Просмотр содержимого документа
«Текстовые умения в системе речевого развития младших школьников»
ТЕКСТОВЫЕ УМЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н.В. Сверчкова (г. Рязань )
В начальной школе закладываются основы знаний, которые совершенствуются на протяжении всей жизни человека. Изучение русского языка для ребёнка является основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения и интеллектуальных способностей, а также служит способом адаптации человека в социуме. Чтобы грамотно высказывать свои мысли, школьник должен владеть определёнными умениями и навыками, которые являются общими и для младших школьников и для взрослого человека [4] .
Таким образом, содержание предмета (русский язык) направлено на формирование и совершенствование функциональной грамотности ученика, основ лингвистической и языковой компетенции. Особое внимание на уроках русского языка в начальной школе уделяется развитию устной и письменной речи. Текст имеет весомый дидактический потенциал для формирования умений разных компетенций: от языковой до культурологической [1]. Школьная практика показывает, что текст является основой обучения по разным предметам. Работая с текстом, младшие школьники приобретают коммуникативные умения и навыки.
В каждом разделе курса русского языка ребенок работает с текстом, так как все анализируемые явления интересны и значимы не только сами по себе, но и в качестве компонентов любого текста, который создается или воспринимается в ходе изучения. Следовательно, изучение языковых явлений на уроках русского языка не может стать самоцелью, оно должно подвести учащихся к новому уровню в овладении средствами общения: от минимального владения языком к максимальному, более совершенному, правильному [2, с. 3].
Умение работать с текстом- важное умение младшего школьника, которое характеризует не только уровень общей грамотности, но и уровень культуры человека в целом. Работа по формированию текстовых умений учащихся начальной школы многогранна. Учить может не только педагог, но и сами школьники друг друга. Рекомендуется применять совместные формы работы, работы в парах: при выявлении ошибок, проверке текста, при этом ученики могут посоветоваться друг с другом, высказать свое аргументированное лингвистическое убеждение. Трудные вопросы обсуждаются всеми учащимися. Учитель принимает участие в обсуждении, если у школьников не получилось достичь правильного решения самостоятельно.
Особенность формирования текстовой компетенции состоит в том, что школьникам за время обучения необходимо попытаться освоить разнообразные виды письменных работ, предусмотренных в образовательных программах для начальной школы. Упражнения со временем становятся более сложными по мере постижения более простого . Текстовые умения учащихся формируются последовательно, например, сначала школьники пишут подробное изложение, а позже сжатое [5, с. 348]
Центральный метод работы с текстом в ходе формирования у детей младшего школьного возраста текстовых умений - это анализ текста. Каналитическим умениям относится: анализ компонентов текста в зависимости от направленности формируемого умения и определенных задач, стоящих перед педагогом на каждой конкретной стадии обучения. Сюда относятся следующие задания: озаглавливание текста (придумать заголовок либо выбрать название из ряда возможных и прочее.); выявление темы и главной мысли текста; составление плана, вопросов к тексту; выявление приемов соединения предложений и частей текста; установление стиля, жанра, типа текста; выявление места языковых средств в процессе передачи содержания текста и прочее. [3, с.13-15].
Анализ исходного текста развивает у школьников умения продуктивно создавать собственные тексты, которые включают в себя: умение раскрывать тему и главную мысль текста; умение собирать и группировать материал к высказыванию по такому источнику, как книга; умение продумывать и создавать высказывание, основываясь на задаче, теме, главной мысли; умение создавать монологические высказывания различных функционально - смысловых типов (описание, повествование, рассуждение) и прочее.
Любое новое упражнение должно быть связано с предыдущими и готовить школьника к последующим, вместе с тем, подчиняться общей отдаленной цели, гарантирующее движение вперед.
Таким образом, в результате работы, нацеленной на формирование основных текстовых умений, становится возможна определенная социальная адаптация детей младшего школьного возраста к условиям окружающей действительности, повышается общая культура ребенка. Успехов в этой работе можно достичь посредством применения комплексных методов, комбинирующих разнообразные виды деятельности: рисование, речь, игру, используя вышеназванные направления работы педагога на уроках русского языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алентикова С. А. Раскрывая тайны текста [Текст] / С. А. Алентикова. ˗ Москва: ЭЛПИС, 2014 ˗ 286 с.
2. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.
3. Ладыженская, Т.А. Текстовые умения. Как им учить? [Текст] / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская // Начальная школа: до и после. – 2005. - №5.- С.13-15.
4. Лосева, Л.М. Как строится текст / Л.М. Лосева – М.: Просвещение, 1980.
5. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учебное пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 9-е изд. – М.: Академия, 2015. – 664 с.