Театрализация - одна из многих инновационных технологий.
Театрализация - одна из многих инновационных технологий.
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Инновационные технологии". Статья "Обучение и воспитание - единый процесс.Формирование творческого коллектива через театрализацию. Театрализация - одна из многих инновационных технологий ". Эта технология имеет серьёзные результат. Это значит, что она работает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Театрализация - одна из многих инновационных технологий.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЕТ – ЛЕНИНСКАЯ ШКОЛА»
Выступление на районном методическом объединении на тему «Обучение и воспитание – единый процесс. Формирование творческого коллектива через театрализацию». Театрализация – одна из многих инновационных технологий.
Театрализация – одна из многих инновационных технологий. Никаких общих фраз. Всё конкретно и коротко. Общие фразы вы найдёте в интернете, в методической литературе, в журналах, в газетах. Я расскажу, как я работаю над этой проблемой и что у меня из этого вышло.
Позволю себе видоизменить отрывок из поэмы «Полтава» А.С.Пушкина: «Москва! Как много в этом звуке…». Я скажу:
Театр! Как много в этом слове
Для сердца русского сплелось,
Как много в нём отозвалось….
Театр! Это сцена, актёры, костюмы, занавес – особая атмосфера.
Когда мы собираемся в театр, мы думаем о том, какое платье нам надеть, какую обувь подобрать, какую сделать причёску. Мы думаем о духах, бижутерии, маникюре …..
Нас всё это собирает, вдохновляет, дисциплинирует, ВОСПИТЫВАЕТ.
Над проблемой «Обучение и воспитание – единый процесс. Формирование творческого коллектива через театрализацию» я работаю уже несколько лет. Понимаю, что по всем педагогическим правилам тему надо заменить. И как поёт Алла Пугачёва в своей песне: «Надо бы, надо бы, надо бы остановиться, но не могу, не могу, не могу, не могу. Не могу и не хочу». Меня эта проблема вдохновляет, она вдохновляет детей. Мы имеем результаты. А раз мы имеем хорошие результаты, значит, данная технология работает. Чтобы не выходить за рамки регламента , я взяла за основу свою статью, которая так и называется « Воспитание и обучение – единый процесс. Формирование творческого коллектива через театрализацию », которая была отмечена Киевским журналом «Расскажите внуку» и которая помогла мне стать победителем Республиканского конкурса «Лучший классный руководитель Крыма 2014 – 15 год».
воспитание и обучение–единый процесс.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ.
Воспитательная сторона обучения
раскрывается, по - моему твёрдому
убеждению, прежде всего в том, что,
образно выражаясь, в стройном оркестре
основ наук каждый ученик находит свой
любимый инструмент и свою любимую
мелодию.
В. Сухомлинский
Умение околдовать учеников, увлечь их учебным материалом, преподнести информацию в яркой эмоционально - образной форме - это наибольшее счастье учителя и наивысшее умение его педагогического творчества. С помощью только таких условий можно научить и воспитать, пробудить мысль и формировать чувство, а главное - способствовать становлению и развитию личности.
Л. Выготский, который разделял мысль про родство педагогики и искусства, говорил, что именно в художественном образе есть «великая сила, которая зажигает чувство, возбуждает волю, поднимает энергию, которая обуславливает и готовит к действию».
Учитель в классе - это режиссёр, и актёр, и автор сценария педагогической пьесы - урока.
Элементами, с помощью которых строится сценарий сказочной реальности, являются стихотворение, музыка, песня, сказка, игра, учебные задания. А оживает этот сценарий с помощью драматической, музыкальной, художественной, хореографической, познавательной деятельности детей и педагога. Поэтому в своей работе я использую инновационную театрализованную технологию.
Театрализованная деятельность требует от учеников мышления, внимания, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Учитель всегда в поиске, какой путь найти к ученику, чтобы ему было интересно, чтобы он не был безразличен к учёбе, к жизни класса, школы. А учитель начальных классов особенно: ведь привить интерес надо не к одному предмету. Понимаю, что в педагогическом процессе органично соединяются два относительно самостоятельных процесса - обучение и воспитание.
Обучение - деятельность, направленная на развитие умений и навыков воспитанников.
Воспитание - деятельность, направленная на формирование моральных качеств личности.
У воспитания и обучения своя психологическая основа, свои специфические принципы, методы и формы организаций. Следует помнить, что в практической деятельности педагога обучение и воспитание осуществляются не отдельно или поочерёдно, а одновременно, параллельно, в единстве. И обучение, и воспитание как части педагогического процесса призваны содействовать реализации единой цели: всесторонне развитой личности.
Когда я взяла очередной первый класс, то задумалась, по какому пойти пути, чтобы достичь каких - то успехов в обучении и в воспитании. Мне вспомнились слова В. Сухомлинского: «В воспитании ребёнка всё имеет своё значение, в том числе и формирование эстетических ценностей, отношение к мастерству и творчеству других, познание мира не только вокруг себя, а и самого себя, познание не только разумом, но и сердцем».
Опираясь на опыт В. Сухомлинского, который сказал: «У детей интерес к знаниям пробуждается лишь тогда, когда их рука, кончики пальцев включаются в творческий труд», - я подумала, что этим творческим трудом для нас не может ли быть театральное творчество. И я решила в своей воспитательной работе сделать упор на это. Я боялась, что найдутся ребята, которые не проявят интереса к этому, а безразличие - это самое страшное. Но со временем я поняла, что не ошиблась, и мой выбор был правильным.
А начали мы с элементарного.
Мы решили показать на сцене для начальных классов мероприятие «Путешествие в страну опасных предметов». Начали с того, что распределили роли: грязь, пыль, микробы... И вот тут началось самое интересное. Надо было вжиться в свою роль, показать, как выглядит образ, как ведёт себя, с помощью каких жестов и мимики. У ребят разгорелись глаза, их невозможно было отправить домой после школы. Они с интересом бежали на репетиции, не опаздывали, и каждый ребёнок старался показать, как будет выглядеть герой на сцене.
Это было трудно, но, общаясь, они становились смелей и без стеснения изображали героев.
Ребята волновались, переживали перед выступлением, но всё получилось отлично. А после спектакля они чувствовали себя героями, и у них возникло желание ещё показать себя. Я поняла, что «зацепила» их. С этого момента стал просматриваться в классе коллектив. Было приятно видеть их всех вместе, дружными, весёлыми. У них появились общие интересы. Когда я предложила сыграть «Украинские посиделки», дети с радостью согласились. Материал нашла в журнале «Расскажите внуку». Мне он понравился, ребятам тоже, и мы начали подготовку.
Здесь репетиции проходили ещё оживлённее и интереснее. Мы вместе обсуждали костюмы, декорации. Вместе готовили их. Я предложила ребятам, чтобы они пообщались с дедушками и бабушками, поинтересовались, как те готовились и проводили зимние праздники. И тут заинтересовались родители и начали помогать нам. Слова были выучены быстро, с желанием. На репетиции каждый старался выглядеть как можно выразительней. Внимательно следили за своей речью и за речью других. После репетиций дружески обсуждали, у кого получилось лучше, а кому надо обратить внимание на свою игру. Таким образом, ребята становились дружней, активней, внимательней. Общение между детьми становилось добрым, не было никаких ссор, обид. Ребята проявляли самостоятельность. А рядом с нами были родители. Кстати, с этой постановкой нам предложили принять участие в районном конкурсе «Крымская радуга», где мы заняли 1 место. Ребята стали серьёзней. Я чувствовала, что они стали лучше читать, с удовольствием учили стихи, а самое главное, что они старались читать их выразительно. Без подготовки могли прочитать произведение в лицах, улавливая особенности образа, без затруднений могли дать характеристику героя. На районном конкурсе выразительного чтения наш ученик занял 2
место, а на республиканском конкурсе, посвященному творчечтву Л.Украинки, в Симферополе, ребёнок занял 4 место. На гала – концерте «Парад звёзд» наш одноклассник стал победителем. Потом ребята сами попросили меня найти материал для постановки, а я этого ждала и уже присмотрела. И опять на помощь пришёл журнал «Расскажите внуку». Мы стали готовить «Вечерницы у Катерины». Вот здесь ребята показали себя «профессиональными актёрами». Мы жили этой постановкой, репетировали иногда даже на ходу: на большой перемене, во время прогулки в парке. Ребята так естественно играли, что зрители, которым мы показывали свой спектакль, даже не поняли, что женскую роль играл мальчик. А когда он снял парик, зал грохнул аплодисментами.
С этим мероприятием мы принимали участие в районном конкурсе «Театральные подмостки», где заняли 2 место. К этому времени наш коллектив был назван «Звёздочки». Дети говорили: «Раз мы звёздочки, значит, вы наша луна». И когда нужно было составить характеристику коллективу, я придумала такую былину.
Характеристика - былина
творческого коллектива «Маленькие звёздочки».
(Завет - Ленинская общеобразовательная школа 1-Ш ступеней).
В присивашском ли селе Завет - Ленинском
Есть ли школа средняя да красивая.
И работают в ней красны девицы,
Красны девицы да добры молодцы.
А и учат они, и воспитывают
И больших, и малых детушек.
Среди них и свет Инна Анатольевна.
Уж и любит она своих детушек,
И лелеет их, интерес к наукам прививает им.
А они - то у ней такие дружные,
Такие дружные да послушные.
Захотелось ей их побаловати:
С театральным понятием познакомити.
А и откликнулись малы детушки с удовольствием.
С удовольствием стали репетировать.
Да и в школу теперь резвей бегут они:
С сценкой новою хотят познакомиться.
Увлекла она их души детские,
Души детские, сердца нежные.
«Ах вы, звёздочки мои вы маленькие,
С удовольствием с вами занимаюсь я.
Засветились вы под школьным небушком
Не напрасно ведь, чаю я.»
«Уж Луна вы наша светлая да добрая, -
Отвечают ей малы звёздочки, -
Мы за вами хоть на край земли,
Только дороженьку нам показывайте».
И нашла она эту дороженьку.
Привела та дороженька их на сцену школьную.
Не большая сцена, не великая,
Но и звёздочкам ведь ещё расти.
Приглашают их на встречи праздничные,
На мероприятия школьные,
Выступают они агитбригадою.
Засветились ярче звёздочки
Под умелою рукою Луны своей.
И заметили их люди добрые,
Люди добрые да умные,
В театральном деле всё знающие.
И, заметив их, похвалили их.
Похвалив, пожелали им пути доброго и светлого,
Пожелали им успехами радовать Луну свою,
свет Инну Анатольевну,
И Луну свою, и школу милую.
Конечно, я проводила эту работу последовательно, а для статьи выбрала самые яркие моменты. И что я получила в результате?!
У меня создался дружный коллектив, с нами рядом были родители, они всегда посещали все наши мероприятия, радовались вместе с нами, переживали. Ребята серьёзно относились к учёбе, о нарушении дисциплины не могло быть и речи. Дети много читали, в подготовке уроков умело использовали детские энциклопедии, принимали участие во внешкольных мероприятиях, работали в районном экологическом центре. Речь у ребят становилась выразительней, эмоциональней. В конце года мы провели итоговый классный час. Он был построен в форме обобщения работы за год. На нём мы вспомнили самые интересные моменты из жизни нашего класса.
Как натурально играли мои дети!
Как умело они импровизировали!
Им не надо было ничего подсказывать. Я видела их лица и глаза родителей и понимала, что ради этого стоит жить и работать.
Правильный ли я выбрала путь?
Теперь я думаю да.
Театрализация - это не только воспитательная работа. Моменты театрализации можно использовать на любом уроке. Ещё А. С. Макаренко писал: «Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть».3нания, полученные ребёнком вместе с впечатлениями, удивляют своей глубиной и прочностью. Время не только не стирает их, но углубляет, расширяет, дополняет. Приёмы театрализации вызывают у детей удовольствие, повышают эмоциональный тонус, способствуют развитию фантазии, воображения, внимания, наблюдательности и пытливости. Эти приёмы также помогают снять эмоциональную скованность учеников, неуверенность в себе, активизируют творческие способности. Использование средств театрализации способствуют созданию на уроке ситуации успеха, которая вызывает у учеников чувство радости и удовольствия от обучения. Так, например, при изучении предметов в начальных классах желательно использовать театрализованный материал. Именно в нём следует искать скрытые возможности для успешного усвоения учениками предмета. Для маленьких учеников такие уроки становятся любимыми. Средства театрализации можно использовать на любом уроке и на любом этапе урока.
Но театрализация это не только сцена. Это развитие и других творческих способностей учеников. Это и танцы, и рисование, и музыка, и поделки, и выразительное чтение. Это дисциплинирует и воспитывает.
Сущностью театрального творчества школьников можно назвать процесс перевоплощения своего поведения на поведение другого, что отвечает особенностям обстоятельств и героев, которые предлагаются. Как результат, повышается грамотность в театральном искусстве, приобретаются исполнительские навыки, развивается творческая активность, вера в пользу своего участия в общем деле, усовершенствование зрительской культуры, рост уровня социальной адаптации личности школьника. Основным направлением усилий педагога в учебно - творческих театральных упражнениях следует считать фиксацию внимания класса на выразительности действий человека, его мимики, интонации, учитывая все виды индивидуальных и типовых трудностей учеников.
Для ребёнка термин 10-12 лет в школе - это целая жизнь, это время формирования самоуважения и умения общаться, что требует усилие педагога. Я считаю, что за театрализованным обучением - будущее школы, ведь обществу нужны творцы во всех сферах жизни, люди с активной жизненной позицией.
Результатов много. А это значит, что эта технология работает.