Технология дифференцированного подхода на уроках русского языка и литературного чтения
Технология дифференцированного подхода на уроках русского языка и литературного чтения
Технология дифференцированного подхода на уроках русского языка
и литературного чтения.
Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.
Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися.
Индивидуальное развитие учащихся проявляется и в уровне работоспособности, и в типах мышления. Отсюда следует вывод о необходимости использования в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности - схем, чертежей, картин, плакатов, опорных карточек и т.п. Наличие учащихся с различными типами мышления предъявляет особое требование к изложению учебного материала, оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у учащихся определенные представления, ассоциации, зрительные образы.
Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Стоит более подробно остановиться на уровневой дифференциации, т.к. она наиболее часто используется учителем на уроке.
Повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Для разноуровневого обучения я использую:
· Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
· Альтернативные задания для добровольного выполнения
· Задания, содержание которых найдено учеником
· Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология дифференцированного подхода на уроках русского языка и литературного чтения »
Технология дифференцированного подхода на уроках русского языка
и литературного чтения.
Дронова Валентина Михайловна, учитель начальных классов
МБУ школы №32 г.о.Тольятти
Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися.
Индивидуальное развитие учащихся проявляется и в уровне работоспособности, и в типах мышления. Отсюда следует вывод о необходимости использования в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности - схем, чертежей, картин, плакатов, опорных карточек и т.п. Наличие учащихся с различными типами мышления предъявляет особое требование к изложению учебного материала, оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у учащихся определенные представления, ассоциации, зрительные образы. Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся. Стоит более подробно остановиться на уровневой дифференциации, т.к. она наиболее часто используется учителем на уроке. Повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Для разноуровневого обучения я использую:
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Задания, содержание которых найдено учеником
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач).
2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам). Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа- учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке).
Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков:
1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.
Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.
Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствуют творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать обобщения и выводы.
Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий.
Примеры из практики. Русский язык.
Работа над изложением (сочинением)
1-й уровень
Дети работают с использованием плана, ключевых слов, запись текста ведётся по абзацам.
2-й уровень
Дети работают с использованием плана, ключевых слов, текст записывается целиком.
3-й уровень
Дети работают с использованием плана, ключевых слов, текст записывается с творческим заданием: продолжить историю, изменить конец истории и т.д.
Домашнее задание по теме: “Глагол”.
1-й уровень
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
2-й уровень
1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
3-й уровень
Дано предложение.
1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)
Изучение темы «Предложение с прямой речью».
1-й уровень
Расставить в предложении знаки препинания.
2-й уровень
Продолжить предложение: записать либо саму прямую речь, либо слова автора.
3-й уровень
Составить предложение по схеме, используя русские народные сказки.
Изучение темы «Безударные падежные окончания имён существительных»
1-й уровень
Вставить пропущенные безударные окончания, используя алгоритм.
2-й уровень
Вставить пропущенные безударные окончания, используя алгоритм, и объяснить свой выбор проверки, или найти ошибки в предложенном учителем тексте
3-й уровень
Составить небольшой связный текст, обозначить графически изучаемую орфограмму.
Основное требование, предъявляемое к современному учителю, – полное использование потенциальных возможностей каждого ученика. Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него учебной задачи. Только таким способом можно поддержать интерес к учению.
На уроках литературного чтения дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом:
на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения;
на более высоком - план для пересказа; восстанавливает деформированный цитатный план
на самом высоком - группа готовит инсценировку отрывка, или пересказ от 1 –го (3-го) лица, от лица кого-то из героев произведения
В последние годы самым популярным видом контроля стало тестирование. Мы проводим его трижды в год, по итогам каждого триместра. Тесты по всем предметам трёхуровневые:
Необходимый: задания, выполняемые по отработанному алгоритму
Повышенный: задания, требующие систематических знаний по теме
Творческий (максимальный): задания, решение которых требует знаний за пределами школьной программы, самостоятельного размышления над поставленной проблемой.
Примеры разноуровневых тестов.
Русский язык 4 класс 2 триместр
1 вариант
Базовый уровень
Определи падеж выделенных слов, запиши пары (например: 1а)
За кирпичной стеной а) П.п.
Луч солнца б) В.п.
В изумрудной раковине в) Т.п.
Через оконную раму г) Р.п.
На зелёной траве д) Д.п.
Запиши по 2 слова с указанными орфограммами. Обозначь орфограмму графически.
А) проверяемая безударная гласная в корне слова
Б) Ь после шипящих в именах существительных женского рода
Б) Морские волны накатывались с грохотом и треском.
В) Солнечные лучи, ветви деревьев отражались на поверхности озера.
Повышенный уровень.
5. Найди имя существительное, в котором нужно дописать окончание -Е
А) письмо по памят□ В) букет для подруг□
Б) поступил по совест□ г) шла к подруг□
6. Определи, к какому слову относятся эти признаки.
Имя прилагательное женского рода, ед. числа, Т.п.
А) скорого (поезда) В) высоким (столом)
Б) скорую (помощь) г) любимой (игрушкой)
7. Одинаковые или разные окончания у слов вихрь и метель в П.п.? Объясни.
А) Окончания одинаковые _____, т.к. …
Б) Окончания разные ___ и ____, т.к. …
8. Какая часть слова соответствует определению – это изменяемая часть слова.
А) приставка б) корень в) суффикс г) окончание
Творческий (максимальный уровень)
9. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? __________________ Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
А) Осенью упало с неё яблоко.
Б) Росла в лесу яблонька.
В) Птицы склевали это яблоко, и только зёрнышко спряталось в землю.
Г) А через пять лет выросли на новой яблоньке румяные яблоки.
Д) Весной из зёрнышка выросло маленькое деревце.
Русский язык 4 класс 2 триместр
2 вариант
Базовый уровень
Определи падеж выделенных слов, запиши пары (например: 1а)
У лесного озера а) П.п.
На морском побережье б) В.п.
В драгоценной оправев) Т.п.
В осеннюю погоду г) Р.п.
Перед дальней дорогой д) Д.п.
Запиши по 2 слова с орфограммами. Обозначь орфограмму графически.
А) безударная гласная в окончании имени прилагательного
А) Морские волны накатывались с грохотом и треском.
Б) Замела метель дороги, снег запорошил всё вокруг.
В) Солнечные лучи, ветви деревьев отражались на поверхности озера.
Повышенный уровень.
5. Найди имя существительное, в котором нужно дописать окончание -И
А) письмо по памят□ В) помню о бабушк□
Б) иду на тропинк □ г) шла к подруг□
6. Определи, к какому слову относятся эти признаки.
Имя прилагательное мужского рода, ед. числа, Т.п.
А) скорого (поезда) В) высоким (столом)
Б) скорую (помощь) г) любимой (игрушкой)
7. Одинаковые или разные окончания у слов смерч и ливень в П.п.? Объясни.
А) Окончания одинаковые _____, т.к. …
Б) Окончания разные ___ и ____, т.к. …
8. Какие части слова образует новые слова
А) приставка б) корень в) суффикс г) окончание
Творческий (максимальный уровень)
9. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? __________________ Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
А) Скоро у них вывелись аистята.
Б) На старом дереве аисты свили гнездо.
В) Радовались аистята вкусной еде.
Г) С раннего утра до позднего вечера родители носили им из болота лягушек и рыбёшек.
Д) Они благодарно хлопали широкими крыльями и звонко щёлкали крепкими клювами.
Литературное чтение 4 класс 1 триместр 1вариант
Прочитай текст и выполни задания. Юрий Коваль
Муравьиный царь.
Иногда бывает — загрустишь чего-то, запечалишься. Сидишь вялый и скучный — ничего не видишь, идёшь по лесу и, как глухой, — ничего не слышишь.
И вот однажды — а дело было раннею зимой — вялый и скучный, грустный и печальный, шёл я по лесу.
«Всё плохо, — думал я. — Жизнь моя никуда не годится. Прямо и не знаю, что делать?»
— Клей! — услышал вдруг я.
— Чего ещё клеить?
— Клей! Клей! — кричал кто-то за ёлками.
Вдруг я заметил под ёлкою снежный холмик. Я сразу понял, что это муравейник под снегом, но в муравейнике зияли отчего-то чёрные дыры. Кто-то нарыл в нём нор!
Я подошёл поближе, наклонился, и тут из норы высунулся серый длинный нос, чёрные усики и красная шапка и снова раздался крик:
— Клей! Клей! Клей!
И, размахивая зелёными крыльями, вылетел из муравейника наружу Муравьиный царь.
От неожиданности я отпрянул, а царь Муравьиный полетел низом между деревьями и кричал:
— Клей! Клей! Клей!
«Тьфу ты пропасть! — думал я, вытирая пот со лба. — Клей, говорит. А чего клеить-то? Чего к чему приклеивать? Ну и жизнь».
Между тем Муравьиный царь отлетел недалеко, опустился на землю. Тут был другой муравейник, в котором тоже чернели норы. Царь нырнул в нору и пропал в глубине муравейника.
Тут только я понял, кто такой Муравьиный царь. Это был Зелёный Дятел.
Не всякий видывал зелёного дятла, не в каждом лесу живут они. Но в том лесу, где много муравейников, обязательно встретишь зелёного дятла. Муравьи — любимое блюдо зелёных дятлов. Зелёные дятлы очень любят муравьёв. А муравьи зелёных дятлов не любят, просто терпеть не могут.
«А мне-то как быть? — думал я. — Я люблю и тех и других. Как быть? Как в этом во всём разобраться?»
Я пошёл потихоньку домой, и вдогонку мне кричал Муравьиный царь:
— Клей! Клей! Клей!
— Ладно, ладно, — бормотал я в ответ. — Буду клеить! Буду! Короче — постараюсь.
Базовый уровень.
1.События, описанные в тексте, произошли
А) в середине лета Б) ранней весной
В) поздней осенью Г) в конце зимы
2. «Муравьиный царь» - это
А) самый крупный муравей б) зелёный дятел в) неизвестная птица
3.Зелёный дятел живёт
А) в любом лесу Б) в том лесу, где много муравейников
Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его главная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 4-5 предложений, и это обязательно должен быть связный текст.
Литературное чтение 4 класс 1 триместр 2 вариант
Прочитай текст и выполни задания. Виталий Бианки
Сова.
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова. – Здорово, – говорит, – друг! А Старик ей: – Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг! Рассердилась Сова. – Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, сам лови. А Старик: – Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела. Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят, перекликаются: – Погляди ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ: – Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла: – Хо- хо- хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши то, говорят, на охоту пошли. – А пускай идут, – говорит Старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла: – Хо -хо -хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись. – А пускай летят, – говорит Старик. – Что от них толку: ни мёду, ни воску, – волдыри только. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят. А Сова из дупла: – Хо -хо -хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить. – И ветер разнесёт, – говорит Старик, а сам в затылке скребёт. По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику. А Сова из дупла: – Хо –хо- хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышишь, без клеверу, что каша без масла. Молчит Старик, ничего не говорит. Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже
А Сова из дупла: – Хо- хо- хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться. Старик бранится, а дело- то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало. Нечем стало Старику чай белить, – пошёл Старик Сове кланяться: – Уж ты, Совушка - Вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай. А Сова из дупла глазищами луп -луп, ножищами туп -туп. – То -то, – говорит, – старый. Дружно -не грузно, а врозь -хоть брось. Думаешь, мне -то легко без твоих мышей? Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать. Сова полетела мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать - уваживать.
Базовый уровень.
1.Какую роль играют шмели в природе?
А) опыляют цветущие растения Б) разгоняют мышей В) собирают пыльцу и делают мёд
2. Может ли сова долго прожить без леса, например, в доме у Старика?
А) да, если старик будет её кормить б) нет, Старик не сможет ловить сове мышей
в) нет, каждому животному в природе отведено своё место
3.Автор написал это произведение, чтобы показать
А) что мыши боятся сову
Б) что сова – хищная птица
В) что в природе всё связано, человеку нельзя нарушать законы природы
4.Жанр этого произведения
А) сказка б) басня в) рассказ г) летопись
Основной уровень.
Восстанови цитатный план.
А) «Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышишь, без клеверу, что каша без масла»
Б) «Дружно -не грузно, а врозь -хоть брось»
В) «Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, сам лови»
Г) «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг!»
Творческий уровень.
Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его главная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 4-5 предложений, и это обязательно должен быть связный текст.
Заключение.
Новое понимание идей дифференциации и индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся:
- создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности;
- формируется новое прогрессивное педагогическое мышление;
- учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся;
- ребёнок учится замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.
А.В.Сухомлинский говорил, что индивидуальный подход к обучению учащихся даёт каждому ученику познать радость труда, радость успеха в учебе. Разным детям требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу.
Помимо разноуровневых заданий, карточек для индивидуальной работы с целью повышения грамотности и отработки всех видов орфограмм, детям предлагаются разнообразные тренажеры. В них находятся задания на изученные правила.
Сегодня технология разноуровневого подхода эффективно используется и при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с задержкой психического развития. Использование карточек-алгоритмов, карточек-планов помогает таким ученикам работать на уроке в одном темпе с остальными учащимися.
Использованная литература
Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике // Начальная школа, №1, 1990. - С. 31-33. 3.Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения //Вопросы психологии. 1987 N 3. 4. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995. 5. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}