Просмотр содержимого документа
««Творчество В. Д. Берестова. Обстоятельство, как второстепенный член предложения.Закрепление изученного материала». »
Тема учебного занятия: «Творчество В. Д. Берестова. Обстоятельство, как второстепенный член предложения. Закрепление изученного материала».
Предмет: русский язык, литературное чтение.
Класс: 4.
Цели учебного занятия:
- способствовать созданию условий для формирования синтаксической грамотности при работе с текстами;
-способствовать развитию навыков анализа поэтических текстов;
-стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;
-организовывать и направлять деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию полученных знаний.
Задачи:
- продолжить знакомство с творчеством В. Д. Берестова;
-повторить изученный материал об обстоятельствах;
-воспитывать чувство патриотизма у младших школьников.
Тип урока: интегрированный урок построения системы знаний.
Техническое обеспечение урока: компьютер, м/медийный проектор.
Методическое обеспечение:
Учебник «Литературное чтение», 4 класс, автор Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература» 2013 год.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова.
Презентация к уроку, посвящённая творчеству В.Д.Берестова.
Электронный словарь Кирилла и Мефодия.
Познавательные УУД:
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Пользоваться словарями, справочниками.
6. Осуществлять анализ и синтез.
7. Устанавливать причинно-следственные связи.
8. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
1. Умение слушать и понимать других.
2. Умение правильно оформлять свои мысли.
3.Умение грамотно строить речевые высказывания в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. Умение прогнозировать работу.
3. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
1. Умение высказывать своё отношение к событиям и героям.
2. Умение выражать эмоции и чувства.
Содержание учебного занятия.
1.Организация класса.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Постановка проблемы урока.
4. Работа по теме.
а) Словарная работа.
б) Знакомство со стихами Берестова В.Д..
в) Первичное восприятие текста.
г) Анализ стихотворения.
5.Итог урока.
6.Рефлексия.
1. Организация класса.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит!
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Начинаем урок русского языка и литературы. Тихо садитесь. Положите тетради правильно, запишите число, классная работа.
2.Актуализация опорных знаний.
Послушайте одну интересную историю.
Шел снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружились в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.
Две снежинки, летевшие рядом, боясь потерять друг друга, взялись за руки.
Но вдруг подул сильный ветер. Снежинки еще крепче сжали руки.
- Как хорошо лететь! – закричала одна снежинка.
- Но я боюсь потерять тебя в этом снежном вихре! – испуганно закричала другая снежинка.
- Не бойся! Обстоятельства не в силах разлучить нас. Летим на землю, укроем поля и рощи снежным покрывалом, а весной весело запоем ручейками, напоим влагой леса и луга…
Почему снежинки остались вместе?
Снежинки похожи на людей? Чем?
Вывод: мы все очень разные, но есть такие люди, над которыми не властны обстоятельства. Эти люди всю жизнь идут только вперёд, к своей цели.
3.Постановка проблемы урока.
Сколько лексических значений у слова обстоятельство?
Что означает каждое из них?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Вывод: будем говорить об обстоятельствах, которые могут быть в жизни каждого человека и об обстоятельствах, как о членах предложения.
4. Работа по теме.
а) Словарная работа.
Запишите в тетради слово словарь.
Какое слово запишем на словарной страничке?
Сегодня на словарной страничке мы запишем слово обстоятельство.
Сможете самостоятельно без ошибок записать это слово? Почему?
Как справиться с проблемой?
Заглянем в электронный словарь, чтобы узнать, как пишется это слово.
(К доске выходит обучающийся и открывает электронный словарь на компьютере).
Запишите слово обстоятельство в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
А вот как толкует Ожегов значение этого слова.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО 1. Явление, сопутствующее какому-н. другому явлению и с ним связанное. Выяснить все обстоятельства дела. Делу помешало неожиданное о. 2. мн. Условия, определяющие положение, существование кого-чего-н., обстановка (во 2 знач.). Стечение обстоятельств. В трудных обстоятельствах. Смотря по обстоятельствам.
Что вы знаете об обстоятельствах, как о членах предложения?
А на какие вопросы они отвечают?
От каких членов предложения можно задать вопросы к обстоятельствам? Приведите примеры?
Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства?
Придумайте и запишите предложение с обстоятельствами.
(Работа у доски).
Найдите обстоятельства в предложении, которое записал(а)…
Как подчеркнем обстоятельства?
Чем выражены?
б) Знакомство со стихами Берестова В.Д..
Говоря об обстоятельствах жизненных, еще раз хочется вспомнить замечательного детского поэта, писателя, переводчика, Валентина Дмитриевича Берестова, творческий путь которого начался в годы Великой Отечественной войны, когда ему было всего 14 лет.
К.И.Чуковский в то время писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».
Как понимаете слова К.И.Чуковского?
Чем продолжим заниматься дальше?
(Подготовленный обучающийся кратко рассказывает биографию Берестова В.Д.).
в) Первичное восприятие текста.
Откройте учебник на странице 17. Стихотворение называется «В эвакуации». Какие ассоциации возникают при прочтении названия?
Что такое эвакуация?
Запишите это слово в словарь в тетрадь.
Посмотрим в электронном словаре. Как толкуется значение этого слова?
Запишите слово эвакуация в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
А сейчас …прочитает вам это стихотворение.
(Стихотворение читает подготовленный ученик).
Приложение 1.
Почему Берестов пишет это стихотворение?
Какое испытание выпало на долю советского народа в сороковые годы?
(Звучит отрывок из песни «Священная война» Композитор: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач.).
Война – время разрухи, голода, жестокости. Великая Отечественная война унесла более 20 миллионов жизней советских людей. Она безжалостно вторгалась в каждую советскую семью, не обошла стороной и семью Берестова.
Победа далась страшной ценой. И юный В.Д. Берестов, будучи патриотом своей страны, приближал час великой победы своими замечательными стихами.
Как вы понимаете значение слова патриот?
Посмотрите в электронном словаре.
Запишите слово патриот в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Придумайте и запишите предложение с этим словом, используя обстоятельства. Подчеркните обстоятельства, укажите, чем выражены.
г) Анализ стихотворения.
Нравится ли южная природа лирическому герою?
Какие приемы использует автор для придания образности стихотворению?
Зачитайте.
В какой строфе меняется длина строчек?
Почему?
Как автор использует прием контрастов?
Зачитаете предложения с контекстными антонимами.
Спишите первую строфу в тетрадь.
Найдите и подчеркните обстоятельства, укажите, какими частями речи выражены.
Патриотическая лирика Берестова содержит предложения, распространенные обстоятельствами.
5. Итог урока.
Можно ли назвать Берестова В.Д. борцом за мир? Почему?
Возможно потому, что он прожил жизнь вопреки обстоятельствам, как истинный патриот своей страны, и мир, который предстает перед нами в стихах Берестова В.Д., был именно таким: динамичным, полным контрастов, свойственных своему времени.
Вот каким предстает мир еще в одном стихотворении поэта.
(Учитель читает стихотворение «Мир».)
Приложение 2.
Мир – такое маленькое емкое слово, но сколько обстоятельств влияют на мир на нашей планете.
От кого зависит мир на Земле?
Вывод: от вас зависит, каким достанется в наследство планета, мир, страна вашим детям и внукам. И как бы ни складывались обстоятельства в жизни человека, самым главным должны оставаться любовь к родителям, к Родине, к Отечеству. А наша еще одна встреча с обстоятельством, как второстепенным членом предложения, поможет в изучении родного русского языка.
6.Рефлексия.
Урок подходит к концу.
Какими бы предложениями о В.Д. Берестове, о его творчестве, о родине вы бы его закончили?
Запишите это предложение в тетрадь, а дома распространите его обстоятельствами.