kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проблемного диалога при обучении детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет интересен педагогам, которые работают с детьми с умственной отсталостью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного диалога при обучении детей с ОВЗ»

Технология проблемного диалога

как средство реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Подготовила: Щербакова Н.В.




Учитывая задачи, которые ставит ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также психолого-педагогические особенности учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости, мы пришли к выводу, что при обучении этих детей наиболее подходящей является технология проблемного диалога.

Использование которой позволяет обучающимся с легкой степенью умственной отсталости вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща, при этом овладевая разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения, ставить вопросы, создавать проблему, искать способы её решения.

СЛАЙД 1

Технология проблемного диалога - это тип технологии, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Автором технологии проблемного диалога является Мельникова Елена Леонидовна.

Данная технология является одной из наиболее универсальных личностно-ориентированных, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего и здоровьесберегающего обучения, которые являются основными для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

На уроках мы активно применяем технологию проблемного диалога и на личном опыте убедились в её результативности.

При использовании проблемно-диалогического обучения у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости происходит развитие следующих компетентностей:

 - способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

 - способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

СЛАЙД 2

Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно( или с помощью учителя) делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников с умственной отсталостью.

Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания через специально организованный учителем учебный диалог.

Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

СЛАЙД 3


Рассмотрим структуру урока при использовании данной технологии


На уроках, проводимых нами по  данной технологии, предполагается несколько этапов:

1.Создание проблемной ситуации

2.Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы

3.Выдвижение гипотез, предположений, версий

4.Открытие нового знания

5.Подведение итогов. Рефлексия

СЛАЙД 4

1 этап

На этом этапе учитель добивается следующих результатов:

- подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

2 этап

На этом этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками.

Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками.

Вопросы задаются  следующие: Какой у вас возник вопрос на основе выявленного противоречия? Что нам предстоит сегодня выяснить? Учащиеся (с помощью учителя) формулируют учебную проблему.

3 этап

На этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению гипотез(в случае с учениками с умственной отсталостью-версий, предположений). Он имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказками (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя.

Ученики предлагают свои версии,  принимаются разные версии, даже абсурдные.

4 этап

В соответствии с первым пунктом дается задание по обсуждению новых знаний, в ходе выполнения задания проверяются версии.

Учащиеся работают с текстом учебника, дополнительной литературой, наглядными пособиями, используются компьютерные технологии.

Ученики выбирают варианты ответа по учебной проблеме. В ходе работы чередуются разные формы: индивидуальная,  парная, групповая и общая беседа.

5 этап

Происходит представление использования новых знаний в виде рассказа, схемы-рисунка и т.д.

Учащиеся обобщают, делают выводы (если необходимо, то с помощью учителя) по проблеме.

Учитель организует рефлексию: Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Ученики проводят самоанализ и дают  самооценку.

  Таким образом, технология проблемного диалога дает возможность ученикам с лёгкой степенью умственной отсталости не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, в разной степени самостоятельно овладевающими знаниями и решающими познавательные задачи.

СЛАЙД 5

3. Методы и приёмы, используемые на уроках.

1) Методы постановки учебной проблемы.

а)Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

Побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

По ходу диалога учителю также необходимо обеспечивать безоценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы («Так, кто точнее сформулирует?»).

Основные приемы создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог:

 Чаще всего использую следующие приемы создания  проблемной  ситуации противоречия:

-проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие увидели?»

-проблемная ситуация с противоречием между житейским (т. е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается следующим образом. Сначала я выявляю житейское представление учеников вопросами или практическим заданием на «ошибку». Затем представляется научный факт.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами:  « Что вы думали сначала? А что оказывается на самом деле?»

-проблемная ситуация между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений

б) Подводящий к теме диалог:

Является более простым. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников.

Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога, как и в первом случае, необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

в) Сообщение темы с мотивирующим приемом:

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно» ,»группировка»

СЛАЙД 6,7











СЛАЙД 8

2)Методы поиска решения учебной проблемы.

а) Побуждающий к выдвижению и проверке предположений, версий диалог.

Представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять предположения или версии.

Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя.

При выдвижении версий побуждающий диалог выглядит так.

Общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Какие есть предположения, версии?», которая провоцирует выдвижение любых версий - как ошибочных, так и решающей.

Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные, дается подсказка к решающей версии, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей версией.

При проверке предположений, версий побуждающий диалог выглядит так.

Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой версией? Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае, последние сообщаются в готовом виде.

Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту версию?», подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае, план сообщается в готовом виде.

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему.

Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу.

Затем учитель организует поиск решения.

Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать того, до чего ты додумался лично.

Проблемно-диалогические методы хорошо сочетаются с фронтальной, парной, групповой и индивидуальной формой обучения.

К средствам обучения обычно относят учебник, ИД и опорные сигналы, которые учитель фиксирует на доске.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технология проблемного диалога при обучении детей с ОВЗ

Автор: Щербакова Наталья Владимировна

Дата: 19.11.2018

Номер свидетельства: 486445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Практико-ориентированный проект "Чем пахнут ремесла?""
    ["seo_title"] => string(57) "praktiko_oriientirovannyi_proiekt_chiem_pakhnut_riemiesla"
    ["file_id"] => string(6) "421625"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497372476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Романтический идеал и романтический антиидеал на примере рассказа М.Горького"Старуха Изергиль""
    ["seo_title"] => string(80) "romanticheskii_ideal_i_romanticheskii_antiideal_na_primere_rasskaza_m_gorkogo_st"
    ["file_id"] => string(6) "516044"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1561542639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства