Просмотр содержимого документа
«Тема семинара «Организация исследовательского обучения младших школьников» Тема выступления : «Тренинг по- ТРИЗовски» »
Выступление на городском практико – ориентированном семинаре при МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г,Свирска» 25.11.09 г.
Тема семинара «Организация исследовательского обучения младших школьников»
Тема выступления : «Тренинг по- ТРИЗовски»
Использование исследовательских методов добычи знаний требует от ребенка незаурядных творческих способностей
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
Приемы и методы ТРИЗ – направления, по которым будут работать наши знания, в результате чего возникают идеи( «куда думать будем»).
РТВ – курс развития творческого воображения- одно из направлений ТРИЗ- поможет в работе над фантастическими исследованиями
Воображение- это способность человека представлять то, чего нет. Можно представить себе то, что вы уже видели когда-то, мысленно воссоздать знакомый образ. Труднее придумать что-то, чего никто никогда не видел.
Тренинг
Решение творческих задач, типа «Помоги Эмилю»
Представьте себе вот такую ситуацию. Однажды Эмиль попал в страшную пещеру Великана. Великан обрадовался легкой добыче, ведь Эмиль был только маленький мальчик. Но для забавы решил поиграть с Эмилем вот в такую игру. Если сможет Эмиль Великана из пещеры выгнать, отпустит он его на свободу, ну а не сможет... поджарит и съест. Как помочь Эмилю?
У девочки Ани день рождения. Ей подарили новое красивое платье, новые туфли, а на улице грязно после дождя – но так хочется поиграть с ребятами из детского садика в песочнице, построить разные фигурки, крепость, постряпать тортик.
Как помочь Ане?
Метод отсекающих вопросов или игра «Да – нет» (загадывать можно как предмет, так и таинственные ситуации)
Ведущий объявляет область, в которой он загадал какой – то объект, а играющие, задавая вопросы ведущему, должны отгадать этот объект, причем вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ предполагал только ответы «да», «нет».
Вариант этой игры – загадана какая - то таинственная ситуация:
За стеной раздался звон
В комнату ворвался Джон.
По полу вода бежит.
Под окном раскрытым
Мери мертвая лежит
На стекле разбитом (можно даже задать только один вопрос: что же произошло?)
(в конце концов дети должны придти к пониманию о соотношении трех разных предметов в одном: вода, стеклянный предмет, Мэри)
Суть задания – берем два произвольных слова, далеких друг от друга), и по-разному соединяя их с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате чего может получиться сказка.
П: книжка + голубь (слова далекие друг от друга – больше шансов получить оригинальную идею) – соединяем предлогами
книжка с голубем
голубь с книжкой
книжка в голубе (идея сказочного голубя, который наизусть знает множество сказок, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, производить волшебные действия из этих сказок)
голубь в книжке
голубь под книжкой (грустный бездомный голубь, который живет под книжкой, поставленной домиком, заодно учится читать или осваивать фокусы из этой книжки и т.д.)
книжка под голубем
Варежки + облако (идея надувных варежек)
Дверь + ветер («ветер в двери» – идея двери, оборудованной системой запаса воздуха при открывании – закрывании и расходующей его на подметание крылечка)
Сухие листья + подоконник (идея отделки подоконника красивыми листьями и последующей лакировкой)
Сухие листья + болезнь (идея лечения запахом листьев – сделать подушку, матрац из листьев)
Метод гирлянд ассоциаций
- снег
– лыжи
– палки
– дрова
– огонь
– Прометей
– боги
– горшки
– детский сад
– воспитатель
– добрый
А если взять и соединить слова из этой цепочки с каким – нибудь понятием, по поводу которого мы хотим получить идею, например, с «искусством»
Снег+ искусство = снежные фигуры с подсветкой, с музыкой – общепринятые суждения, а что если научиться управлять снегопадом, чтобы он создавал в воздухе при движении рельефные узоры?
Искусство + дрова = дрова для камина, которые при горении издают музыкальные звуки, световые эффекты, ароматы.
Игра «Хорошо –плохо»
П: карандаш- объект не вызывает стойких ассоциаций
Вариант игры «Хорошо – плохо» - цепочка (каждому выявленному свойству называем противоположное)
П: есть шоколад
Вкусно (х)
Может живот заболеть (п)
Можно остаться дома (х)
Скучно, на улицу не пускают (п)
Можно друзей домой позвать (х)
Шумно и беспорядок (п)
Все вещи можно расставить по – новому (х)
Не помнишь, где что лежит(п) и т.д.
Закончить свое выступление мне хотелось бы, перефразировав слова Экзюпери из «Маленького принца». Если человек говорит: «Я видел красивый дом из розового кирпича», то этот человек – ребенок или взрослый с хорошо развитым творческим воображением. А если говорит: «Я видел дом, который стоит сто тысяч франков», то этот человек – взрослый с практическим мышлением. А человек с мышлением исследователя посмотрит на этот дом и скажет: «Я видел красивый дом из розового кирпича, который стоит сто тысяч франков. Но его можно было сделать красивее, а стоил бы он меньше, если бы его строили вот так…»
Устанавливание причинных связей между событиями
П: Белка, сидя на дереве, упустила шишку…….
Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
П:Молоко выкипело……..
Самолет совершил вынужденную посадку.
Учимся находить причину событий (два события возникли по одной и той же причине – найди ее)
П:Папа раскрыл книгу……..Комната наполнилась дымом. (папа захотел приготовить обед по кулинарной книге или загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом и папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера)
П: Дворник взял метлу…… Мама вдела нитку в иголку.