камина, которые при горении издают музыкальные звуки, световые эффекты, ароматы.

  • Игра «Хорошо –плохо»

  • П: карандаш- объект не вызывает стойких ассоциаций

    • хорошо

    • плохо

    • Красный

    • Тонкий

    • Длинный

    • Остро заточен (можно уколоться)

    • Удобно держать в руке

    • Неудобно носить в кармане (ломается)

    • Длинный - может быть указкой

    • Не входит в пенал

    • Деревянный –легко точится

    • Может легко сломаться

    • Красный- можно нарисовать салют

    • Нельзя разукрасить траву

  • П: ставить уколы – объект, вызывающий стойкие эмоции

    • плохо

    • хорошо

    • больно

    • Быстро вылечишься

    • страшно

    • Мама говорит, что я -смелый

    • Иголка острая и колется

    • После уколов мама сказку читает

  • Вариант игры «Хорошо – плохо» - цепочка (каждому выявленному свойству называем противоположное)

  • П: есть шоколад

  • Вкусно (х)

  • Может живот заболеть (п)

  • Можно остаться дома (х)

  • Скучно, на улицу не пускают (п)

  • Можно друзей домой позвать (х)

  • Шумно и беспорядок (п)

  • Все вещи можно расставить по – новому (х)

  • Не помнишь, где что лежит(п) и т.д.



  • Закончить свое выступление мне хотелось бы, перефразировав слова Экзюпери из «Маленького принца». Если человек говорит: «Я видел красивый дом из розового кирпича», то этот человек – ребенок или взрослый с хорошо развитым творческим воображением. А если говорит: «Я видел дом, который стоит сто тысяч франков», то этот человек – взрослый с практическим мышлением. А человек с мышлением исследователя посмотрит на этот дом и скажет: «Я видел красивый дом из розового кирпича, который стоит сто тысяч франков. Но его можно было сделать красивее, а стоил бы он меньше, если бы его строили вот так…»

  • Устанавливание причинных связей между событиями

П: Белка, сидя на дереве, упустила шишку…….

Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

П:Молоко выкипело……..

Самолет совершил вынужденную посадку.

  • Учимся находить причину событий (два события возникли по одной и той же причине – найди ее)

П:Папа раскрыл книгу……..Комната наполнилась дымом. (папа захотел приготовить обед по кулинарной книге или загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом и папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера)

П: Дворник взял метлу…… Мама вдела нитку в иголку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осадчая Ирина Евгеньевна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства